Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Две столицы России»
методическая разработка по логопедии

Желтобрюх Оксана Федоровна

 

Полный вариант конспекта издан в журнале «Дошкольная педагогика» №2(77)/февраль/2012

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_stolitsy.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

«Две столицы России».

Полный вариант конспекта издан в журнале «Дошкольная педагогика» №2(77)/февраль/2012

Актуальность:

В программу детского сада входит изучение городов Москвы и Санкт-Петербурга, но у детей оказываются недостаточно сформированы представления об этих городах, часто они затрудняются объяснить отличия между ними, путают, какой город является столицей. Мы считаем целесообразным уделять больше внимания работе над этими темами и хотим представить результат нашей работы.

Задачи:

·         Углубление представлений о Москве и Санкт-Петербурге.

·         Расширение и уточнение словаря по теме «Города России»

·         Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования), навыка пересказа, выразительного чтения стихов.

·         Развитие связной речи, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации движений, конструктивного праксиса, воображения.

Цели:

·         Формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности в общении, ответственности.

·         Воспитание любви к Родине, ее столице, к родному городу и гордости за них.

Предварительная работа:

·         Рассматривание открыток, слайдов с видами Москвы и Санкт-Петербурга.

·         Чтение книги Е.Осетрова «Моя Москва».

·         Разучивание стихотворения Ф.Глинки «Москва» и рассказа по Е.Осетрову «Москва».

·         Составление плана рассказа-описания о Кремле на занятиях по развитию речи.

·         Знакомство с достопримечательностями Москвы и Санкт-Петербурга.

·         Чтение книги Л.Шифа «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком».

·         Разучивание отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» и стихотворения Н.В.Нищевой «Люблю по городу гулять…»

·         Создание фотоальбома «Мы в этом городе живем» в совместной с родителями деятельности.

·         Слушание «Гимна великому городу» Р.М.Глиэра на музыкальном занятии.

·         Посещение Дворцовой площади, Эрмитажа, Русского музея, Петропавловской крепости, прогулка по Невскому проспекту, Летнему саду. Подготовка рассказов о любимом месте в Санкт-Петербурге с родителями по плану, предложенному логопедом.

·         Рассматривание карт Москвы и Санкт-Петербурга.

·         Придумывание загадок – описаний о достопримечательностях Санкт-Петербурга на индивидуальных занятиях с логопедом, работа над общими речевыми навыками, над просодической стороной речи.

Ход занятия:

Психолог:  Здравствуйте, ребята. Мы с вами жители города, который считается культурной столицей. Давайте попробуем поздороваться по-разному. (Показывает картинки с изображением взрослого и ребенка) Как мы здороваемся с взрослыми?

Дети:          Здравствуйте! Будьте здоровы! Рады вас видеть.

Психолог: Молодцы! А как мы здороваемся со своими сверстниками?

Дети:          Привет. Как дела?

Психолог: А взрослым можно говорить «привет»?

Дети:          Нет.

Психолог: А если это мама или папа? Вы говорите маме «привет»? (Дети соглашаются) Значит, очень близким или хорошо знакомым взрослым можно говорить «привет». (Показывает картинку с изображением заката) А как можно здороваться в зависимости от времени суток?

Дети:          Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Психолог: А сейчас давайте послушаем, как здороваются ребята из вашей группы, и постараемся угадать, кто это говорит.

Используется презентация в формате PowerPoint. Ребенок щелкает «мышкой»на изображение одного из динамикой; звучит приветствие, произнесенное кем-то из детей группы; ребенок должен угадать имя говорящего. Затем ребенок нажимает на знак вопроса, расположенный на экране монитора; появляется фотография говорящего. Под последним знаком вопроса скрывается приветствие, произнесенное логопедом: «Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вас вижу». Дети угадывают.

Логопед: Вы такие молодцы! Вам так весело! У вас хорошее настроение. А что вы любите делать?

Дети:         Мы любим играть, рисовать.

Логопед: А гулять вы любите? Давайте погуляем по нашему родному городу.

·         Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять»

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть,

Люблю считать.

Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу. Далее на каждое название достопримечательности загибают по одному пальчику.

Невский – раз, Зимний – два,

Три – красавица Нева.

