Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Долгушина Ольга Юрьевна

Календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №12 «Солнышко»

Календарно – тематическое планирование совместной деятельности
по формированию основ финансовой грамотности
с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Долгушина Ольга Юрьевна.

высшая квалификационная категория

2022

Актуальность и целесообразность:

       Формирование основ финансовой грамотности дошкольников сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Разработанное   календарно - тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности дошкольников включает комплексную работу по всем областям развития детей подготовительного к школе возраста. Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся со всей группой или подгруппой детей в ходе ОД, режимных моментов, игровых ситуаций.

Предполагаемые результаты

По завершению проведенной работы дети смогут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории: деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности своей семьи. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  • Усвоить, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
  •  Овладеть  на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»
  • Углубить знания детей о разнообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.
  • Умение применять первоначальные основы финансовой грамотности в реальной жизни.

Сентябрь

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «потребности человека»  и что к ним относится.

2. Формировать умения у детей приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям      семьи.

Раздел 1

Тема «Потребности»

Виды

деятельности

Беседы, презентации

Беседа на тему:  «Потребности»

Беседа на тему:  «В гостях у семьи Экономистов»

Сюжетно - ролевые игры

«Магазин игрушек»

(картотека игр)

«Потребности семьи»

(картотека игр)

Дидактические игры

 «Волшебные помощники»

«Заветные желания»

«Кому, что нужно»

Чтение художественной

литературы

(сказки экономической направленности)

К.И. Чуковский «Телефон»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Русская народная сказка «Как коза избушку построила»

Финансовая грамотность

в народной мудрости

(пословицы, поговорки)

Запас человека не портит.

И медведь из запасу лапу сосет.

Кто не бережет копейки, тот сам рубля не стоит.

Просмотр видеофильма

Азбука денег тетушки Совы – «Потребности и возможности.»

Решение проблемных

ситуаций,  

игровые ситуации.

«Угадай товар»

«Трик – трак это не так»

Продуктивная
совместная деятельность с детьми.

Рисование  на тему «Потребности семьи»

Взаимодействие

с родителями

Анкетирование родителей.

«финансовое воспитание начинается в семье»

Октябрь

        Задачи:

1.Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях.
2.Учить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.

Раздел 2

Тема «Труд»

Виды

деятельности

Беседы

Беседа на тему: «Труд. Заработная плата»
Беседа на тему: «Труд – продукт»

Сюжетно- ролевые игры

«Семья» - помогаем маме по дому»
«Осознанный выбор» (картотека игр)

Дидактические игры

«Чей труд важнее» (картотека игр)
«Игра кто кем работает?» (картотека игр)

«Орудие труда – профессия – продукт труда или услуга». (картотека игр)

Чтение художественной

литературы

(сказки экономической направленности)

К.И Чуковский «Федорино горе»

Ненецкая сказка «Кукушка»

Русская народная сказка «Мужик и медведь», «Морозко»

Финансовая грамотность

в народной мудрости

(пословицы, поговорки)

Кто ест скоро, тот и работает споро.

Кто мало говорит, тот больше сделает.

Кто не работает, тот не ест.

Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

Просмотр видеофильма

Просмотр мультфильма «Сказка про лень»

Решение проблемной ситуаций,
игровые ситуации.

Телепередача «Гнома Эконома»

Продуктивная

совместная деятельность с детьми.

Поделки своими руками из бумаги, бросового материала.

Взаимодействие

с родителями

Консультация «Учите ребенка покупать и выбирать товар»
«Экономический словарик для детей»
«Учите детей видеть связь между трудом и деньги»

Ноябрь

Задачи:

1. Продолжать формировать представления детей о содержании деятельности людей разных профессий.

2.Воспитать интерес дошкольников к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Раздел 3

Тема «Профессии»

Виды

деятельности

Беседы

Беседа на тему:  «Разные профессии!»
Игра – путешествие «Кто работает в рекламном агентстве?»

Сюжетно- ролевые игры

«Реклама»
«Разные профессии»
«Банкир

Дидактические игры

«Кто, что делает?», «Назови профессию» (картотека)

Чтение художественной

литературы

(сказки экономической направленности)

А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»

Л.Н. Толстой «Наши пряли ваши спали»

Финансовая грамотность

в народной мудрости

(пословицы, поговорки)

Торговля — кого выручит, а кого выучит.

