Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Ашурова Светлана Борисовна

    Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции артикуляционного аппарата, формировать правильный речевой выдох.

                Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука. Упражнять в умении выделять слова с данным звуком из художественного текста, умение на слух выделять звук из речевого потока, определять место звука в словах.

                Воспитывать у каждого ребёнка умение выслушивать ответы других детей, не перебивать отвечающего.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

    Тема: Звук Ж.

    Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции артикуляционного аппарата, формировать правильный речевой выдох.

            Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука. Упражнять в умении выделять слова с данным звуком из художественного текста, умение на слух выделять звук из речевого потока, определять место звука в словах.

            Воспитывать у каждого ребёнка умение выслушивать ответы других детей, не перебивать отвечающего.

    Ход:

     Организационный момент. Предложить детям отгадать загадку:

            Звенели ручьи, прилетели грачи.

            В дом свой- улей- пчела

            Первый мед принесла.

            Кто скажет, кто знает,

            Когда это бывает?

            

    После какого времени года наступает весна?

    Вспомните, кто просыпается весной после долгой зимы? (медведь, ёж)

    А ещё кто? (насекомые)

    Посмотрите, кто к нам прилетел? (жук)

            Сегодня мы продолжим беседу о весне, познакомимся с новым звуком, поселим слово в звуковой домик, а помогать нам будет наш необычный гость. Наш жучок- добрячок принес с собой фишки, получать фишки ребята будут за правильные ответы, тот у кого фишек будет больше всего получит  подарок от жука- добряка.

    А теперь пришло время пальчикам потренироваться.

    Проводится пальчиковая гимнастика:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Насекомых надо знать:

    Муха, бабочка, паук,

    Стрекоза и майский жук.

    Наш язычок тоже не отстаёт от пальчиков, он тоже хочет поиграть.

    Проводиться артикуляционная гимнастика:

    Логопед обращается к детям: "Прекрасное время весна. Всё вокруг просыпается, оживает.  Мы рады солнышку. Улыбаемся солнышку (дети выполняют, логопед сопровождает выполнение стихотворением)."

            1, 2, 3, 4, 5- улыбку я могу держать.

            1, 2, 3, 4, 5- можно губки расслаблять.

            Весело, шумно наступает весна. Запрыгал язычок от радости, вверх- вниз. Покачаем, язычок на качелях (дети выполняют упражнение "Качели", логопед сопровождает выполнение стихотворением).

    Ах качели! Эх качели!

    Вниз качели! Вверх качели!

    Вверх и вниз- кач- кач!

    Ты держись, не плач!

            Устал язычок (дети выполняют упражнение "Лопатка", логопед сопровождает выполнение рифмовкой и показом с использованием игрушки).

            Язык лопаткой положи,

            И немного подержи.

            Язык нужно расслаблять

            И под счёт его держать,

            Раз, два, три, четыре, пять-

            Язык можно убирать.

            Подскажите, а какой ветерок, дует весной? Холодный или тёплый? Предлагаю подуть тёплым, весенним ветерком, не забывайте, что вдох мы делаем спокойно, через нос, плечи не поднимаем и затем плавно, протяжно выдыхаем, а чтобы ветерок стал теплым губки вытягиваем вперёд (дети выполняют упражнение, проводят тактильный контроль ).

    Ребята послушайте, какой звук чаще других встречается в стихотворении:

            Жу-жу-жу, жу- жу- жу,        

            Я на ветке сижу.

            Я на ветке сижу,

            И звук "Ж" твержу.

            Зная, звук жужжащий этот

            Я жужжу весной и летом (звук Ж)

            Ребята, как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

    Как вы думаете, звук "Ж" гласный или согласный звук? Предлагаю не спорить, а пройти за столы и познакомиться со звуком поближе (дети проходят за столы).

            Педагог  предлагает взять зеркала и рассказать, в каком положении находятся губы, зубы и язычок (губы вытянуты вперёд в форме овала, зубки почти сжаты, язычок в форме чашечки поднят за верхние зубы. рукой ощущаем выход тёплого ветерка- голосок встречает преграды, поэтому звук- согласный). Уточняем, что при произношении звука можно почувствовать вибрацию голоса- звук звонкий.

