Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи «Путешествие по временам года»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Бегунова Надежда Александровна

Цель: Закрепить знания детей о временах года. Задачи: Обучающие: • Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов при помощи суффиксов; учить различать на слух слова с определенным звуком; • обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года; Развивающие: • развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, умение рассуждать; развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; • развивать эстетическое восприятие красоты природы; Воспитательные: • воспитывать любовь к природе, • умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы Приемы: лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихов, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физкультминутка, пальчиковая гимнастика; иллюстрации, игрушки-сюрпризы Словарная работа: названия времен года, весенних месяцев Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением времен года; чтение литературных произведений о временах года; дидактические игры: «Определи последовательность»; «Скажи правильно»; «Какое время года?»; словесные игры: «Доскажи словечко», «Какая погода?»; загадки; наблюдение в природе. Разучивание песни «Осень постучалась к нам» (И.Смирнова) Оборудование: Демонстрационное оборудование: иллюстрации времен года; картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень. Картинки к игре «Какое время года»; мяч, бабочка, птичка (муляжи), конверт, игрушка ежик; корзина с осенними листьями; аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П.И. Чайковского; раздаточное оборудование: предметные картинки; листы цветной бумаги в виде картины с рамой, картинки элементов пейзажа для составления осеннего, зимнего, летнего, весеннего пейзажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 Комбинированного вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по  развитию речи

«Путешествие по временам года»

Интеграция образовательных областей:

  • «Речевое развитие », 
  • «Познавательное развитие», 
  • «Социально-коммуникативное развитие».

Составитель: 

Бегунова Надежда Александровна

воспитатель группы №6

Санкт-Петербург


                                                             2017

Цель: Закрепить знания детей о временах года.

Задачи:

Обучающие:

  • Упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в изменении слов при помощи суффиксов; учить различать на слух слова с определенным звуком;
  • обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года;

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, умение рассуждать; развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;
  • развивать эстетическое восприятие красоты природы;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе,
  •  умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы

  
Приемы: лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихов, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физкультминутка, пальчиковая гимнастика; иллюстрации, игрушки-сюрпризы 

Словарная работа: названия времен года, весенних месяцев

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением времен года; чтение литературных произведений о временах года; дидактические игры: «Определи последовательность»; «Скажи правильно»; «Какое время года?»; словесные игры: «Доскажи словечко», «Какая погода?»; загадки; наблюдение в природе. Разучивание песни «Осень постучалась к нам» (И.Смирнова)

Оборудование: Демонстрационное оборудование: иллюстрации времен года; картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень. Картинки к игре «Какое время года»; мяч,  бабочка, птичка (муляжи), конверт, игрушка ежик; корзина с осенними листьями; аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П.И. Чайковского; раздаточное оборудование: предметные картинки; листы цветной бумаги в виде картины с рамой, картинки элементов пейзажа для составления осеннего, зимнего, летнего, весеннего пейзажа

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты.

1.Введение в игровую ситуацию, актуализация знаний о том, как принимать гостей.

Воспитатель: Я приглашаю вас сегодня в сказку.

 Как называется сказка, где сразу встретились четыре времени года? Двенадцать месяцев»).
Да, правильно. Я приглашаю вас в сказку - в гости к временам года.


-

Дети стоят в кругу. Отгадывают название сказки.

Игра «Подбери –словечко

 рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)
- свищет, бушует, дует, завывает.. (ветер)- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает(снег)- висит, растёт, тает, плачет, капает.( сосулька
)- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут..(цветы)

 активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…

- Сформированы элементарные представления о временах года

-Сформировано представление о труде взрослых в разное время года

- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы

- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы

2. Создание проблемной ситуации (постановка цели

Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте
- «Кто в году четыре раза переодевается?» (Это наша Земля).
- Назовите все четыре времени года (зима, весна, лето, осень).
Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Ветер с клена листья сбросил.

Воспитатель: Вот только кто- то  перемешал все месяцы, времена года перепутаны и если мы им не поможем,  будет беда!

Дети отгадывают загадку. Называют времена года, и предлагают вернуть на места все месяцы.

3.Мотивирование к деятельности

Воспитатель:  Вы правильно поняли задачу и нам пора встретится с временами года повторяйте за мной:

Сказка ждет нас впереди

Скажем дружно: «Приходи».
- Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.
 Смотрите, как здесь интересно. 

Дети повторяют заклинание.

 Дети проходят, садятся на стульчики возле мольберта

4. Проектирование решения проблемной ситуации

Воспитатель: Давай вспомним первые признаки каждого из времен года, а что бы нам было легче, что бы вы предложили использовать в качестве подсказок

Дети предлагают использовать картинки которые расположены на столе, лото «Времена года»

5. Выполнения действия


«Встреча с Весной»

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите:
- Какое наступило сейчас время года? (Весна)
- Какая погода за окном? (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? (Птицы)
- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице).
- Послушайте:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (^ Это весна)

Воспитатель:  Весну издавна любил народ. Называли ее весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, просыпаются бабочки. 

- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май
)
-
Как называются первые весенние цветы? (подснежники)
Воспитатель: Ой, смотрите-ка, ребята (в комнату залетает птичка и приносит детям конверт)
Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте посмотрим.

Воспитатель: Вы мне поможете, подскажете правильное слово.

Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу... (проталинки)
Самый первый день весны,
Самый - самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась... (верба)
Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась... (сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает... (капель)
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о первых признаках весны). Назовите эти признаки. 