Не бывать скуки, коли заняты руки.

Не печь кормит, а руки.

Просмотр видеофильма

Мультфильм «Навигатор»
«Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

Решение проблемных ситуаций, игровые ситуации

Игровая ситуация «Кто лучше знает инструменты»

Продуктивная

совместная деятельность с детьми.

Оформление стен газеты «Профессии наших родителей»

Взаимодействие

с родителями

Консультация в родительский уголок
«Ребенок в мире экономики»

Декабрь

Задачи:

1.Углубить знания детей о разнообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам.
2. Раскрыть детям зависимость цены товара от его качества и количества.

Раздел 4

Тема «Товар»

Виды

деятельности

Беседы

Игра – занятие «Путешествие в страну товаров»

Презентация

Презентация на тему: «Товары разного значения», «Что необходимо человеку для жизни»

Сюжетно- ролевые игры

«Необычное путешествие»
«Магазин игрушек» (картотека)

Дидактические игры

«Задавай вопрос»
«Путешествие товаров»  Угадай .где продаются», «Маршруты товаров»  (картотека)

Чтение художественной

литературы

(сказки экономической направленности)

К.И. Чуковский «Муха – Цокотуха»

«Доктор Айболит»

Ф. Хагера «Продавец и лось»

Финансовая грамотность

в народной мудрости

(пословицы, поговорки)

Купишь — платишь, продашь — плачешь. Наследство — ни дар, ни купля.

Дешево покупается — недолго носится.

Кота в мешке покупать нельзя.

Товар лицом продается.

Чего мало, то дорого, чего много, то дешево.

Товарами лавка красится.

Просмотр видеофильма

Азбука тетушки Совы – «Цена и ценные вещи»

Решение проблемных ситуаций,
игровые ситуации.

«Какие бывают товары»
«Как поступить?»

Продуктивная

совместная деятельность с детьми

Рисование на тему «Мой любимый товар»

Взаимодействие

с родителями

Деловая игра для родителей
«Азбука финансистов»

Февраль

Задачи:

1. Познакомить с понятием «деньги» и историей их возникновения.

2.Продолжать формировать правильное к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.
3. Продолжать формировать представления о том, что деньги оплачивают результат труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Раздел 5

Тема «Деньги»

Виды

деятельности

Беседы, презентации

Беседа на тему: «Что такое деньги»
Беседа на тему: «Чудо деньги» Беседа на тему: «Деньги, монета,
пластиковая карта»

Презентация: «Деньги прошлого и настоящего»
Презентация: «История о рублике и его друзьях»

Викторина

«Путешествие в денежную страну»

Сюжетно- ролевые игры

«Маленькие покупки»

Дидактические игры

«Домик копилка»

Чтение художественной

литературы

(сказки экономической направленности)

А.Н. Толстой «Приключение Буратино»

Э. Успенский «День рождение Шарика»

Г-Х Андерсен «Огниво»

Финансовая грамотность

в народной мудрости

(пословицы, поговорки)

Прибылью хвались, а убыли стерегись.

Чужие деньги считать — не разбогатеть.

Денежка без ног, весь свет обойдет.

Деньги — гости: то нет, то горсти.

Деньги счетом крепки.

Просмотр видеофильма

Азбука тетушки Совы – «Что такое деньги?»
«Карманные деньги»

Решение проблемных

ситуаций,

игровые ситуации.

«Кто больше купит?»
Решение арифметических задач экономической направленности

Продуктивная

совместная деятельность с детьми

Предложить раскраски по данной теме.

Взаимодействие

с родителями

Консультация в родительский уголок «Дети и деньги»

Март

Задачи:

1.Продолжать расширять представления детей о понятиях: «семейный бюджет», «доход», «расход»,  «бартер».
2. Познакомить детей с составляющими семейного бюджета: «зарплата», «пенсия», «стипендия»

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Раздел 6

Тема «Семейный бюджет»

Виды

деятельности

Беседы, презентация

Беседа на тему: «Семейный бюджет – расходы»
Игра – путешествие  «В гостях у семьи Экономистов»

Сюжетно- ролевые игры

«Доходы семьи Экономистов»

Дидактические игры

«Доходы семьи Крокодилы Гены»

«Кому, что подарим?» (картотека игр)

Чтение художественной

литературы

(сказки экономической направленности)

Обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Финансовая грамотность

в народной мудрости

(пословицы, поговорки)

Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

Делом спеши, да людей не смеши.