А четыре – мост Дворцовый.

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь – крепость у Невы,

Были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

                                                  Н. Нищева

Логопед: Скажите, пожалуйста, по какому городу мы сейчас гуляли?

Дети:         По Санкт – Петербургу.

Логопед: А вы знаете, как называют жителей Санкт-Петербурга?

Дети:        Да.

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем.

·         Игра с мячом «Кто где живет?»

Логопед: (бросает мяч ребенку) Кто живет в Санкт-Петербурге?

Ребенок: (возвращает мяч) Петербуржцы.

Логопед: (бросает мяч другому ребенку) А в Москве?

Ребенок: Москвичи.

Далее, бросая мяч, дети отвечают на вопросы:

¾    Как называют жителя Санкт-Петербурга (Москвы)?

¾    А жительницу Санкт-Петербурга (Москвы)?

¾    Как назвать жителей земли? (Земляне)

¾    А жителей России? (Россияне)

Логопед: Но в России очень много городов. Как назвать жителей Воронежа, Новгорода, Екатеринбурга (и т.д.)

Ответы детей.

Логопед: Ребята, а вот я слышала, что в России две столицы. Так ли это?

Дети:        Да.

Логопед: Разве так может быть?

Дети:         Москва – это главная столица, там находится правительство, а Санкт-Петербург – это культурная столица.

Дети читают известные им стихи о Санкт-Петербурге и Москве, воспроизводят прозаические отрывки.

Логопед: А сейчас попытаемся сравнить две российские столицы.

Дети подходят к мнемотаблице.

Логопед:   Давайте уступим место девочкам и по очереди расскажем о том, что мы сейчас увидим.

1-й реб.     В Москве улицы кривые, потому что она строилась без плана, а в Санкт-Петербурге – прямые, потому что он строился по плану.

Следующий ребенок видит на мнемотаблице буквы Ю и П.

2-й реб.     Москву основал Юрий Долгорукий, а Санкт-Петербург основал Петр Первый.

(изображение герба на мнемотаблице)

3-й реб.     На гербе Москвы и Санкт-Петербурга есть скипетр, а он является символом власти. Поэтому Санкт-Петербург и Москву можно назвать столицами.

(На мнемотаблице изображение стрелок и букв Ю и С)

4-й реб.     Москва находится на юге, а Петербург – на севере, поэтому его называют Северной столицей.

(На мнемотаблице изображение Кремля)

5-й реб.     Кремль есть только в очень древних городах. Поэтому Москва старше, древнее Санкт-Петербурга.

Логопед: А где находится в Москве Кремль?

Дети:        В центре города, рядом с Красной площадью.

Логопед: А почему эта площадь называется Красной?

Дети:        Потому что там пролилась кровь.

¾  Потому что она сделана из красного камня.

¾  потому что красная – значит красивая.

(Мнемотаблица с изображением российского флага и нотного стана)

Дети:       В Москве находится правительство, президент, это главная столица. А Санкт-Петербург – это культурная столица.

(Мнемотаблица с изображением здания)

Дети:       И в Петербурге, и в Москве находится много достопримечательностей (перечисляют известные им здания и сооружения вначале Москвы, затем Санкт-Петербурга)

Логопед: А какие у вас любимые места в Санкт-Петербурге?

Ответы детей.

Логопед: Москва и Санкт-Петербург отличаются не только своими достопримечательностями. Некоторые одинаковые предметы в Москве и Санкт-Петербурге называются по-разному. Один и тот же предмет москвич назовет так, а петербуржец – совершенно иначе. Мы сейчас с вами посмотрим картинки и узнаем, как называют эти предметы в Москве и Петербурге, а вы постараетесь отыскать названия этих предметов, написанные на полосках бумаги, и разместить эти полоски на доске, разделенной на две половинки. Итак, как же люди говорят в Москве, а как – в Петербурге?

На экране монитора компьютера появляется картинка с изображением скамейки.

Логопед: Что вы видите?

Дети:        Скамейку.

Логопед: Молодцы, вы еще раз доказали, что вы – настоящие петербуржцы. А вот москвич сказал бы, что он видит лавку, лавочку.

