Главные вкладки

    Конспект игровой - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи (с применением ИКТ)"Морское путешествие"
    материал по развитию речи (старшая группа) на тему

    Данная образовательная деятельность закрепляет и расширяет знания детей о морских животных, развивает у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы, через игровую деятельность. Формирует умения делать выводы, умозаключения, воспитывает познавательный интерес и способствует активному отдыху детей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл morskoe_puteshestvie_starshaya_gr.docx340.8 КБ

    Предварительный просмотр:

     Конспект игровой -  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи (с применением ИКТ) "Морское путешествие"

    Аннотация: Данная образовательная деятельность закрепляет и расширяет знания детей о морских животных, развивает у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы, через игровую деятельность. Формирует умения делать выводы, умозаключения, воспитывает познавательный интерес и способствует активному отдыху детей. Образовательная деятельность сопровождается красочной презентацией.

    Цель:  Закрепить и расширить знания детей о морских животных, через игровую деятельность.

     Задачи:

    Образовательные:                                                                                                               

    - Учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами, путём   сравнения, подвести детей к выводу, что у всех рыб есть общие признаки.

    - Развивать у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы. Активировать и обогащать словарный запас.

    - Развивать исследовательские способности детей, логическое мышление, познавательную активность, любознательность;

    - Упражнять в умении намазывать аппликацию клеем.

    Развивающие:

    - Учить детей воплощать свои впечатления в игровых видах деятельности.   Развивать воображение, устойчивое внимание, зрительную память, наглядно -   образное мышление, целостность восприятия.

    - Развивать координацию движений в динамических двигательных играх, способствовать оздоровлению детского организма.

    Воспитательные:

    - Воспитывать умение видеть красоту и многообразие подводного мира. умение играть дружно, помогать друг другу.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

    Формы деятельности - совместная деятельность взрослого и детей.

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, физическая.

    Форма проведения: ситуация - игра

    Материал и оборудование: дидактическая игра – лото: «Синее море», энциклопедии о рыбах, цветная бумага для аппликации, силуэты рыб, картинки с изображением морских животных, компьютер, диск с записью шума моря, проектор, экран, мультимедийная презентация «Морская фиеррия».

    ТСО- компьютер, диск с записью шума моря, проектор, экран, мультимедийная презентация «Морское путешествие».

    Предварительная работа: беседы, викторины, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение энциклопедий, дидактические игры («Парочки», «Обитатели морей, рек, озёр, океанов»), сюжетно-ролевая игра «Подводники», рисование рыб, лепка из солёного теста и т.д.).

     Словарная работа: путешествие, теплоход, дельфин, хищные рыбы, жабры и т.д.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Дети заходят в зал и здороваются с гостями.

    Организационный момент

    Воспитатель:

    - Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Вот мы с вами и поздоровались. А теперь, дети, давайте поздороваемся с нашими ручками: «Здрав – ствуй - те» (хлопки на каждый слог), поздороваемся с глазками: «Здрав - ствуй - те» (моргают), разбудим наши плечи: «Здрав – ствуй - те» (поднимают плечи). Молодцы!

    - Сегодня мы совершим увлекательное морское путешествие.

      Но сначала к нему надо подготовиться.

    (Воспитатель и дети выполняют самомассаж)

    - Вы готовы, глазки?- Да! (поглаживание век).

     -Вы готовы, ушки?- Да! (поглаживание ушей).

    - Вы готовы, ручки?- Да! (поглаживание кистей рук).

    - Вы готовы, ножки?- Да! (поглаживание ног).

     - Вы готовы? (развести руки в стороны)- Да! (обнять себя руками).

    Дети, а на чём можно путешествовать? Какие виды транспорта вы знаете? (ответы детей).

    Я предлагаю на теплоходе. Ну что, пора покупать билеты. Стоимость билета одно слово, которое начинается на звук «о» и т.д., остались билеты, стоимость которых – слово на звук «а», «и», «у».

    Тогда в путь! (Звуки моря).

    Слайд №3

    Теплоход

    (дети встают парами лицом друг другу)

    Машет с пристани народ,

    Отплывает теплоход –                                 машут др. другу пр. рукой.

    Что же сделал он сначала!

