Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми группы компенсирующей направленности подготовительного возраста «Полёт на воздушном шаре»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Штинникова Татьяна Савватьевна

Тема: знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми группы компенсирующей направленности подготовительного возраста «Полёт на воздушном шаре»

Тема: знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р

Программное содержание: 

  1. Закрепить в речи детей правильное произношение звуков Р, Рь.
  2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Р, Рь.
  3. Познакомить с буквой Р. Учить писать печатную букву Р, слова с данной буквой. Провести профилактику оптической дисграфии.
  4. Способствовать развитию звуко-слогового анализа слов.
  5. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, речевое дыхание, мелкую моторику, координацию речи с движением.
  6. Воспитывать умение слушать ответы детей, навыки самоконтроля и самооценки.

Предварительная работа: чтение сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по прочитанному.

Оборудование: воздушный шар, игрушка Незнайка, корзинка с грузом, предметные картинки со звуками Р, РЬ; кроссворд, тетради, пеналы, индивидуальные зеркала, картинка волшебника, макет звездного неба, мяч.

Ход :

1.Организационный момент:

Логопед: Дети, к нам в детский сад пришло письмо - приглашение к полёту на воздушном шаре. Вы догадались от кого это приглашение? Правильно, от Незнайки. Сегодня мы отправимся на воздушном шаре в Цветочный город, где живёт Незнайка.

Логопед показывает детям воздушный шар с корзинкой.

-Чтобы воздушный шар взлетел, надо отцепить груз (дети вынимают из корзинки ракушку, пакетик с рисом).

Задание: назвать предмет и первый звук в слове.

Дети выполняют задание по очереди.

2.Сообщение темы занятия:

Логопед: какой первый звук слышится в этих словах?

Правильно, сегодня мы вместе с Незнайкой познакомимся со звуками Р, РЬ и буквой Р.

-Нам пора отправляться в путь. Мы отправимся на воздушном шаре в Цветочный город, где живёт Незнайка. Держитесь покрепче за корзину. Полетели!

Логопед читает стихи:

       Огромный шар, надутый паром

Поднялся в воздух он недаром.

Раз, два, три,

воздушный шар,  в Цветочный город лети!

-Посмотрите, кто нас встречает?

Дети: здравствуй, Незнайка.

Незнайка (логопед): здравствуйте, ребята. Помогите мне научиться правильно говорить звук Р.

Логопед приглашает всех сесть на свои места. Дети садятся за столы.

3. Характеристика звуков Р, РЬ: по артикуляционным (губы свободны, зубы открыты, кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует, тёплая воздушная струя идёт на кончик языка, горло «работает») и акустическим признакам (Р – согласный, твёрдый, звонкий, РЬ – согласный, мягкий, звонкий), условное обозначение звуков, произнесение звуков(рычание собаки, льва).

Логопед: дети, возьмите зеркала. Произнесите звук Р и посмотрите, что делают губы?

Дети: при звуке Р губы улыбаются.

Логопед: а зубы при звуке Р открыты или закрыты?

Дети: при звуке Р зубы открыты.

Логопед: что делает язык при звуке Р?

Дети: при звуке Р язык поднимается  за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним зубам, кончик вибрирует.

Логопед: воздушная струя при звуке Р холодная или тёплая?

Дети: при звуке Р тёплая воздушная струя идёт на кончик языка.

Логопед: есть ли преграда для воздушной струи при звуке Р? Что является преградой?

Дети: преградой является кончик языка. Звук Р согласный.

Логопед: как звучит Р, твёрдо или мягко? Как будем его обозначать?

Дети: звук Р – твёрдый, будем обозначать его синим кружком.

Логопед: давайте проверим «работает» ли горлышко при звуке Р. Звонкий или глухой звук Р?

Дети: горлышко «работает», значит звук Р звонкий.

Логопед: есть ли у звука Р мягкий братец? Как он звучит? Расскажите про него.

Дети: звук РЬ – согласный, мягкий, звонкий (на каждый признак звука дети загибают пальцы).

Логопед: как мы будем его обозначать?

Дети: звук РЬ будем обозначать зелёным кружком.

Логопед: чем отличаются и чем похожи эти звуки?

Дети: похожи тем, что они оба звонкие согласные. Отличия: звук Р- твёрдый согласный, а звук РЬ – мягкий согласный.

Логопед: кто или что может издавать эти звуки?

Дети: рычат львы, собаки.

Логопед: как рычат большие львы, маленькие львята (собаки, щенки)?

Дети подражают животным.

 4. развитие фонематического восприятия - дид/упр. «Поймай звук»

Логопед: Незнайка будет называть цветы, которые растут у них в Цветочном городе. А вы хлопните, если услышите звук Р (ромашка, василёк, роза, одуванчик, георгин). А теперь хлопните, если услышите звук РЬ (репейник, подорожник, берёза, ива, чертополох, рябина)

5. Произношение звуков Р, РЬ в слоговых сочетаниях – дид/упр. «Запомни, повтори»

Логопед: когда Незнайка хотел стать музыкантом, он играл на разных инструментах. На трубе -тра-тро-тру-тры, на барабане –дра-дро-дру-дры, на скрипке – скри-скря-скрю-скре. Повторите, что получилось у Незнайки (дети повторяют слоговые ряды).

