Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Тикушина Светлана Евгеньевна

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.

Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: посещают с родителями в магазины, кино, кафе, зоопарки; знакомятся с понятиями торгово-денежных отношений на бытовом уровне; слышат такие составляющие финансово-экономической жизни, как «работа» и «заработок», «деньги» и «покупки» и др.; видят рекламу по телевидению и в быту, обращают внимание и становятся непосредственными участниками планирования семейного бюджета.

В рамках работы с детьми в детском саду можно сформировать знания основ финансовой грамотности в процессе бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях. Чтение художественной литературы о профессиях также может способствовать развитию финансово-экономических представлений дошкольников.

Данная программа поможет детям познакомиться с профессиями, сформировать у детей представления о денежных отношениях, доходах и расходах, о денежных знаках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

Московский государственный областной Университет

Дополнительная общеразвивающая программа

по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

«Экономь-ка»

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети старшей группы, возраст 5-6 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Выполнила:

Тикушина Светлана Евгеньевна

2019 г.


Содержание

№ п/п

Содержание

Страница

Пояснительная записка

3

Актуальность

4

Новизна

4

Цели и задачи

5

Возрастная категория

5

Срок реализации программы

5

Режим занятий

5

Ожидаемые результаты

6

Способы определения результативности

6

Учебно-тематический план

6

Практическая часть

7

Тема 1. Труд

7

Тема 2. Профессии

7

Тема 3. Потребности

7

Тема 4. Деньги

8

Тема 5. Товар

8

Тема 6. Реклама

9

Тема 7. Бюджет

9

Тема 8. Как стать экономным

10

Методическое обеспечение

10

Список используемой литературы

11

Приложения.

13


Пояснительная записка

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.

Дети сталкиваются с экономической жизнью семьи с раннего возраста: посещают с родителями в магазины, кино, кафе, зоопарки; знакомятся с понятиями торгово-денежных отношений на бытовом уровне; слышат такие составляющие финансово-экономической жизни, как «работа» и «заработок», «деньги» и «покупки» и др.; видят рекламу по телевидению и в быту, обращают внимание и становятся непосредственными участниками планирования семейного бюджета.

В рамках работы с детьми в детском саду можно сформировать знания основ финансовой грамотности в процессе бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях. Чтение художественной литературы о профессиях также может способствовать развитию финансово-экономических представлений дошкольников.

Данная программа поможет детям познакомиться с профессиями, сформировать у детей представления о денежных отношениях, доходах и расходах, о денежных знаках.


Актуальность

Актуальность разработанной программы определяется необходимостью воспитания экономически культурной личности дошкольника и характеризуется наличием первичных представлений об финансово-экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности.

Приобщение ребенка к миру экономики– одна из сложных, но в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств, иметь экономические представления и компетенции в области финансовой грамотности. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения курса финансовой грамотности дошкольников, и желанием родителей (законных представителей) – в нашем дошкольном образовательном учреждении разработана дополнительная общеразвивающая программа «Академия финансов». С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Новизна: у дошкольников формируются не только основы финансовой грамотности, но и необходимые умения, компетенции, личные характеристики.


Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная:

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Развивающая:

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

Воспитательная:

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Возрастная категория:

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети старшей группы, возраст 5-6 лет.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения (сентябрь – май) – 36 часов.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, вторая половина дня, продолжительность 25 минут.


Ожидаемый результат:

В результате освоения программы дошкольник может:

  • знать основные финансово-экономические понятия и категории;
  • понимать о взаимосвязи между экономическими категориями «труд - товар- деньги» и этическими категориями;
  • понимать откуда берутся деньги;
  • понимать разницу между «хочу» и «надо»;
  • уметь классифицировать товары на продовольственные, непродовольственные и товары первой необходимости;
  • уметь правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Способы определения результативности:

Для определения результативности используется мониторинг образовательной деятельности в виде ведения творческого дневника обучающегося. Форма фиксации результата – отзывы (детей и родителей).

Учебно-тематический план:

№ по/п

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Труд

1

4

5

Профессии

2

Товар

1

6

7

3

Потребности

1

3

4

4

Деньги

1

5

6

5

1

5

6

6

Бюджет: личный и семейный

1

4

5

7

Как стать экономным

1

2

3

Итого

36


Практическая часть

Тема 1. Труд.

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.