    Оттолкнулся от причала –          оттолкнутся ладонями от ладоней тов.

    И поплыл, поплыл по морю,

    Набирая полный ход   –             качаются руками из стороны в сторону.

    Теплоход идёт вперёд!

    Слайд №4

    Упражнение «Морской воздух»

    Носик принюхался.                        Дети принюхиваются.

     Пахнет морским воздухом.

     И увидели мы море,

    Красивое, большое.

    Воздух мы морской вдохнем.

    Дышим носом, а не ртом.

     Плечи не поднимаем,

    Животом помогаем.                      Дети выполняют дыхательное упражнение

    Слайд № 5

    Воспитатель: обращает внимание детей на карту.

    - Что это! Это карта нашей планеты земля.

    1. Где на земле живут люди (На суше).
    2. Какими цветами на земле обозначена суша (коричневым, жёлтым, зелёным).
    3. Что обозначается голубым цветом (водные просторы).
    4. Назовите водные просторы.

    (реки, озёра, моря, океаны).

    Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.

    Недаром говорят «Рыбы-дети воды». Сейчас я вам предлагаю поиграть в  викторину, надо разделиться на 2 команды, команда, девочек, команда мальчиков. Я буду задавать вопросы, вы должны быстро дать правильный ответ.

    Слайд № 5- 6

     Посмотрите,  как красиво.

      - Что вы видите? Здесь много рыб.

    1. - Каких животных называют рыбами?

    2. - Как передвигаются рыбы? Да, им помогают управлять движениями плавники и хвост.

    3. - Почему рыбы могут жить только в воде? У рыб есть специальное приспособление для дыхания-жабры.

    4. - Чем похожи все рыбы?

    5. - А чем они отличаются?

    6. - Рыбы живут в какой воде (солёной, пресной)

     7. - Какие водные животные обитают в морских просторах (дельфин, кальмары, морской конёк, камбала и др.).

    8.  - Ребята, а каких рыб называют хищными? - которые  питаются другими рыбами, иногда лакомятся икринками других видов рыб.

     9. - А не хищные рыбы, чем питаются? (листьями, стеблями подводных растений).

    10. -  Какая рыба в море самая хищная (акула).

    11. - Как называются детёныши рыб (мальки).

    12. -  Из чего они выводятся (из икринок)

    Воспитатель: - каких только удивительных рыб не водится в морях и океанах. Я предлагаю поиграть в  дидактическую игру: 

    «Расскажи о морском обитателе».

    Показать изображение морского животного на слайде и дети рассказывают о нём небольшой рассказ.

    Слайд № 7-17

    Морская звезда

    Она похожа на звезду, у неё пять лучей. В случае опасности морская звезда может отбросить часть своего тела. Она хищник питается моллюсками и морскими ежами

    Краб

    Крабы ползают по дну тёплых морей. У них широкое и короткое тело. У крабов пять пар ножек. Передние - клешни, ими краб может разрезать пищу на кусочки. Краб собирает всё, что попадается на пути: раковины, рыбьи головы, осколки стекла и складывает на спину. Так он спасается от врагов.

    Морской ёж

    Тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат иголки. Иголки очень тонкие и острые. С помощью игл они защищаются от врагов и передвигаются. Маленькие рыбёшки прячутся в его иголках. Морские ежи ядовиты.

    Осьминог

    У осьминога мягкое тело, он не имеет костей и может изгибаться в разные стороны. Назвали его так, потому, что от его короткого туловища отходят восемь ног. Осьминог быстро меняет окраску. Они настоящие хищники, по ночам выбираются на охоту. Они могут не только плавать, но и ходить по дну.

    Медуза

    У медуз полупрозрачное тело в форме зонтика. Они похожи на студень. Медузы бывают разных размеров и очень маленькие, и очень большие. Они могут светиться в темноте, как фонарики. Зонтик и щупальца горят жёлто-оранжевым светом. Если на поверхность поднимается много медуз, кажется, что море пылает красным огнём.

    Электрический скат

    У ската плоское тело и тонкий, длинный хвост. У него есть ток, им он защищается. Зубы у скатов плотно прилегают друг другу. Если один из зубов сломался, на его месте за несколько часов вырастает другой. Скат быстро плавает, как будто он летает по воде.