Дети находят полоски бумаги с надписями: «Скамейка» и «Лавка» и размещают их на магнитной доске, каждую в соответствующем столбце – «Москва» и «Санкт-Петербург». Следующей предъявляется картинка с изображением поребрика (бордюра)

Логопед: Что же это?

Дети:        Поребрик.

Логопед: И опять перед нами истинные петербуржцы. А москвич сказал бы «бордюр».

Дети находят полоски с надписями: «Поребрик» и «Бордюр» и размещают в соответствующем месте на магнитной доске. Следующая картинка с изображением парадной (подъезда)

Дети:        Подъезд.

Логопед: А по-другому как это можно назвать? Вот сейчас я бы сказала, что вы ответили как москвичи. Потому что у нас в Петербурге это – парадная. Пожалуйста, найдите два слова. Конечно, разве можно назвать наши обшарпанные стены парадными! А вообще, в Москве обычно говорят – «подъезд», а в Петербурге – «парадная». Надеюсь, вернут свой прежний облик наши парадные. Ну что, смотрим дальше.

Картинка с изображением пакета (кулька, мешочка)

Логопед: Что это?

Дети:         Пакет.

Логопед: Да, это слово вернулось в наш диалект. А наши любимые бабушки складывали продукты в кулечки и мешочки. Будем это знать.

Показывает картинку с изображением киоска (ларька).

Логопед: Куда мы ходим вместе с мамой?

Дети:        В ларек.

Логопед: Конечно, мы ходим в ларек, а москвичи – в киоск.

Следующая картинка – с изображением проездного билета (карточки)

Логопед: Что нас просит предъявить кондуктор в автобусе?

Дети:         Карточку.

Логопед: Ой, как вы меня порадовали! А москвич предъявит проездной.

Следующая картинка – с изображением батона (булки).

Логопед: Что это?

Дети:         Булка.

Логопед:   Вот-вот, настоящие петербуржцы. А москвичи никак не могут привыкнуть, что в Петербурге называют белый хлеб булкой, а черный – хлебом. Если москвич и петербуржец окажутся у одного прилавка в магазине, то петербуржец попросит хлеб и булку, а москвич – батон и буханку черного.

Дети находят полоски с надписями этих слов и размещают их в соответствующих столбцах на магнитной доске.

Психолог: Мы сейчас с вами превратимся в архитекторов и построим свой уголок Петербурга. Строить мы будем в парах. Давайте разобьемся на пары. Хорошо, если это будут девочка и мальчик.

Психолог раскладывает на полу лист бумаги формата А3, который будет основой для создания композиции, и мелкие детали архитектурных сооружений, вырезанные из бумаги.

Психолог: Но прежде чем начать работу, давайте послушаем гимн нашего города. Вы можете слушать не до конца, когда будете готовы, приступайте к строительству, но помните, что работать надо вместе, так, чтобы построенный вами уголок нравился вам обои. Постарайтесь договориться, что вы хотите создать.

Презентация слайдов с изображением Санкт-Петербурга, предъявляемых автоматически в режиме программы PowerPoint. Смена слайдов под неофициальный гимн Санкт-Петербурга О.Кваши. Дети начинают создавать свою композицию.

Психолог: Какие вы молодцы! А как бы вы хотели назвать ваш уголок Санкт-Петербурга? Расскажите мне о нем.

Дети рассказывают, психолог помогает им, задавая наводящие вопросы.

Психолог: Вот и пришло время расставания. Не будем забывать, что мы с вами – жители города, который называют культурной столицей. Давайте попрощаемся, но постараемся не повторяться. До новой встречи.

Дети:          До свидания! Всего хорошего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по применению здоровьесберегающих технологий»

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...

Тематический план совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста

Тематический план совместной деятельности по развитию мелкой моторики рук с детьми старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФК С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ОВЗ (ТНР).

Конспект интегрированой совместной с детьми-логопатами 5-7 лет образовательной деятельности по теме: "Путешествие в волшебный лес" - итог по лексической теме "Дары леса"...

Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей с детьми подготовительного возраста. Сказка-квест «Путешествие в русскую избу»

Дети подготовительного возраста, группы компенсирующей направленности, совместно с педагогами, совершают "путешествие" в русскую старину и  закрепляют  знания и навыки, полученных ...

Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.

Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста...

Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста...