КФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
материал

Мельниченко Елена Сергеевна

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста ‑ новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья», и обусловлена, прежде всего значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд  ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мельниченко Елена Сергеевна, воспитатель.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Батаминский детский сад «Улыбка» (МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка»)

2 слайд 

Согласно международным исследованиям, Россия стоит на 25 месте (из 30 стран-участников) по уровню финансовой грамотности населения.

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья», и обусловлена, прежде всего значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

3 слайд 

Коллективом нашего детского сада было решено помочь детям дошкольного возраста сформировать представления о таких экономических понятиях как экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Поэтому в годовом плане работы ДОУ на 2018-2019 гг была поставлена задача- начать работу по формированию основ финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста,  как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

   4 слайд 

Работа нами базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании блоков по ознакомлению детей с азами экономики.

  1. Блок «Потребности»
  2. Блок «Обмен и деньги. Спрос и предложение. Цена»
  3. Блок «Производитель и ресурсы»
  4. Блок «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»

5 слайд  

Свою работу по обучению детей финансовой грамотности мы начали с анкетирования родителей. Результат анкетирования представлены на слайде. Были проведены с родителями беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи.

В сентябре с детьми старшего дошкольного возраста мы провели диагностику по программе «Дошкольник и экономика» А.Д.Шатовой для выяснения результатов у старших дошкольников экономических знаний. По результатам можно было сделать следующие выводы: многие дети старшего возраста имеют недостаточные знания о потребностях человека, о знаниях терминов «заработная плата», «продукт труда», «цена». Таким образом необходимость данных занятий стала очевидна.

6 слайд  

Для организации занятий в детском саду прежде всего нами была

  1. преобразована развивающая предметно-пространственная среда группы: организованы уголки по финансовой грамотности, изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр, совместно с родителями собраны мини-музеи «Деньги разных стран».
  2. затем был разработан и утвержден  перспективно-тематический  план работы в старшей и подготовительной группе
  3. далее  педагогами разрабатывались конспекты тематических занятий к блокам, а также создание сценария развлечения, праздника по теме  

Игра является основным видом деятельности, в которой ребенок без труда осваивает социальный мир. Поэтому именно игра взята нами как основной метод приобщения детей к миру финансов и использовалась на протяжении изучения всех блоков.

Изучению данной темы посвящен 1 час (25 или 30 минут) в неделю в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня.

Знакомство детей  с блоками проходит поэтапно.

 

7 слайд-  8 слайд  

На первых ступенях работы блока «Потребности» мы у детей формируем представления о потребностях экономических (жилище, еда, одежда) и духовных (общение, дружба, любовь, забота и т.д.).

В ходе знакомства с блоком «Потребности» дети усваивают основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

9  10   11   12 слайд  

2 блок:  «Обмен и деньги. Спрос и предложение. Цена»

Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).

После ознакомления со вторым блоком дети усваивают основные экономические понятия: товары, услуги, взаимозависимость, обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок.

Итак, дети познакомились с потребностями человека, узнали, что такое деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар. Значит, пришло время узнать, кто и как производит товар.

13 слайд-  14 слайд  

3 блок «Производитель и ресурсы»

На этом этапе происходит ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), их разнообразием, различными способами их применения.

В процессе знакомства с третьим блоком дети усваивают следующие экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.

Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению к тому, что имеешь. Отсюда и название

15 слайд

4 блока «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».

При изучении данного блока проводим различные игры, в ходе которых внимание детей акцентируется на том, что все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами.

В ходе знакомства с последним блоком дети знакомятся с экономическими понятиями: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.

Работа в нашем детском саду в данном направлении еще продолжается. На данный момент мы находимся на завершении  3 блока, поэтому промежуточные результаты нами будут  подведены в конце учебного года. Но мы надеемся, что данная работа поможет старшим дошкольникам приобрести первичный финансовый опыт, дети научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

15    16   слайд

Уважаемые коллеги! Тех, кого заинтересовала наша тема, приглашаем на секцию № 1, где Воспитатель Воронцова О. Г. в ходе мастер-класса познакомит с  приёмами, которые можно использовать на обобщающем занятии по теме «Путешествие по стране «Экономика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....