Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми группы компенсирующей направленности подготовительного возраста «Полёт на воздушном шаре»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Тема: знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми группы компенсирующей направленности подготовительного возраста «Полёт на воздушном шаре»
Тема: знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р
Программное содержание:
- Закрепить в речи детей правильное произношение звуков Р, Рь.
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Р, Рь.
- Познакомить с буквой Р. Учить писать печатную букву Р, слова с данной буквой. Провести профилактику оптической дисграфии.
- Способствовать развитию звуко-слогового анализа слов.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, речевое дыхание, мелкую моторику, координацию речи с движением.
- Воспитывать умение слушать ответы детей, навыки самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа: чтение сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по прочитанному.
Оборудование: воздушный шар, игрушка Незнайка, корзинка с грузом, предметные картинки со звуками Р, РЬ; кроссворд, тетради, пеналы, индивидуальные зеркала, картинка волшебника, макет звездного неба, мяч.
Ход :
1.Организационный момент:
Логопед: Дети, к нам в детский сад пришло письмо - приглашение к полёту на воздушном шаре. Вы догадались от кого это приглашение? Правильно, от Незнайки. Сегодня мы отправимся на воздушном шаре в Цветочный город, где живёт Незнайка.
Логопед показывает детям воздушный шар с корзинкой.
-Чтобы воздушный шар взлетел, надо отцепить груз (дети вынимают из корзинки ракушку, пакетик с рисом).
Задание: назвать предмет и первый звук в слове.
Дети выполняют задание по очереди.
2.Сообщение темы занятия:
Логопед: какой первый звук слышится в этих словах?
Правильно, сегодня мы вместе с Незнайкой познакомимся со звуками Р, РЬ и буквой Р.
-Нам пора отправляться в путь. Мы отправимся на воздушном шаре в Цветочный город, где живёт Незнайка. Держитесь покрепче за корзину. Полетели!
Логопед читает стихи:
Огромный шар, надутый паром
Поднялся в воздух он недаром.
Раз, два, три,
воздушный шар, в Цветочный город лети!
-Посмотрите, кто нас встречает?
Дети: здравствуй, Незнайка.
Незнайка (логопед): здравствуйте, ребята. Помогите мне научиться правильно говорить звук Р.
Логопед приглашает всех сесть на свои места. Дети садятся за столы.
3. Характеристика звуков Р, РЬ: по артикуляционным (губы свободны, зубы открыты, кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует, тёплая воздушная струя идёт на кончик языка, горло «работает») и акустическим признакам (Р – согласный, твёрдый, звонкий, РЬ – согласный, мягкий, звонкий), условное обозначение звуков, произнесение звуков(рычание собаки, льва).
Логопед: дети, возьмите зеркала. Произнесите звук Р и посмотрите, что делают губы?
Дети: при звуке Р губы улыбаются.
Логопед: а зубы при звуке Р открыты или закрыты?
Дети: при звуке Р зубы открыты.
Логопед: что делает язык при звуке Р?
Дети: при звуке Р язык поднимается за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним зубам, кончик вибрирует.
Логопед: воздушная струя при звуке Р холодная или тёплая?
Дети: при звуке Р тёплая воздушная струя идёт на кончик языка.
Логопед: есть ли преграда для воздушной струи при звуке Р? Что является преградой?
Дети: преградой является кончик языка. Звук Р согласный.
Логопед: как звучит Р, твёрдо или мягко? Как будем его обозначать?
Дети: звук Р – твёрдый, будем обозначать его синим кружком.
Логопед: давайте проверим «работает» ли горлышко при звуке Р. Звонкий или глухой звук Р?
Дети: горлышко «работает», значит звук Р звонкий.
Логопед: есть ли у звука Р мягкий братец? Как он звучит? Расскажите про него.
Дети: звук РЬ – согласный, мягкий, звонкий (на каждый признак звука дети загибают пальцы).
Логопед: как мы будем его обозначать?
Дети: звук РЬ будем обозначать зелёным кружком.
Логопед: чем отличаются и чем похожи эти звуки?
Дети: похожи тем, что они оба звонкие согласные. Отличия: звук Р- твёрдый согласный, а звук РЬ – мягкий согласный.
Логопед: кто или что может издавать эти звуки?
Дети: рычат львы, собаки.
Логопед: как рычат большие львы, маленькие львята (собаки, щенки)?
Дети подражают животным.
4. развитие фонематического восприятия - дид/упр. «Поймай звук»
Логопед: Незнайка будет называть цветы, которые растут у них в Цветочном городе. А вы хлопните, если услышите звук Р (ромашка, василёк, роза, одуванчик, георгин). А теперь хлопните, если услышите звук РЬ (репейник, подорожник, берёза, ива, чертополох, рябина)
5. Произношение звуков Р, РЬ в слоговых сочетаниях – дид/упр. «Запомни, повтори»
Логопед: когда Незнайка хотел стать музыкантом, он играл на разных инструментах. На трубе -тра-тро-тру-тры, на барабане –дра-дро-дру-дры, на скрипке – скри-скря-скрю-скре. Повторите, что получилось у Незнайки (дети повторяют слоговые ряды).
