Статья "Формирование основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте".
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Горячевская Елена Викторовна

В этом учебном году в нашем ДОУ в 1 Подготовительной группе реализуется проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на основе программы А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_podg.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

является глобальной

В этом учебном году в нашем ДОУ в 1 Подготовительной группе реализуется проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на основе программы А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику».

Финансовое воспитание и просвещение детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведущая идея инновационного проекта – вызвать у детей подготовительной группы устойчивый интерес к финансовым знаниям и на этой основе создать условия для социально-коммуникативного развития через наш проект в области финансовой грамотности.

Особое значение дошкольного возраста состоит в формировании и развитии уникальной личности ребенка, на этом этапе закладываются основы личностной культуры, происходит усвоение первоначальных социо-культурных правил и норм. Особенность этого периода состоит в том, что он является фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков, и обеспечивает общее развитие дошкольника.

Принимая во внимание вышеперечисленные факты, можно сделать вывод об актуальности формирования элементарных экономических представлений с дошкольного возраста. Раннее включение в экономическую жизнь семьи, совместные походы в магазин, участие детей в купле-продаже и других финансово-экономических отношений, в будущем способствуют финансовому благополучию детей.

Формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Через игру дети учатся культуре общения и поведения, овладевает навыками и умениями.

Таким образом, актуальность проекта состоит в том, чтобы за счет  использования различных игр финансовой направленности в полной мере вовлечь детей в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

Целью нашего проекта стало приобщение дошкольников к финансовому просвещению и экономической действительности, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Для реализации поставленной нами цели решаются следующие задачи:  

создать условия для формирования элементарных экономических знаний, научить детей правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания и разумного их использования; научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.); определять разницу между "хочу" и "надо"; содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги; развивать познавательный интерес дошкольников к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.

Наш проект является долгосрочным, рассчитан на учебный год с сентября 2020 г. по май 2021 г., тип проекта- информационно-практико-познавательный. Основные формы реализации проекта: анкетирование родителей, беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Наш проект имеет поэтапную структуру: организационный этап, практический и заключительный.

На первом, организационном, этапе мы занимались изучением методической и энциклопедической литературы и сбором материала, необходимого для реализации цели проекта. Информировали родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Провели анкетирование  среди родителей. На основе анализа проведенного анкетирования было выявлено, что большинство родителей  считает необходимым знакомить детей с финансовой грамотностью. Нами была подобрана необходимая художественная литература для детей  по выбранной тематике,  оборудования и пособия для практического обогащения проекта, организована развивающая среда по теме.

На практическом этапе была прочитана художественная литература по нашей теме: К. Чуковского «Муха-Цокотуха»,  А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Сказка о Попе и работнике его Балде» А. Пушкина. По результатам прочтения К.Чуковского «Муха-Цокотуха» была проведена инсценировка сказки.  На основании содержания художественного произведения «Золотой ключик, или приключения Буратино» мы нарисовали с детьми и устроили выставку на тему: «Волшебное денежное дерево для Буратино». Также планируется прочтение рассказа Н. Носова «Незнайка на Луне», после прочтения с детьми организуется сюжетно-ролевая игра «Приключения Незнайки».

В ходе реализации проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми были проведены беседы по теме: «История возникновения денег», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?». Была подготовлена презентацию для детей по теме: «Как появились деньги?». Итогом проведения бесед стала выставка «Купюры и монеты разных стран мира». После проведения беседы «Что такое реклама» детям было предложено творческое задание «Прорекламируй товар».

В наш проект  мы включили беседы с детьми по следующим темам: «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий), беседу «Для чего родители ходят на работу». Итогом бесед планируется участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей и проведение детско-родительской встречи «Я – врач», «Я – машинист».

Для родителей были составлены консультации: «Ребенок и экономика», «Азы финансовой грамотности дошкольников», «Советы родителям по финансовому воспитанию детей», «Как научить ребенка трудиться».

Изготовление лэпбука стало дополнением  развивающей среды в группе по теме проекта.

Все проведенные мероприятия подкреплены фотоотчетом, с которым могут ознакомиться родители.

На заключительном этапе планируется проведение квеста «На поиски клада».

Родителями нашей группы отмечено, что использование данного формата работы интересно как для детей, так и для взрослых участников. Подача материала доступна детскому восприятию, а стойкий интерес детей и родителей прослеживался на всем протяжении проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.

Методические разработки  для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...

КФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста ‑ новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизн...

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.Задачи...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...