    Кит

    Кит - это самое крупное животное на нашей планете. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы. Своих детенышей они кормят молоком. У них строение, как у человека. Киты долгое время могут находится под водой. Они выплывают, чтобы набрать кислород. В наши дни китов осталось мало, поэтому они взяты под охрану.

    Морской конёк – эта рыбка напоминает фигуру шахматного коня. Глаза могут двигаться одновременно в разные стороны. Передвигаются они в вертикальном положении и очень медленно. Сам морской конёк добычу не ищет, а ждёт, когда она будет проплывать мимо. Интересно, что потомство у них вынашивает самец.

    Скорпена – одна из грозных морских жительниц. Это очень ленивые рыбы. Они могут целый день пролежать на одном месте, прячась на дне в песке или между камнями. Человек, нечаянно наступивший на скорпену, может получить очень сильное ранение.

    Летучие рыбы, обитают в тёплых морях. Могут пролетать над водой небольшое расстояние. Чешуя у них очень крупная. Живут летучие рыбы небольшими стайками.

    Рыба молот -  это один из видов акул. Благодаря необычной форме своей головы, она обладает лучшей охотничьей сноровкой. Питается рыбами и даже другими видами акул.  Рыба – молот представляет большую опасность для людей.

    Дельфин – самый умный из морских жителей. Дельфины не рыбы, а млекопитающие, они хищники.  Мамы -  дельфины кормят своих детёнышей молоком. Дельфины способны издавать звуки. С помощью этих звуков дельфины могут общаться друг с другом. Дельфины легко поддаются дрессировке, быстро привыкают к человеку.

    Кальмар – очень быстрый и активный морской моллюск. Живут они в толще воды, не опускаясь на дно. У кальмаров хорошо развито зрение, они мгновенно замечают опасность. Они хищники – питаются мелкими моллюсками, живут группами. Мясо кальмаров очень вкусное и питательное.

    - Молодцы ребята, вы хорошо подготовились к путешествию, мне очень понравились ваши рассказы.

    Пальчиковая гимнастика: «Рыбка».

    Рыбка плавает в водице,                (Сложенными вместе ладонями дети

    Рыбке весело играть.                               изображают, как плывёт рыбка).

    Рыбка, рыбка, озорница,                  (Грозят пальчиком.)

    Мы хотим тебя поймать.                  (Медленно сближают ладони.)

    Рыбка спинку изогнула,                   (Изображают, как плывёт рыбка.)

    Крошку хлебную взяла.                         (Делают хватательные движения

                                                                             двумя  руками.)

    Рыбка хвостиком махнула,

    Рыбка быстро уплыла.                             (Снова «плывут».)

    М. Клокова.

    Слайд №18

    Наш парус ветер подгоняет,

    Теплоход скользит по ласковой волне,

    Вон за бортом дельфин играет,

    Резвясь в прозрачной глубине.

    Игра: Укажите водных обитателей, о которых можно сказать: «Это мой…», «Это моя…».

    Проверим: это мой - дельфин, краб, и т.д. Это моя – рыбка, касатка и т.д.

    Восп.: Сегодня на теплоходе работают 3 центра:

    1. Центр математики игра лото: «Синее море»;
    2. Центр искусства ( коллективная аппликация подводный мир);

    Я предлагаю вспомнить, что рассказало вам море  и запечатлеть ее в коллективной работе «Морское дно»

    1.  Центр науки  предстоит большая исследовательская работа.  В центре наука работает научная лаборатория (дети подходят к столу, на котором лежат указка и рыба.)  Давайте посмотрим из каких частей состоит рыба. Предложить детям показать части тела рыбы.

    Объяснить их значение  -  Как передвигаются рыбы? Да им помогают управлять движениями плавники и хвост. Плавники служат рулём и тормозом.

    У рыб есть специальное приспособление для дыхания-жабры.

    Рыба покрыта чешуёй, сейчас мы определим возраст рыбы по чешуе. Через лупу рассмотрим полоски на чешуйке и посчитаем сколько лет данной рыбе.

    Воспитатель предлагает сесть на стульчики.

    – Как мы определили возраст детей (по документам).

    – Как определили возраст у дерева (считали кольца на спиле).

    – Как определить возраст этой речной рыбы. (Карась.)

