Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №12 «Солнышко»
Календарно – тематическое планирование совместной деятельности
по формированию основ финансовой грамотности
с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Долгушина Ольга Юрьевна.
высшая квалификационная категория
2022
Актуальность и целесообразность:
Формирование основ финансовой грамотности дошкольников сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Разработанное календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе ОД, режимных моментов, игровых ситуаций.
Предполагаемые результаты
По завершению проведенной работы дети смогут:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории: деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности своей семьи. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
- Усвоить, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
- Овладеть на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»
- Углубить знания детей о разнообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.
- Умение применять первоначальные основы финансовой грамотности в реальной жизни.
Сентябрь | |
Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «потребности человека» и что к ним относится. 2. Формировать умения у детей приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям семьи. | |
Раздел 1 Тема «Потребности» | |
Виды деятельности | |
Беседы, презентации | Беседа на тему: «Потребности» Беседа на тему: «В гостях у семьи Экономистов» |
Сюжетно - ролевые игры | «Магазин игрушек» (картотека игр) «Потребности семьи» (картотека игр) |
Дидактические игры | «Волшебные помощники» «Заветные желания» «Кому, что нужно» |
Чтение художественной литературы (сказки экономической направленности) | К.И. Чуковский «Телефон» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Русская народная сказка «Как коза избушку построила» |
Финансовая грамотность в народной мудрости (пословицы, поговорки) | Запас человека не портит. И медведь из запасу лапу сосет. Кто не бережет копейки, тот сам рубля не стоит. |
Просмотр видеофильма | Азбука денег тетушки Совы – «Потребности и возможности.» |
Решение проблемных ситуаций, игровые ситуации. | «Угадай товар» «Трик – трак это не так» |
Продуктивная | Рисование на тему «Потребности семьи» |
Взаимодействие с родителями | Анкетирование родителей. «финансовое воспитание начинается в семье» |
Октябрь | |
Задачи: 1.Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях. | |
Раздел 2 Тема «Труд» | |
Виды деятельности | |
Беседы | Беседа на тему: «Труд. Заработная плата» |
Сюжетно- ролевые игры | «Семья» - помогаем маме по дому» |
Дидактические игры | «Чей труд важнее» (картотека игр) «Орудие труда – профессия – продукт труда или услуга». (картотека игр) |
Чтение художественной литературы (сказки экономической направленности) | К.И Чуковский «Федорино горе» Ненецкая сказка «Кукушка» Русская народная сказка «Мужик и медведь», «Морозко» |
Финансовая грамотность в народной мудрости (пословицы, поговорки) | Кто ест скоро, тот и работает споро. Кто мало говорит, тот больше сделает. Кто не работает, тот не ест. Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться. |
Просмотр видеофильма | Просмотр мультфильма «Сказка про лень» |
Решение проблемной ситуаций, | Телепередача «Гнома Эконома» |
Продуктивная совместная деятельность с детьми. | Поделки своими руками из бумаги, бросового материала. |
Взаимодействие с родителями | Консультация «Учите ребенка покупать и выбирать товар» |
Ноябрь | |
Задачи: 1. Продолжать формировать представления детей о содержании деятельности людей разных профессий. 2.Воспитать интерес дошкольников к новым профессиям, уважение к труду взрослых. | |
Раздел 3 Тема «Профессии» | |
Виды деятельности | |
Беседы | Беседа на тему: «Разные профессии!» |
Сюжетно- ролевые игры | «Реклама» |
Дидактические игры | «Кто, что делает?», «Назови профессию» (картотека) |
Чтение художественной литературы (сказки экономической направленности) | А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» Л.Н. Толстой «Наши пряли ваши спали» |
Финансовая грамотность в народной мудрости (пословицы, поговорки) | Торговля — кого выручит, а кого выучит. Не бывать скуки, коли заняты руки. Не печь кормит, а руки. |
Просмотр видеофильма | Мультфильм «Навигатор» |
Решение проблемных ситуаций, игровые ситуации | Игровая ситуация «Кто лучше знает инструменты» |
Продуктивная совместная деятельность с детьми. | Оформление стен газеты «Профессии наших родителей» |
Взаимодействие с родителями | Консультация в родительский уголок |
Декабрь | |
Задачи: 1.Углубить знания детей о разнообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам. | |
Раздел 4 Тема «Товар» | |
Виды деятельности | |
Беседы | Игра – занятие «Путешествие в страну товаров» |
Презентация | Презентация на тему: «Товары разного значения», «Что необходимо человеку для жизни» |
Сюжетно- ролевые игры | «Необычное путешествие» |
Дидактические игры | «Задавай вопрос» |
Чтение художественной литературы (сказки экономической направленности) | К.И. Чуковский «Муха – Цокотуха» «Доктор Айболит» Ф. Хагера «Продавец и лось» |
Финансовая грамотность в народной мудрости (пословицы, поговорки) | Купишь — платишь, продашь — плачешь. Наследство — ни дар, ни купля. Дешево покупается — недолго носится. Кота в мешке покупать нельзя. Товар лицом продается. Чего мало, то дорого, чего много, то дешево. Товарами лавка красится. |
Просмотр видеофильма | Азбука тетушки Совы – «Цена и ценные вещи» |
Решение проблемных ситуаций, | «Какие бывают товары» |
Продуктивная совместная деятельность с детьми | Рисование на тему «Мой любимый товар» |
Взаимодействие с родителями | Деловая игра для родителей |
Февраль | |