В дружной семье и в холод тепло.

Согласие и лад, да и семье клад.

Просмотр видеофильма

Азбука тетушки Совы «Работа и зарплата»

Решение проблемных ситуаций, игровые ситуации

«Три поросенка»

Продуктивная

совместная деятельность с детьми

Вырезание монеток разных по номиналу (1, 5, 10 рублей)

Взаимодействие

с родителями

Консультация для родителей. «Формирование начал экономических знаний у дошкольников. Полезные советы родителям по экономическому образованию.»

Апрель - Май

Задачи:

1.Продолжать учить детей чувствовать стороны экономической деятельности, благодаря приобщенности к повседневным делам семьи.

2. Продолжать воспитывать экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность)

3. Поддерживать и поощрять устойчивость знаний и способов практической деятельности детей в области экономики.

Раздел 7

Тема «Полезные финансовые навыки и привычки»

Виды

деятельности

Беседы, презентация

Беседа на тему: «Интересно об экономике»
Беседа на тему: «Что такое экономика»

Сюжетно- ролевые игры

«Супермаркет»

Дидактические игры

«Что быстрее купят?»
«Собери вместе»

Чтение художественной

литературы

(сказки экономической направленности)

Албанская сказка «Два жадных медвежонка»

Русская народная сказка «Лиса и козел»

Грузинская сказка «Научись ремеслу»

Финансовая грамотность

в народной мудрости

(пословицы, поговорки)

Не деньги богатство — бережливость да разум.

Собирай монеты медные — пригодятся в дни бедные.

Бережливая вещь два века живет.

Просмотр видеофильма

Азбука тетушки Совы – «Умение экономить»

Решение проблемных

ситуаций,

игровые ситуации.

Решение экономических задач
«Экономическая рыбалка»

Продуктивная

совместная деятельность с детьми

Изготовление с детьми кошелька из бумаги для игры «Супермаркет»

Взаимодействие

с родителями

Семинар – практикум «Полезные экономические навыки и привычки в быту.»

Картотека методической литературы, дидактических игр и пособий

по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

  1. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Основы преподавания финансовой грамотности в дошкольных образовательных учреждениях»
  2. А.А. Смоленцева «Введение в мир экономику или как мы играем в экономику» Учебно – методическое пособие, 2008г.
  3. Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова «Детский экономический словарь», 1997г.
  4. Презентации на тему: «Деньги из прошлого и настоящего», «История о рублике и его друзьях», «Сказка ложь, да в ней намек»
  5. Образовательная деятельность (конспекты) : «Что такое экономика»,

       «Деньги, монеты, пластиковая карта», «Труд – заработная плата»,                              «Потребности», «Труд – продукт»

  1. Картотека игр по финансовой  грамотности дошкольников
  2. Альбом – презентация  «История почтовой марки»
  3. Коллекция – альбом марок разных периодов
  4. Альбом – презентация «Банки России и нашего города»
  5.  Демонстрационный материал «Хлеб всему голова» (где растет хлеб, как его убирают, как делают муку, как выпекают)
  6. Наглядно – дидактическое пособие «Профессии» (12 карточек)
  7.  Наглядно – дидактическое пособие «Кем быть?» (16 обучающих карточек)
  8.  Наглядно – дидактическое пособие «Профессии» (16 обучающих каточек с описание профессий)
  9.  Настольная игра «Кошелек»
  10.  Настольно – дидактическая игра «Бюджет семьи»
  11.  Настольная игра «Супермаркет»
  12.  Рекламные вывески для сюжетно – ролевые игр «Мой питомец»,

           «Кафе – в гостях у гнома Эконома» (изготовили вместе с детьми)

  1.  Настольная  - дидактическая игра «Биржа»
  2.  Коллекция ( денег разных стран, пластиковых карточек, кошельков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Статья "Формирование основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте".

В этом учебном году в нашем ДОУ в 1 Подготовительной группе реализуется проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на основе программы А.Д. Ша...

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.Задачи...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....