    – Может быть, на голове, хвосте, чешуйках, могут быть колечки?

    – В лаборатории есть настоящие чешуйки! Необходимо их исследовать экспериментальным путем.

    – Кто, что увидел?

    – Увидели ли кольца? Сколько?

    – Лиза, можешь определить сколько лет рыбе?

    – Зарисуйте, синим карандашом колечки - это будут документы о возрасте нашего карася.

    4. Воспитатель беседует с детьми (на стульчиках).

    – Мы были исследователями, определили возраст рыбы по чешуе – гипотеза наша.

    – Как подтвердить нашу гипотезу - наше исследование.

    – Где мы узнавали новую информацию (карточка по Савенкову, компьютер, книги, по телевизору, у взрослых).

    – У меня есть непростая книга. Как называется? (Энциклопедия.)

    – Открываю раздел “рыбы” стр. 41, читаю.

    – Ребята, мы подтвердили нашу гипотезу. Как настоящие ученые! Молодцы!

    – Что узнавали сегодня? (Возраст рыбы, сколько лет?)

    – Чему научились? Что исследовали в лаборатории?

    – Где проверили правильность наших исследований?

    Подвижная игра: «Море».

    (Координация слова с движением.)

    К морю быстро мы спустились,

    Наклонились и умылись.

    1,2,3,4 –

    Вот как славно освежились.

    А теперь поплыли дружно.

    Делать так руками нужно:

    Вместе раз – это брасс,

    Одной, другой – это кроль.

    Все как один плывём,

    Как дельфин.

    Вышли на берег крутой

    И отправились домой.

    Итог.

    - Дети, вам понравилось путешествие?

    - Что понравилось?

    - Каких морских обитателей встретили?- Ребята, мы с вами ещё совершим путешествие на морское дно и познакомимся с другими животными и растениями.

    - Много впечатлений осталось от нашего путешествия, которыми мы можем поделиться с другими детьми.

    А сейчас вы оцените свою работу на занятии.

    У меня в руках рыбки двух цветов.

    Жёлтую -  зовут Хорошо.

    Красную - Отлично.

    Выберете ту рыбку, имя которой будет вашей оценкой на занятии.

    Ребята, вы  были бесстрашными путешественниками, очень умными, любознательными и узнали очень много нового. Молодцы!

    Задачи:

    - Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, учить считать, решать задачи, развивать смекалку, фантазию, творчество, моторику пальцев рук;

    - развивать исследовательские способности детей, логическое мышление, познавательную активность, любознательность;

    - развивать координацию движений в динамических двигательных играх, способствовать оздоровлению детского организма.

     

    Под песню Почемучка в зал входит капитан «Почемучка».

    Почемучка: Дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное  путешествие в подводное морское царство.  Я ваш капитан – зовут меня Почемучка.

    Дети встают парами и по очереди инсценируют стихотворение А. Власова.

    Почему колючий ёж

    Так на ёлочку похож!

    Потому что ёж иголки

    Одолжил у доброй ёлки.

    Почему за белкой хвост

    Растянулся во весь рост!

    Для того чтоб белка эта

    Полетела, как ракета.

    Почему повсюду крот

    Роет свой подземный ход!

    Знать на свете для крота

    Все милее темнота.

    Почему здесь у бобров

    Нет ни пил, ни топоров!

    Им они едва  любы

    Инструмент их – остры зубы.

    Почему этот косой

    Умываться стал росой!

    Услыхал что от росы

    Завиваются усы.

    Почему вслед за лисицей

    Хвост пушистый волочится!

    Чтобы не было беды

    Заметает он следы.

    Почему в лесу волчица

    За волчат своих боится!

    Эти слабые волчата,

     Словно малые ребята.

    Почему малый медведь

    Начал жалобно реветь!

    А мишутке боль до слёз,

    В улёй сунул он свой нос.

    Почемучка:  Я вижу, вы тоже очень любопытные. Это значит, что вы готовы к путешествию.

    Под песню Почемучка в зал входит капитан «Почемучка».

    Почемучка: Дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное морское  путешествие  в неизведанную страну. Эту страну вы не найдёте на обычной географической карте мира. Вед эта страна волшебная. И название у неё загадочное  Почемучия. Я ваш капитан – зовут меня Почемучка.

