Статья "Формирование основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте".
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Горячевская Елена Викторовна

В этом учебном году в нашем ДОУ в 1 Подготовительной группе реализуется проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на основе программы А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_podg.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

является глобальной

В этом учебном году в нашем ДОУ в 1 Подготовительной группе реализуется проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на основе программы А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику».

Финансовое воспитание и просвещение детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведущая идея инновационного проекта – вызвать у детей подготовительной группы устойчивый интерес к финансовым знаниям и на этой основе создать условия для социально-коммуникативного развития через наш проект в области финансовой грамотности.

Особое значение дошкольного возраста состоит в формировании и развитии уникальной личности ребенка, на этом этапе закладываются основы личностной культуры, происходит усвоение первоначальных социо-культурных правил и норм. Особенность этого периода состоит в том, что он является фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков, и обеспечивает общее развитие дошкольника.

Принимая во внимание вышеперечисленные факты, можно сделать вывод об актуальности формирования элементарных экономических представлений с дошкольного возраста. Раннее включение в экономическую жизнь семьи, совместные походы в магазин, участие детей в купле-продаже и других финансово-экономических отношений, в будущем способствуют финансовому благополучию детей.

Формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Через игру дети учатся культуре общения и поведения, овладевает навыками и умениями.

Таким образом, актуальность проекта состоит в том, чтобы за счет  использования различных игр финансовой направленности в полной мере вовлечь детей в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Целью нашего проекта стало приобщение дошкольников к финансовому просвещению и экономической действительности, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Для реализации поставленной нами цели решаются следующие задачи:  

создать условия для формирования элементарных экономических знаний, научить детей правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания и разумного их использования; научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.); определять разницу между "хочу" и "надо"; содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги; развивать познавательный интерес дошкольников к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.

Наш проект является долгосрочным, рассчитан на учебный год с сентября 2020 г. по май 2021 г., тип проекта- информационно-практико-познавательный. Основные формы реализации проекта: анкетирование родителей, беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Наш проект имеет поэтапную структуру: организационный этап, практический и заключительный.

На первом, организационном, этапе мы занимались изучением методической и энциклопедической литературы и сбором материала, необходимого для реализации цели проекта. Информировали родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Провели анкетирование  среди родителей. На основе анализа проведенного анкетирования было выявлено, что большинство родителей  считает необходимым знакомить детей с финансовой грамотностью. Нами была подобрана необходимая художественная литература для детей  по выбранной тематике,  оборудования и пособия для практического обогащения проекта, организована развивающая среда по теме.

На практическом этапе была прочитана художественная литература по нашей теме: К. Чуковского «Муха-Цокотуха»,  А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Сказка о Попе и работнике его Балде» А. Пушкина. По результатам прочтения К.Чуковского «Муха-Цокотуха» была проведена инсценировка сказки.  На основании содержания художественного произведения «Золотой ключик, или приключения Буратино» мы нарисовали с детьми и устроили выставку на тему: «Волшебное денежное дерево для Буратино». Также планируется прочтение рассказа Н. Носова «Незнайка на Луне», после прочтения с детьми организуется сюжетно-ролевая игра «Приключения Незнайки».

В ходе реализации проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми были проведены беседы по теме: «История возникновения денег», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?». Была подготовлена презентацию для детей по теме: «Как появились деньги?». Итогом проведения бесед стала выставка «Купюры и монеты разных стран мира». После проведения беседы «Что такое реклама» детям было предложено творческое задание «Прорекламируй товар».

В наш проект  мы включили беседы с детьми по следующим темам: «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий), беседу «Для чего родители ходят на работу». Итогом бесед планируется участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей и проведение детско-родительской встречи «Я – врач», «Я – машинист».

Для родителей были составлены консультации: «Ребенок и экономика», «Азы финансовой грамотности дошкольников», «Советы родителям по финансовому воспитанию детей», «Как научить ребенка трудиться».

Изготовление лэпбука стало дополнением  развивающей среды в группе по теме проекта.

Все проведенные мероприятия подкреплены фотоотчетом, с которым могут ознакомиться родители.

На заключительном этапе планируется проведение квеста «На поиски клада».

Родителями нашей группы отмечено, что использование данного формата работы интересно как для детей, так и для взрослых участников. Подача материала доступна детскому восприятию, а стойкий интерес детей и родителей прослеживался на всем протяжении проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

КФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста ‑ новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизн...

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.Задачи...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....