Задачи:

- дать определение терминам «труд», «продукт труда», «работа»;

- расширить представления детей о труде взрослых;

- понимать значимость труда для человека;

- формировать понимание, что любой труд — это хорошо, сидеть без дела – плохо;

- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

- способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.

Тема 2. Профессии.

Цель: формировать представления о содержании деятельности людей разных профессий.

Задачи:

- дать определение термину «профессия»;

- познакомить детей с многообразием профессий человека;

- научить определять продукт труда, соотносить профессию с её атрибутами;

Тема 3. Потребности.

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.

Задачи:

-  познакомить детей с многообразием потребностей человека;

-  научить определять разницу между «хочу», «надо», «могу», соотносить собственные желания и возможности;

- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;

- научить выбирать необходимые для жизни предметы.

Тема 4. Деньги.

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах.

Задачи:

- рассказать историю появления денег;

- познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «кредитная карта», «банк»;

- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;

- способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;

- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Тема 5. Товар.

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о покупке и продаже товаров.

Задачи:

-  познакомить детей с понятиями «товар», «услуга», «цена», «покупка», «продажа», «обмен», «реклама», «продавец», «покупатель»;

- объяснить роль рекламы;

- объяснить, от чего зависит цена товара;

- разобрать цепочку «продажа – товар – цена – покупка»;

- научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;

- научиться понимать разницу «выгодно – не выгодно» и «дорого – дёшево»

- воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно;

- объяснить взаимосвязь понятий «труд–товар–потребности».

Тема 6. Реклама

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о рекламе, способам противостоять внушению.

Задачи:

- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;

- дать представление о рекламе, о ее назначении;

- учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»);

- воспитывать разумные потребности.

Тема 7. Бюджет: личный и семейный.

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о личном и семейном бюджете.

Задачи:

- познакомить детей с понятиями «доход», «расход», «личный бюджет», «семейный бюджет», «карманные деньги»;

- объяснить разницу между личным и семейным бюджетом;

- сформировать первоначальное представление о различных способах

сбережений и экономии бюджета семьи;

-  сформировать представление о доходах, расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения.


Тема 8. Как стать экономным.

Цель: способствовать формированию представлений об экономии и значимости финансовой грамотности.

Задачи:

- дать определение терминам: «экономия», «сбережения», «копилка», «кошелёк»;

- раскрыть понимание необходимости копить и сберегать;

- рассмотреть способы накопления и сбережения;

- формировать разумное отношение к расходованию денег;

- формировать нравственно оправданные привычки, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

Методическое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

- соблюдение психолого-педагогических и методических требований к реализации программы;

- преобладание игрового метода обучения;

- использование специализированной литературы;

- создание оптимальных условий в помещении группы, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, мебель (парты и стулья для педагога и детей);

- использование в работе компьютера, экрана для просмотра презентаций, музыкального центра.


Список рекомендуемой литературы.

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.
  2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р / Правительство Российской Федерации. – Москва, 2013г.
  3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации Москва, 2009 г.
  4. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.
  5. Бабаева Т.И. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред.  Бабаевой Т.И., А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой // Спб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2014
  6. Киселева Ю.А. «Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)» [Электронный ресурс] / Ю.А. Киселева. — Электрон. журн. — Москва: Учитель, 2018. — Режим доступа к журн.: www.uchmet.ru. — Вебинар
  7. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.
  8. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика.- М.: Вита-пресс, 2016 - 336 с.
  9. Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника: Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры. – М.: Учитель, 2018 г. – 187 с.
  10. Программа образовательного курса «Приключения кота белобока, или экономика для малышей».- Волгоград: ГАОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж», 2015. – 34 с.
  11. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
  12. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. - 176 с.
  13. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2017 г. – 96 с.

Приложение 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

старшая группа (5-6 лет)

ТЕМА. ТРУД И ПРОФЕССИИ

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела».

2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

3) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии».

2) Труд в уголке природы.

3) Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи

4) Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек

5) Работа на участке дошкольной образовательной организации

Непосредственно образовательная деятельность

Сентябрь

1. Беседа о труде

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых;

Октябрь

1. Обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга»

Цель: познакомить детей с данной сказкой, формировать понятие о пользе труда;

Ноябрь

1. Загадки о труде и профессиях

Цель: расширять знания дошкольников о труде и профессиях, воспитывать положительное отношение к труду;

Декабрь

1. Игры: «Какие ошибки допустил художник», «Выбор профессии»

Цель: продолжать расширять знания детей о профессиях взрослых.

