Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Султанова Вера Николаевна

Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Задачи:

  • познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, зарплата, доход, расходы.).
  • формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; развивать умение правильно обращаться с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи;
  • формировать у детей представления о рекламе, ее назначении;
  • Формировать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги

не купишь.

  • приобщать к некоторым традициям русского народа (традиции благотворительности);
  • воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sultanova_sistema_po_finansovoy_gramotnosti.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях. «Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

            Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.

Цель: формирование представлений детей о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.

Задачи:

  • познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, зарплата, доход, расходы.).
  • формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки; развивать умение правильно обращаться с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи;
  • формировать у детей представления о рекламе, ее назначении;
  • Формировать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги

не купишь.

  • приобщать к некоторым традициям русского народа (традиции благотворительности);
  • воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности;

Месяц

Задачи

Содержание деятельности

Пространственная предметно-развивающая среда

Октябрь

Труд

Расширять у детей представления о труде и лени, о результатах труда (товар и услуга), продолжать знакомить с профессиями взрослых, воспитывать  

уважение к  людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги

Беседы  «Труд и профессии», «Домашний  труд». Цель: формировать представления о необходимости домашнего труда, о важности его распределения между всеми членами семьи

Дидактическая игра  «Выбор профессии».  Цель:  закреплять знания о  профессиональных действиях.

Д/и «Найди ошибки»-закреплять представления об орудиях труда.

 ИКТ-игры «Кому нужны эти предметы».

Беседа «Товар или услуга». Цель: формировать представление о результатах труда.

Просмотр презентации «Профессии». Цель : формировать представление о профессиях, об орудиях труда, о продуктах труда.

Обсуждение смысла пословиц и поговорок о труде:

• Дело мастера боится

• Дерево ценят по плодам, а человека — по делам

 • Каков мастер, такова и работа

Чтение и обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»

Чтение стихов о труде Н.Харитонова «Выбор за тобой», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла», сказки «Домашнее хозяйство»

Составление рассказов о профессиях по схеме-развивать умение декодировать информацию

Изобразительная деятельность: Лепка по мотивам дымковской игрушки «Лошадки»,

Конструктивная деятельность «Конструирование из лего «Мебель»

Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Водители», «Ярмарка мастеров», «Фермер»

Работа с родителями: предложить рекомендации «Воспитываем трудолюбие. Домашние обязанности ребенка».

Подготовить совместно с ребенком поделку для с/р игры «Ярмарка мастеров»

Предметные и сюжетные картинки по теме «Профессии»

ИКТ-игра «Кому нужны эти предметы», д/и «Найди ошибки»

Презентация «Профессии»

Схема для составления рассказа о профессии

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

«Ярмарка мастеров»: поделки детей

«Фермер»: муляжи овощей, фруктов, грабли, лопатки, лейки, предметы -заместители

Видеофайлы мультфильмов

Ноябрь

 Товар

познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа»;

научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;

объяснить, от чего зависит цена товара; научить детей сравнивать и анализировать цены на товар; воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.

 Рассказ воспитателя «Что такое «товар»?», «Что такое цена?»,

Решение экономических задач- научить детей считать российские деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.

Сюжетно-ролевые игры «Ярмарка», «Семья в магазине», «Город мастеров»

Лото «Бартер»

Дидактическая игра «Товар или услуга»- закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках, воспитывать уважение к любой работе.

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» «Ценные вещи».

Предметные картинки: продукты, одежда, дом, мебель, обувь, книги, игрушки, бытовая техника

Декабрь

Деньги

Познакомить детей с видами денежных знаков, денежными единицами некоторых стран, формировать представления о понятиях: деньги, купюры, монеты, аверс, реверс, обмен, обучать детей пользоваться деньгами, разумно относиться  к расходованию денег.

Рассказ воспитателя   «Что такое деньги?», «Дом, где живут деньги. Банк», Виртуальная экскурсия в банк

Беседы «Как правильно тратить деньги?», «Труд и зарплата»,

Встреча с интересными людьми «Банковский работник»

Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы» серии «Что такое деньги», «Уроки тетушки Совы. Работа и зарплата»

 Рассматривание денежных знаков разного достоинства.

Познавательное сообщение  «Современный вид денег – пластиковая карта»

 Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок:  По работе и деньги. Денежки труд любят. Копейка рубль бережет.

Интерактивное чтение сказки «Приключение монетки», чтение и обсуждение сказки Т.В. Грековой «Клад»

Дидактические игры «Сложи монетки», «Замени купюру монетами»- развивать умение считать деньги,  умение разменивать купюры монетами  меньшего номинала.

ИКТ- игра «Покупки» («На какой товар хватит денег»)

Сюжетно –ролевые  игры «Супермаркет», «Банк»

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах:

Копейка рубль бережет. Копейка к копейке — проживет семейка. Деньги счет любят.

Оригами «Кошелек»

Работа в книжном уголке: чтение  познавательной литературы по темам   «Деньги», «Покупки в магазине».

Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Работа с родителями: Памятка «Советы по финансовому воспитанию», консультация «Карманные деньги»

Презентация «Что такое банк»

Изображения российских монет и купюр разного достоинства, банковских карт

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Банк»: окно «Касса», банкомат, бумажные деньги, монеты.

Видеофайлы мультфильмов

Бумага для оригами

Альбомы

Иллюстрации к сказкам для викторины

Январь

Семейный бюджет

Формировать первоначальные представления о семейном бюджете, о его составляющих,
о  понятиях «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «потребности».  

Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Рассказ воспитателя  «Семейный бюджет. Доходы. Расходы».

Просмотр мультфильма «Азбука денег с тетушкой Совой. Семейный бюджет», беседа по содержанию

Беседа «Доходы и расходы вашей семьи»

Чтение сказки «Хранители бюджета» 

Игра с мячом «Доход или расход?» -закреплять умение различать доходы и расходы.