Задачи: 1. Познакомить с понятием «деньги» и историей их возникновения. 2.Продолжать формировать правильное к деньгам, как к предмету жизненной необходимости. | |
Раздел 5 Тема «Деньги» | |
Виды деятельности | |
Беседы, презентации | Беседа на тему: «Что такое деньги» Презентация: «Деньги прошлого и настоящего» |
Викторина | «Путешествие в денежную страну» |
Сюжетно- ролевые игры | «Маленькие покупки» |
Дидактические игры | «Домик копилка» |
Чтение художественной литературы (сказки экономической направленности) | А.Н. Толстой «Приключение Буратино» Э. Успенский «День рождение Шарика» Г-Х Андерсен «Огниво» |
Финансовая грамотность в народной мудрости (пословицы, поговорки) | Прибылью хвались, а убыли стерегись. Чужие деньги считать — не разбогатеть. Денежка без ног, весь свет обойдет. Деньги — гости: то нет, то горсти. Деньги счетом крепки. |
Просмотр видеофильма | Азбука тетушки Совы – «Что такое деньги?» |
Решение проблемных ситуаций, игровые ситуации. | «Кто больше купит?» |
Продуктивная совместная деятельность с детьми | Предложить раскраски по данной теме. |
Взаимодействие с родителями | Консультация в родительский уголок «Дети и деньги» |
Март | |
Задачи: 1.Продолжать расширять представления детей о понятиях: «семейный бюджет», «доход», «расход», «бартер». 3. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. | |
Раздел 6 Тема «Семейный бюджет» | |
Виды деятельности | |
Беседы, презентация | Беседа на тему: «Семейный бюджет – расходы» |
Сюжетно- ролевые игры | «Доходы семьи Экономистов» |
Дидактические игры | «Доходы семьи Крокодилы Гены» «Кому, что подарим?» (картотека игр) |
Чтение художественной литературы (сказки экономической направленности) | Обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» |
Финансовая грамотность в народной мудрости (пословицы, поговорки) | Не привыкай к безделью, учись рукоделью. Делом спеши, да людей не смеши. В дружной семье и в холод тепло. Согласие и лад, да и семье клад. |
Просмотр видеофильма | Азбука тетушки Совы «Работа и зарплата» |
Решение проблемных ситуаций, игровые ситуации | «Три поросенка» |
Продуктивная совместная деятельность с детьми | Вырезание монеток разных по номиналу (1, 5, 10 рублей) |
Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей. «Формирование начал экономических знаний у дошкольников. Полезные советы родителям по экономическому образованию.» |
Апрель - Май | |
Задачи: 1.Продолжать учить детей чувствовать стороны экономической деятельности, благодаря приобщенности к повседневным делам семьи. 2. Продолжать воспитывать экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность) 3. Поддерживать и поощрять устойчивость знаний и способов практической деятельности детей в области экономики. | |
Раздел 7 Тема «Полезные финансовые навыки и привычки» | |
Виды деятельности | |
Беседы, презентация | Беседа на тему: «Интересно об экономике» |
Сюжетно- ролевые игры | «Супермаркет» |
Дидактические игры | «Что быстрее купят?» |
Чтение художественной литературы (сказки экономической направленности) | Албанская сказка «Два жадных медвежонка» Русская народная сказка «Лиса и козел» Грузинская сказка «Научись ремеслу» |
Финансовая грамотность в народной мудрости (пословицы, поговорки) | Не деньги богатство — бережливость да разум. Собирай монеты медные — пригодятся в дни бедные. Бережливая вещь два века живет. |
Просмотр видеофильма | Азбука тетушки Совы – «Умение экономить» |
Решение проблемных ситуаций, игровые ситуации. | Решение экономических задач |
Продуктивная совместная деятельность с детьми | Изготовление с детьми кошелька из бумаги для игры «Супермаркет» |
Взаимодействие с родителями | Семинар – практикум «Полезные экономические навыки и привычки в быту.» |
Картотека методической литературы, дидактических игр и пособий
по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
- Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Основы преподавания финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях»
- А.А. Смоленцева «Введение в мир экономику или как мы играем в экономику» Учебно – методическое пособие, 2008г.
- Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова «Детский экономический словарь», 1997г.
- Презентации на тему: «Деньги из прошлого и настоящего», «История о рублике и его друзьях», «Сказка ложь, да в ней намек»
- Образовательная деятельность (конспекты) : «Что такое экономика»,
«Деньги, монеты, пластиковая карта», «Труд – заработная плата», «Потребности», «Труд – продукт»
- Картотека игр по финансовой грамотности дошкольников
- Альбом – презентация «История почтовой марки»
- Коллекция – альбом марок разных периодов
- Альбом – презентация «Банки России и нашего города»
- Демонстрационный материал «Хлеб всему голова» (где растет хлеб, как его убирают, как делают муку, как выпекают)
- Наглядно – дидактическое пособие «Профессии» (12 карточек)
- Наглядно – дидактическое пособие «Кем быть?» (16 обучающих карточек)
- Наглядно – дидактическое пособие «Профессии» (16 обучающих каточек с описание профессий)
- Настольная игра «Кошелек»
- Настольно – дидактическая игра «Бюджет семьи»
- Настольная игра «Супермаркет»
- Рекламные вывески для сюжетно – ролевые игр «Мой питомец»,
«Кафе – в гостях у гнома Эконома» (изготовили вместе с детьми)
- Настольная - дидактическая игра «Биржа»
- Коллекция ( денег разных стран, пластиковых карточек, кошельков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
Статья "Формирование основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте".
В этом учебном году в нашем ДОУ в 1 Подготовительной группе реализуется проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на основе программы А.Д. Ша...
Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.Задачи...
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....
Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....