6. Произношение звука Р в словах, фразе

Логопед: когда Незнайка хотел стать поэтом, он пришёл в гости к Цветику. Цветик спросил его, умеет ли он сочинять рифму.  Давайте поможем Незнайке.

Задание: сочини рифму к словам – гора (нора), ура (пора), морока (сорока), Рита (Маргарита), корона (ворона).

Логопед: Незнайка, а ребята сочинили чистоговорку про ворону.

        7. Динамическая пауза- «Ворона» (речь с движением).

        Дети встают парами, соединяют ладошки. Затем ритмично двигают руками вперёд-         назад в  соответствии с текстом чистоговорки.

       Логопед: давайте научим Незнайку правильно дышать.

 дыхательные упражнения - «Ладошки», «Обними плечи» (по Стрельниковой).

8. Дифференциация звуков Р-РЬ – дид/упр. «Собери ромашки», «Скажи наоборот»

Логопед: Незнайка собирался на бал. Он решил подарить Кнопочке цветы. Помогите Незнайке собрать букет.

Задание 1.: «Собери ромашки» - подобрать к схемам (разные позиции звуков Р, РЬ в слове) нужные картинки. Картинки находятся на лепестках. Дети прикрепляют лепестки с картинками к нужной серединке со схемой. Потом проверяют правильность выполнения и дарят цветы Незнайке.

Логопед: давайте Незнайку научим играть в интересную игру «Скажи наоборот».

Задание 2.: Д/И «Скажи наоборот» - замени звук Р на звук РЬ (с мячом)

Ра – ря, ру – рю, ры – ри, ар – арь, ур – урь, ир - ирь

9.Звуко-слоговой анализ слов – дид/упр. «Сбор урожая»

Логопед: Цветочный город стоял на берегу ручья, который коротышки называли Огурцовой рекой. Что росло по берегам ручья?

Дети: по берегам Огурцовой реки росло много огурцов.

Задание: собрать как можно больше огурцов. Каждый огурчик надо положить на нужную тарелку. На тарелках изображены готовые звуковые схемы. Дети «срывают» огурец (называют картинку) и кладут на подходящую тарелку. Затем называют количество слогов, звуков в слове.

10. Знакомство с буквой Р.  «Как Незнайка был художником»

Логопед: Звуки Р и РЬ обозначаются буквой Р. Посмотрите, на что она похожа?

Дети: буква Р похожа на топор, половинку буквы Ф.

Логопед: из скольки элементов она состоит? С какой стороны буквы находится полукруг?

Дети: буква Р состоит из двух элементов. Полукруг находится справа.

Логопед: напишите в воздухе букву Р, на столе пальчиком, покажите её руками, на себе.

Дети выполняют, логопед проверяет.

Логопед: после того, как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. Художник Тюбик дал ему задание – превратить букву Р в различные предметы.

Задание: помогите Незнайке превратить букву Р в разные предметы.

Дети выполняют задание в тетрадях, рассказывают во что превратили букву Р.

11.Чтение кроссворда

Логопед: коротышка Знайка дал Незнайке разгадать кроссворд. А Незнайка опять забыл все буквы. Давайте ему поможем разгадать кроссворд, впишем нужные слова в клеточки.

Дети выполняют задание самостоятельно. Тот, кто первый разгадает кроссворд, пишет слова на доске. Другой ребёнок читает, а остальные дети проверяют.

Слова: рак, роза, ручка, радуга.

12. Проговаривание пословицы со звуками Р, РЬ

Логопед: когда Незнайка учился совершать хорошие поступки, он встретил волшебника (показываю картинку волшебника).

Волшебник  сказал ему замечательную пословицу: терпение и труд всё перетрут. Объясните Незнайке, о чём говорится в этой пословице?  Повторите её. Кто правильно повторит, тот может «сорвать с неба» звезду (показываю макет звёздного неба со звёздами).

Дети повторяют пословицу и «снимают с неба» звезду, прикрепляют себе на грудь.

Логопед: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Воздушный шар готов к полёту. Попрощайтесь с Незнайкой.

Дети: до свидания, Незнайка !

Логопед приглашает детей в полет.

      Огромный шар, надутый паром

Поднялся в воздух он недаром.

Раз, два, три,

Воздушный шар, в детский сад лети!

13. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: с какими звуками мы сегодня познакомились? Чем мы помогли Незнайке? Что было самым трудным? Чему вы научились? Что больше всего понравилось делать?

Большое всем спасибо! Вы очень старались помочь Незнайке и сами многому научились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет "Шипящие согласные звуки".

В ходе непосредственно образовательной деятельности происходит закрепление знаний о гласных   звуках,  о согласных твёрдых и мягких звуках, развивается фонематический слух через выполнение з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»

продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...