            - Наш новый знакомый звук желает с нами поиграть. Звук Ж спрятался в сказке. Я буду читать вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком Ж.

            Жили- были жук, уж и жаба.

            Однажды жук говорит ужу:

            Надо бы нам крышу покрасить.

            - покрасить можно, только какой краской?

            - Жёлтой,- важно сказал жук.

            - Но у нас нет жёлтой краски.

            -Ну, тогда оранжевой!

            - И оранжевой тоже нет.

            - пойдём попросим у жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.

            А жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут жук и уж, быстренько         спрятала джем и сидит ждёт.

            - Здравствуй, жаба. Дай на, пожалуйста, оранжевой краски крышу покрасить.

            - Не дам,- ответила жаба.- Жалко краску. Ушли жук и уж ни с чем.

            Только жаба за джем принялась, прилетел шмель и жужжит:

            - Дай немнож-жечко дж-жема, ж-жаба.

            - нет у меня никакого джема!

            - Ах ты ж-жадина,- рассердился шмель да как ужалит жабу.

            Жаба с перепугу- прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет         оранжевыми слезами:

            -Пожалейте меня, несчастную-ю!

            Но никому не было жалко жадную оранжевую жабу.

            В каких словах спрятался звук "Ж" (дети называют слова, за правильный ответ, получают фишку).

            -Раз-два, раз-два продолжается игра. Звук "Ж" спрятался среди других звуков. Я буду называть звуки и как только вы услышите звук Ж, хлопайте в ладоши. (ж, а, о, ж ,ж, к, б, м, ж, у, ж, ж, в, н, и,  ж, ж), после выполнения задания, педагог отмечает детей, выполнивших задание без ошибок (раздаёт фишки).

            Мы играли, мы играли и немножечко устали, мы немного отдохнём  и опять играть начнём (проводится динамическая пауза):

            Три весёлых братца гуляли на лугу,

            Три весёлых братца затеяли игру,

            Делали головками ник- ник- ник,

            Пальчиками ловкими чик- чик- чик,

            Топотали ножками топ- топ- топ,

            Хлопали в ладоши хлоп-  хлоп- хлоп (2-3 раза).

            - Наш новый знакомый звук желает ещё с нами поиграть. Он спрятался в словах, а нам нужно определить, где он спрятался: в начале, в середине или в конце слова. Приготовьте схемы и фишки. Не забывайте, что красная черта располагается с левой стороны. Работаем от красной черты слева направо (ёж, лужа, жёлудь, медвежонок, этаж, жук, подснежник).

            - Вот ещё одна игра, рисовать хотите? (да)

            На листе нарисованы разные картинки, нужно обвести в круг только те картинки ,в названии которых спрятался звук "Ж" (при выполнении задания логопед контролирует  карандашом какого цвета работает ребёнок, обводим синим цветом, так как звук Ж- твёрдый согласный звук. После выполнения задания на доску выставляется вариант правильного ответа, детям предлагается самостоятельно оценить свою работу. Нет ошибок- раскрась шарик внизу листа зелёным цветом, есть ошибки- синим, с заданиями не справился- красным).

            - С каким звуком мы сегодня познакомились? Каким цветом обозначается звук Ж, почему? Какое задание вам понравилось больше всего?

            Нашему жуку- добряку пора возвращаться на весеннюю лужайку, но он не забыл о своём обещании. Кто больше всех набрал божьих коровок? На память наш гость дарит тебе вот такие "пазлы".

            

    C:\Users\User\Desktop\приложение к конспекту0002.jpgC:\Users\User\Desktop\приложение к конспекту0001.jpg

    C:\Users\User\Desktop\приложение к конспекту0005.jpgC:\Users\User\Desktop\приложение к конспекту0004.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

    Цель:Коррекционно-образовательная:·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

    Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

    Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

    Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»

    Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...