ТЕМА. ДЕНЬГИ

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно–эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран», «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок», «Мой вклад в бюджет семьи», «Добрые дела нашей семьи».

2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Необычные формы денег», «Копилка для монет», «Обмен продуктами труда».

3) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Непосредственно образовательная деятельность

Январь

1. Беседа «В общем о деньгах»

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»

Февраль

1. Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»

Цель: раскрыть детям смысл бережливости и рациональной траты денег

Март

1. Обсуждение сказки Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т. В. Грековой «Клад» или Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек» (на выбор воспитателя)

Цель: продолжать формировать у детей представления о деньгах, бережливости и рациональной трате денег

Апрель

1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь»

Цель: напомнить детям сказки, в которых присутствуют товарно-денежные отношения, учить детей анализировать поступки героев

Май

1. Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»

Цель: сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны.

ТЕМА. РЕКЛАМА

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама», «Спецэффекты в рекламе», «Реклама: правда и вымысел», «Реклама на плакатах».

2) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе».

3) Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».

Сентябрь

1. Беседа о рекламе.

Цель: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.

Октябрь

1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Цель: обнаружение присутствия рекламы в известных детям сказках

Ноябрь

1. Спектакль «Приключения Копеечки»

Цель: сформировать у детей внимательное и бережное отношение к финансовым документам; объективное восприятие рекламы

Декабрь

1. Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи»

Цель: сформировать у детей многоаспектное представление о деятельности предприятия общественного питания.


ТЕМА. КАК СТАТЬ ЭКОНОМНЫМ

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно–эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка».

2) Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

3) Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают (например, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

4) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).

2) Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

3) Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

Январь

1. Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Цель: формирование у детей полезных навыков и привычек в быту


Февраль

1. Игра-эстафета «Хорошо – плохо»

Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.

Март

1. Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Цель: воспитывать бережное отношение к своим вещам, желание приобретать навыки хозяйственно-бытового труда

Апрель

1. Обсуждение сказки К. И Чуковского «Федорино горе»

Цель: формировать в детях желание содержать в порядке свои вещи

Май

1. Праздник «Мы – бережливые»

Цель: сформировать у детей понимание целесообразности бережливости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка» Подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с № 26 Тикушина С.Е. 2019 г . г.о . Красногорск

Слайд 2

В реализации программы участвуют дети старшей группы, возраст 5-6 лет. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, вторая половина дня, продолжительность 25 минут.

Слайд 3

Актуальность Актуальность разработанной программы определяется необходимостью воспитания экономически культурной личности дошкольника и характеризуется наличием первичных представлений об финансово-экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности.

Слайд 4

Цель : формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : Образовательная : Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников; Совершенствовать коммуникативные качества детей; Развивающая: Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий; Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; Воспитательная : Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Слайд 5

Ожидаемый результат: понимать о взаимосвязи между экономическими категориями «труд - товар- деньги» и этическими категориями; понимать откуда берутся деньги; понимать разницу между «хочу» и «надо»; уметь классифицировать товары на продовольственные, непродовольственные и товары первой необходимости; уметь правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер . В результате освоения программы дошкольник может : знать основные финансово -экономические понятия и категории;

Слайд 6

Способы определения результативности: Мониторинг образовательной деятельности в виде ведения творческого дневника обучающегося. Форма фиксации результата – отзывы (детей и родителей). Уровни усвоения программы: I уровень  низкий : Дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. II уровень  средний : Дети имеют первичные систематизированные представления в области экономики и финансов. III уровень  высокий: Дети выделяют существенные признаки объектов, явлений и формирование целостной системы представлений.

Слайд 7

Учебно-тематический план: № п/п Темы Количество часов Теория Практика Всего 1 Труд 1 4 5 2 Профессии 1 3 4 3 Товар 1 4 5 4 Потребности 1 3 4 5 Деньги 1 4 5 6 Реклама 1 4 5 7 Бюджет 1 4 5 8 Как стать экономным 1 2 3 Итого 36

Слайд 8

Методическое обеспечение: - преобладание игрового метода обучения; - использование специализированной литературы; - создание оптимальных условий в помещении группы, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, мебель (парты и стулья для педагога и детей); - использование в работе компьютера, экрана для просмотра презентаций, музыкального центра. Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: - соблюдение психолого-педагогических и методических требований к реализации программы;

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...