Составление модели «Доходы и расходы семьи»-развивать умение составлять схемы, кодировать информацию

Составление рассказов на темы: «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин»,

Игра-ситуация «Папа и мама получили зарплату. Распределение дохода»

Решение арифметических задач «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами» - научить дошкольников считать деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.

Поделка из бросового материала (пластиковая бутылка)  «Копилка»

Рисование «Моя семья»

Картинки, иллюстрирующие доходы и расходы семьи.

Материал для поделки: пустые пластиковые бутылки, цветная бумага.

Атрибут для сюжетно-ролевых игр

Иллюстрации к арифметическим задачам «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами

Материал для рисования

Февраль

Потребности

Формировать у детей общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях  «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности», формировать умение группировать потребности (физиологические, потребность в безопасности, в образовании,  потребность в общении и семье, другие потребности)

Беседа «Что необходимо человеку? Потребности семьи»

Дидактические игры «Шкатулка с желаниями», «Что нужно доктору?», «Что важнее?» , «Кому что подарим»

Создание модели «Потребности человека»

Сюжетно-ролевые игры «Семья на отдыхе», «Овощной магазин», «Поликлиника», «Салон красоты (Парикмахерская)»

 Чтение К.И.Чуковский «Телефон»,

Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Потребности и возможности»,

мультфильма «Ох и Ах идут в поход»

Беседа по сказкам «Потребности сказочных персонажей»: В.Катаев «Цветик-семицветик»,  «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Как коза избушку построила»

Картинки, иллюстрирующие потребности человека для создания модели

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы  «Поликлиника», «Салон красоты (Парикмахерская)», «Прейскурант цен» на услуги доктора, парикмахера, деньги монеты номиналом 1, 2, 5, 10 руб

Видеофайлы мультфильмов

Презентация с иллюстрациями из сказок

Март

Магазины и покупки

Расширять и уточнять представления об устройстве и разнообразии магазинов, о профессиях работников магазина.

 Рассказ воспитателя  «Места торговли: магазин, рынок, ярмарка», «Цена, ценник, товар»,  

Беседа «Кто работает в магазине?» - расширять и уточнять представления о профессиях работников магазина.

Ситуативный разговор «Идем за покупками. Как правильно выбирать товары в магазине»

Чтение и обсуждение сказки «Мишин магазин»

Составление модели «Семейные покупки»

Составление рассказа на тему «Как мы ходили в магазин»

Сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья», «Кафе»,  Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)»,  «Что и когда лучше продать?»-формировать представления о разнообразии магазинов, «Разложите товар» - учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

  Изобразительная деятельность: рисование «Магазин»

Презентация «Места торговли»

Иллюстрации о разных видах магазинов

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Дидактические игры «Что где продается?», «Лучший товар (Что купят)»,  «Что и когда лучше продать?», «Разложите товар»

Материалы для изодеятельности

Апрель

Бережливость

Заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей, формировать представления о  разных видах ресурсов понятиях «экономия ресурсов», ресурсы», «накопления», вклад» 

Рассказ воспитателя «Полезные  экономические привычки»,  «Сохранить и приумножить. Вклады и сбережения»,

Беседа «Как экономить ресурсы (электроэнергия, вода, тепло)»

Дидактическая игра «Хорошо — плохо»

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка».

Организация работы с детьми в «Мастерской по ремонту книг». Обсуждение пословиц «Бережливость — не скупость»

Составление рассказа на тему: «Я уважаю чужой труд», «Что значит быть бережливым?».

Акция «Вторая жизнь моей игрушки». Цель: побуждать детей обмениваться игрушками.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Банк»

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Цель: совершенствовать умения изготавливать по схемам картины для украшения группы,  игрушек из бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.).

Иллюстрации полезных и вредных экономических привычек

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Материал для рисования

Схемы и образцы поделок из бросового материала,  пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т.д.).. .

Материалы для работы в «Мастерской по ремонту книг»: (клей, калька, бумага).

Май

Реклама

Формировать представления о понятиях «реклама», «рекламировать», о том, для чего она нужна реклама и о ее   недостатках. Учить детей правильно воспринимать рекламу.

Рассказ воспитателя «Что такое реклама?», «Кто создает рекламу?»,

Беседа «Реклама в сказке», «Почему нельзя верить рекламе». Цель: формировать представления о рекламе, о ее пользе и вреде.

Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» Составление рассказов на темы: «Какая реклама для детей по телевизору мне нравится и почему»

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи». Цель: формировать у детей многоаспектное представление о деятельности предприятия общественного питания», «Рекламное агентство» - формировать представление о процессе создания рекламы

Рисование на тему «Моя любимая реклама»

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности:

 Работа в книжном уголке: просмотр альбомов «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

Конкурс на лучшую рекламу игрушки (книги) «Я рекламирую…».

Рекламные буклеты из разных магазинов

Иллюстрации к сказкам «Сказка о царе Салтане», «Как старик корову продавал»,

«Айболит», «Вешки и корешки»

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пиццерия для всей семьи»

Используемая литература:

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия , сюжетно-ролевые и дидактические  игры. Авт-сост. Л.А.Киреева, Волгоград: Учитель, 2008 год.
  3. А.Д. Шатова  Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников.
  4. file:///G:/финансовая/Ekonomicheskie_skazki_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Работа по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....

Мастер –класс для педагогов «Знакомство с методами работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте через игру».

Цель мастер-класса: повышение педагогического уровня компетентности педагогов   в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотно...

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте.

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте....

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

          Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получ...

Система работы по формированию основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте

формирование у детей представлений о финансовой грамотности, воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере....