Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема «Весна. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии
Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельности
учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности
Тема «Весна. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельности
учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности
Тема «Весна. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях»
Цель. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях.
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
1. Активизация и обогащение лексического словаря по теме.
2. Совершенствование грамматического строя речи; согласование прилагательных с существительными.
3. Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
4. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие.
1. Развивать артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Развивать координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительно-моторные координации, внимание, речевой слух, развитие фонематического восприятия.
Коррекционно-воспитательные.
1. Воспитывать навыки сотрудничества, воспитание усидчивости.
2. Воспитывать интерес к природе, творческую активность.
Оборудование для детей: предметные картинки, сюжетные картинки, набор для звукового анализа слов. Игрушка «Солнышко».
Оборудование для педагога: компьютер, презентация по теме «Весна».
Ход непосредственно - образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Дети под музыку встают полукругом.
Приветствие воспитателя.
«Мы приветствуем гостей. Дорогих наших друзей!
Вот уже и позади все холодные деньки.
Снова солнце ярче греет, скоро все зазеленеет!
И большое море из цветов украсит землю после зимних снов!»
Воспитатель. Ребята и вы поприветствуйте друг друга, передавая это замечательное солнышко.
II. Знакомство с темой занятия:
Загадка.
Воспитатель:
Загадаю я загадку, назовите мне отгадку.
Солнце стало припекать, нашу Землю согревать.
Распустились почки, первые цветочки.
Весело бегут ручьи, прилетели вновь грачи.
Значит, к нам пришла она - долгожданная … (весна.)
Актуализация знаний.
Воспитатель:
- О каком времени года эта загадка? (Эта загадка о весне) (Ответы детей)
- Какое сейчас время года? (Сейчас наступила весна)
- После, какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы)
- Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени года – весне, и вспомним все то, что мы знаем о весне. Посмотрите внимательно на экран и послушайте небольшой рассказ о весне. (На экране показ презентации по теме «Весна»)
Дети проговаривают признаки весны.
Воспитатель:
- А нравится ли вам весна и как можно узнать о том, что весна наступает? Ее можно услышать, увидеть и даже понюхать.
-Ребята, и мы с вами попробуем почувствовать весну сейчас, сделав самомассаж личика?
Самомассаж лица выполняется с логопедом.
Светит яркое весеннее солнышко (поглаживание и ласкает нам лицо)
Дождик ещё холодный (постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. (пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее. (снова поглаживание)
-Личико стало красивым и язычок, чтобы стал послушным, сделаем гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «История Лучика - веселого язычка»
Логопед:
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). Язычок спрятался за дерево (опустился за нижние зубки) и слушал, как стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание) «Д-д-д» (поднять язычок вверх). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 3 раза). Язычок поспешил домой.
Логопед. Солнышко тучи затмили и стало немного холодно. А мы с вами погреем наши ручки и поиграем.
Самомассаж с мячом «Подбери словечко» (Самомассаж рук с помощью мячика выполняется с логопедом)
Игра «Мячик мне ты возвращай на вопросы отвечай».
Воспитатель. Я буду задавать вам вопросы, и бросать кому-то из вас мяч, а вы должны мне отвечать на вопросы быстро.
- Например: Весна какая? (ранняя).
- Солнце, какое?
- Погода, какая?
- Утро какое? Ветерок, какой?
- Ручей, какой?
- Капель, какая?
- Снег, какой?
- Весна, что делает? (зацветает, приходит, звенит, идет, просыпается и т. д).
- Солнце, что делает? (греет).
- Ручьи, что делают? (журчат, бегут, текут).
- Птицы, что делают? (поют, вьют)
- Снеговик, что делает?
Игра «Назови ласково»
Воспитатель. У весны много замечательных друзей. Давайте назовем их ласково (лист-листочек, солнце-солнышко, цветы-цветочек, трава-травка, ручей-ручеек, ветер-ветерок, и т. д.).
III. Физминутка «Весна идет!»
Логопед. Сейчас мы ненадолго превратимся в косолапых мишек.
На сосну взобрался мишка. (Имитация соответствующих движений)
Сверху даль ему видна. (Ладонь приставить «козырьком» ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши: (Руки поднять над головой, получится «крыша»)
Не идет ли к нам весна? (Ходьба на месте)
За деревней, за долиной, (Посмотреть влево, посмотреть вправо)
Где прозрачен небосвод, (Показать руками небо)
Клин увидел журавлиный, (Сомкнуть кончики пальцев рук, вытянутых перед собой)
Закричал: «Весна идёт!» (Вскинуть руки вверх - в стороны).
IV. Работа с раздаточным материалом (совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов)
Воспитатель. Скажите, с какого звука начинается слово «весна»?
- Каким звуком заканчивается?
- Сколько слогов в слове «Весна»?
- А какой там согласный глухой звук? (С)
- Что вы еще знаете про звук «С»?
- Какой это звук? (Согласный, глухой твердый звук, может быть и мягкий, язычок при произнесении этого звука прячется за нижние зубки)
- Послушайте внимательно и хлопните в ладоши, если услышите в названии перелетной птицы звук «С» (Скворец, грач, кукушка, аист, ласточка, журавль, соловей).
- Сколько слогов в слове «соловей»? (Вспомнить правило «Сколько в слове гласных звуков столько и слогов».)
– Ребята, сейчас я вам буду показывать картинки, связанные с весной. У вас на столах лежат полоски и синие квадратики для обозначения места звука в слове. Смотрите картинки и определяйте место звука «С» в названии, где спрятался звук «С» : в начале или середине слова (сосулька, солнце, подснежник, скворечник, ласточка, сугроб, аисты).
- Хорошо, какая картинка понравилась тебе, Оля?
- Сколько слогов в названии этой картинки? Ответы детей.
- А какие слова со звуком «С» вы еще можете придумать? Ответы детей.
- Молодцы! Вы очень хорошо справились, и много чего знаете!
V. Итог занятия.
-Ребята, вы сказали, что вам нравится весна. Посмотрите, наше солнышко побыло у нас в гостях и теперь ему пора с нами прощаться. А на прощание мы ему скажем, за что мы любим весну, чем она нам нравится.
Игровое упражнение «За что я люблю весну»
-Я люблю весну за то, что светит солнце. (Тает снег, прилетают птицы, цветут цветы, появляется травка, поют птицы, набухают почки, становится тепло). Поблагодарить детей за ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волшебная книга сказок» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)
Конспект итогового мероприятия учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (дети с ТНР)...
«На ферме» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)
«На ферме» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы по лепке на тему «Друзья для гадкого утенка»
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы по лепке на тему «Друзья для гадкого утенка»...
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в старшей группе детского сада. Тема: Звук и буква Ш.
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в старшей группе детского сада....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»
Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....