- Да, правильно, по этим признакам мы можем определить, что уже пришла весна.
Воспитатель: Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке.
Воспитатель: Вот и бабочка прилетела. Что она говорит?
Бабочка: Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите.

Песенку комарика: (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;

Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;

Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.


«Встреча с летом»

Воспитатель: Какое время года приходит на смену весне
Смотрите, к нам пришло само Лето (показывает иллюстрацию с изображением лета)
-
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел зеленый листочек.
Расскажите как вы провели это лето, что больше всего вам нравится делать летом.

«Встреча с осенью»
Воспитатель: Радостное время года - осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, дети им тоже помогали. Наступила золотая осень 

- Посмотрите, какая золотая красивая Осень к нам пришла. Наша гостья приготовила для нас вот такие картинки.
- Правильно. Молодцы, а в корзинке у Осени разноцветные листья.
- Как красиво в лесу, парке. Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы. Давайте и мы покружимся, как осенние листочки.

«Встреча с Зимой»

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о каком она времени года.

Наступили холода. 
Обернулась в лед вода. 
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым. 
Перестал медведь реветь: 
В спячку впал

В бору медведь. 
Кто скажет, кто знает, 
Когда это бывает? (
Зимой
- Вот и Зима пожаловала 
(рассматривают картинку с изображением зимы) со своими подарками.

- Ребята, посмотрите (показывает на картины о зиме): все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели
снежные шапки

«...Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов...»

- Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима. 

- Скажите, за что вы любите зиму?
- Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. Но в лесу много зверей, которые выходят из нор в поисках пищи. Зайчик гложет кору деревьев, лиса ищет мышей и на зайцев нападает. Голодный волк рыщет по лесу. А медведь спит в берлоге. Кто спит зимой?


Воспитатель: Ой, кто это шевелится? Ну-ка отгадайте.
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая
В колкой одёжке
Ходит по дорожке.
Конечно, это ёжик.

Воспитатель: Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.

Воспитатель: Давай, ёжик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.
Ежик:

Летом земля покрыта травой, а зимой... (снегом)

Летом на деревьях листья, а зимой... (деревья голые)

Летом вода в реках тёплая, а зимой... (речка покрыта льдом)

Летом день длинный, а зимой… (короткий)

Ежик: Спасибо вам, ребята, до свидания.
Воспитатель: Наш ежик побежал по дорожке навстречу новым приключениям.
Воспитатель: Ребята, давайте в подарок временам года составим для них пейзаж. Пейзаж – это картина о природе. Садитесь за стол и составьте свой пейзаж - зимний, весенний, летний или осенний. Игра составь пейзаж

Дети выбирают пейзаж, используя фишки разного цвета, в соответствии с цветом времени года)

- Как у вас красиво получилось! Молодцы! Оставьте ваши картины на столе, мы их сфотографируем на память нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, наша путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.
 

Работа по карточкам «Найди первые весенние цветы» (дети на карточках находят и обводят карандашом подснежники)

Словесная игра «Подскажи словечко»

Игра с мячом «Весной…» (дети передают мяч друг другу и называют весенние признаки)

Дети активно пользуются наглядными картинками,

собирают лото


 Игра со звуками дети хлопают в ладошки когда слышат нужный ответ.

 

Рассматривают иллюстрации с изображением лета.

 Дети вспоминают свои впечатления о лете, как они купались, ходили в лес, ездили отдыхать на море.

 Игра с мячом «Лето» (  дети бросают мяч, и называть слово,  ловит мяч и повторяет это же слово, но ставит  перед ним нужную форму слова «летний». Например, день — летний день; погода — летняя погода, солнце — летнее солнце, настроение - летнее, платье летнее, обувь - летняя.
дети садятся вкруг и по очереди кидают друг другу называя признаки лета.

Игра «Назови ласково» дети  под стульчиками лежат картинки, назовите ласково то, что на них изображено  (лист-листочек, гриб-грибочек...)
(дети рассматривают картинки).

 Игра «Угадай: какое время года?»
-4 ребенка по картинкам отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому что летом много цветов» или «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки»).
 

Физминутка «Осенние листочки
дети под музыку выполняют движения с листочками)

Мы - листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели

Дети отгадывают загадку .находят нужные картинки ,называют первые признаки зимы.

 Рассказы детей о том как они любят проводить время зимой( кататься на лыжах, санках и тд) Какие игры и забавы они знают Пальчиковая гимнастика 
Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

 Игра «Что когда бывает»

Игра составь пейзаж

Дети выбирают пейзаж, используя фишки разного цвета, в соответствии с цветом времени года)

6. Рефлексия, анализ результата деятельности.

Воспитатель: Ребята, наша путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия.
- Какая у нас была проблема?

- Справились мы с ней?

- В какие игры играли?
- Что вам особенно понравилось в путешествии?
- Что было интересно?
- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. Времена года приготовили для вас подарки – раскраски со своими приметами.

 Дети дают ответы.


Дети рассказывают о своих впечатлениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

использование тычкового метода в изобразительной деятельности...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Золотая осень».

Представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, используя методы ТРИЗ....

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВЕСЕННЯЯ КАРТИНКА» (БУСОГРАФИЯ)

НА ОСНОВАНИИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ Т...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста « С использование инновационных технологий.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста « С использование инновационных технологий: изготовление новогодних елочных игрушек из фетра....