6. Произношение звука Р в словах, фразе
Логопед: когда Незнайка хотел стать поэтом, он пришёл в гости к Цветику. Цветик спросил его, умеет ли он сочинять рифму. Давайте поможем Незнайке.
Задание: сочини рифму к словам – гора (нора), ура (пора), морока (сорока), Рита (Маргарита), корона (ворона).
Логопед: Незнайка, а ребята сочинили чистоговорку про ворону.
7. Динамическая пауза- «Ворона» (речь с движением).
Дети встают парами, соединяют ладошки. Затем ритмично двигают руками вперёд- назад в соответствии с текстом чистоговорки.
Логопед: давайте научим Незнайку правильно дышать.
дыхательные упражнения - «Ладошки», «Обними плечи» (по Стрельниковой).
8. Дифференциация звуков Р-РЬ – дид/упр. «Собери ромашки», «Скажи наоборот»
Логопед: Незнайка собирался на бал. Он решил подарить Кнопочке цветы. Помогите Незнайке собрать букет.
Задание 1.: «Собери ромашки» - подобрать к схемам (разные позиции звуков Р, РЬ в слове) нужные картинки. Картинки находятся на лепестках. Дети прикрепляют лепестки с картинками к нужной серединке со схемой. Потом проверяют правильность выполнения и дарят цветы Незнайке.
Логопед: давайте Незнайку научим играть в интересную игру «Скажи наоборот».
Задание 2.: Д/И «Скажи наоборот» - замени звук Р на звук РЬ (с мячом)
Ра – ря, ру – рю, ры – ри, ар – арь, ур – урь, ир - ирь
9.Звуко-слоговой анализ слов – дид/упр. «Сбор урожая»
Логопед: Цветочный город стоял на берегу ручья, который коротышки называли Огурцовой рекой. Что росло по берегам ручья?
Дети: по берегам Огурцовой реки росло много огурцов.
Задание: собрать как можно больше огурцов. Каждый огурчик надо положить на нужную тарелку. На тарелках изображены готовые звуковые схемы. Дети «срывают» огурец (называют картинку) и кладут на подходящую тарелку. Затем называют количество слогов, звуков в слове.
10. Знакомство с буквой Р. «Как Незнайка был художником»
Логопед: Звуки Р и РЬ обозначаются буквой Р. Посмотрите, на что она похожа?
Дети: буква Р похожа на топор, половинку буквы Ф.
Логопед: из скольки элементов она состоит? С какой стороны буквы находится полукруг?
Дети: буква Р состоит из двух элементов. Полукруг находится справа.
Логопед: напишите в воздухе букву Р, на столе пальчиком, покажите её руками, на себе.
Дети выполняют, логопед проверяет.
Логопед: после того, как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. Художник Тюбик дал ему задание – превратить букву Р в различные предметы.
Задание: помогите Незнайке превратить букву Р в разные предметы.
Дети выполняют задание в тетрадях, рассказывают во что превратили букву Р.
11.Чтение кроссворда
Логопед: коротышка Знайка дал Незнайке разгадать кроссворд. А Незнайка опять забыл все буквы. Давайте ему поможем разгадать кроссворд, впишем нужные слова в клеточки.
Дети выполняют задание самостоятельно. Тот, кто первый разгадает кроссворд, пишет слова на доске. Другой ребёнок читает, а остальные дети проверяют.
Слова: рак, роза, ручка, радуга.
12. Проговаривание пословицы со звуками Р, РЬ
Логопед: когда Незнайка учился совершать хорошие поступки, он встретил волшебника (показываю картинку волшебника).
Волшебник сказал ему замечательную пословицу: терпение и труд всё перетрут. Объясните Незнайке, о чём говорится в этой пословице? Повторите её. Кто правильно повторит, тот может «сорвать с неба» звезду (показываю макет звёздного неба со звёздами).
Дети повторяют пословицу и «снимают с неба» звезду, прикрепляют себе на грудь.
Логопед: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Воздушный шар готов к полёту. Попрощайтесь с Незнайкой.
Дети: до свидания, Незнайка !
Логопед приглашает детей в полет.
Огромный шар, надутый паром
Поднялся в воздух он недаром.
Раз, два, три,
Воздушный шар, в детский сад лети!
13. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед: с какими звуками мы сегодня познакомились? Чем мы помогли Незнайке? Что было самым трудным? Чему вы научились? Что больше всего понравилось делать?
Большое всем спасибо! Вы очень старались помочь Незнайке и сами многому научились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет "Шипящие согласные звуки".
В ходе непосредственно образовательной деятельности происходит закрепление знаний о гласных звуках, о согласных твёрдых и мягких звуках, развивается фонематический слух через выполнение з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»
продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.
Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»
Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...