    Дети встают парами и по очереди инсценируют стихотворение А. Власова.

    Почему колючий ёж

    Так на ёлочку похож!

    Потому что ёж иголки

    Одолжил у доброй ёлки.

    Почему за белкой хвост

    Растянулся во весь рост!

    Для того чтоб бека эта

    Полетела, как ракета.

    Почему повсюду крот

    Роет свой подземный ход!

    Знать на свете для крота

    Все милее темнота.

    Почему здесь у бобров

    Нет ни пил, ни топоров!

    Им они едва  любы

    Инструмент их – остры зубы.

    Почему это косой

    Умываться стал росой!

    Услыхал что от росы

    Завиваются усы.

    Почему вслед за лисицей

    Хвост пушистый волочится!

    Чтобы не было беды

    Заметает он следы.

    Почему в лесу волчица

    За волчат своих боится!

    Эти слабые волчата,

     Словно малые ребята.

    Почему малый медведь

    Начал жалобно реветь!

    А мишутке боль до слёз,

    В улёй сунул он свой нос.

    Почемучка:  Я вижу, вы тоже очень любопытные. Это значит, что вы готовы к путешествию.

    Но прежде чем попасть к берегам этой страны мы должны преодолеть множество островов и выполнить все задания, которые нам приготовлены.

    Ребята, посмотрите на гостей, друг на друга, подарите тёплые улыбки. С хорошим настроением отправимся в путешествие.

    Ребята,  вы готовы отправиться в морское путешествие!

    Да!

    Тогда в путь! На чем будем путешествовать?

    Дети :

     1. Мы теплоход построим сами,
    И "Отважный" назовём.
    Сядем все мы на корабль
    Далеко мы  поплывём!
    2.  Побываем в океане,
    И в моря мы заплывём.
    Неизведанные страны,
    Острова мы там найдём!

    Теплоход

    (дети встают парами лицом друг другу)

    Машет с пристани народ,

    Отплывает теплоход – машут др. другу пр. рукой.

    Что же сделал он сначала!

    Оттолкнулся от причала – оттолкнутся ладонями от ладоней тов.

    И поплыл, поплыл по морю,

    Набирая полный ход   – качаются руками из стороны в сторону.

    Первая наша остановка в Долине Загадочных грибов. Здесь растут съедобные и не съедобные грибы. Попробуйте собрать только съедобные грибы.

    Морское путешествие продолжается.

    Наш парус ветер подгоняет,

    Корабль скользит по ласковой волне,

    Вон за бортом дельфин играет,

    Резвясь в прозрачной глубине.

    Мы проплываем мимо мыса Угадай. Дельфин принёс нам задание.

    Предлагаю сделать остановку на мысе «Угадай» и поиграть.

    Пальчиковая игра.

     «Вот какое море, без конца и края.
    На песчаный берег волны набегают,
    Перестанет ветер на море сердится,
    Станет видно кто там,
    В глубине, таится!
    (Руки сцеплены в замок – волны.  Волны большие и маленькие - движения рук высокие и низкие).
    Кто там плещется в воде?
    (Рыбы)
    Рыбки плавали, плескались, в чистой тёпленькой воде.
    То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
    (Пальчиковые упражнения) 
    Плавают рыбки в воде, прячутся среди водорослей. Водоросли – это водные растения. «Растут в воде на самом дне и манят рыб: «Плыви ко мне».
    (Пальчиковое упражнение)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы знаем о зиме"

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....

    Конспект игровой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

    Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной....

    Конспект игровой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный лес эмоций»

    Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.Совершенствовать коммуникативные навыки детей.Воспитывать доброжелательность, сочувствие.Учить детей эм...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи "Каркуша в гостях у ребят"

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи «Путешествие по временам года»

    Цель: Закрепить знания детей о временах года. Задачи: Обучающие: • Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов при помощи суффиксов; учить различать на слух слова...

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ НА ТЕМУ: «БАНКА ВАРЕНЬЯ ДЛЯ КАРЛОСОНА»»

    КОНСПЕКТСОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ  НА ТЕМУ: «БАНКА ВАРЕНЬЯ ДЛЯ КАРЛОСОНА»»...