КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Обласова Светлана Борисовна

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвести к пониманию того, что количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков в слове. Развивать фонематическое восприятие умение выделять гласные звуки из потока звуков, определять первый звук в словах, подбирать слова на заданный звук. Закрепить термин «гласные звуки», основные характеристики гласных звуков. Развивать слуховую память, мышление. Воспитывать умение отвечать по вызову.

Оборудование: «Волшебный» кубик, мяч, картинки: сугроб, сани, зима, ком, узоры, коньки, лыжи, снеговик, горка; светофорики; таблицы (по три картинки) мак, лампа, бант, стул, суп, куст, сыр, бык, мышь, стол, дом, гном, индивидуальные листы для самостоятельной работы по количеству детей, карандаши красные по количеству детей.

Предварительная работа: разучивание динамической паузы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.glasnye_zvuki.docx158.14 КБ
Файл konspekt.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ  

непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвести к пониманию того, что количество слогов в слове зависит от количества гласных звуков в слове. Развивать фонематическое восприятие умение выделять гласные звуки из потока звуков, определять первый звук в словах, подбирать слова на заданный звук. Закрепить термин «гласные звуки», основные характеристики гласных звуков. Развивать слуховую память, мышление. Воспитывать умение отвечать по вызову.

Оборудование: «Волшебный» кубик, мяч, картинки: сугроб, сани, зима, ком, узоры, коньки, лыжи, снеговик, горка; светофорики; таблицы (по три картинки) мак, лампа, бант, стул, суп, куст, сыр, бык, мышь, стол, дом, гном, индивидуальные листы для самостоятельной работы по количеству детей, карандаши красные по количеству детей.

Предварительная работа: разучивание динамической паузы.

Ход занятия:

I.Организационный момент. Логопед: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

Дети: Звуки гласные мы знаем,

           Без труда их различаем.

Логопед: Есть у меня «волшебный» кубик. На каждой стороне символ звука. Предлагаю поиграть звуки правильно назвать. (Проводится игра «Назови верно звук». Бросая по очереди кубик дети в соответствии с выпавшим знаком хором произносяят звук. В ходе игры логопед уточняет положение органов артикуляционного аппарата при произношении данного гласного звука).

Логопед.: - А теперь еще игра.

 Мяч скорее мне сюда!

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук. (Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.)

Логопед.: Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

II. Постановка цели нод.

Логопед.: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными)

Логопед.: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно, голосок не встречает преграды).

Логопед: Сегодня мы весело проведем время, поиграем с гласными звуками.

III. Основная часть.

Логопед: - Вот вам зимние слова. Вы ребята не зевайте, а считать мне помогайте. Хлопай тут и хлопай там, скажем слово по слогам. (Логопед показывает картинку, дети отхлопывают слово, называют количество слогов).

Логопед: - Послушайте слово. Ком (произносит, протягивая гласный звук) сколько в слове гласных звуков? (Ответ детей) Сколько слогов в слове ком? (ответ детей при необходимости повторно прохлопывают слово) Верно, один гласный и один слог. (аналогично проводится сравнение количества гласных и количества слогов в других словах).

Логопед: - Что же получается? Если в слове один гласный значит в слове – один слог, если в слове два гласных значит в слове – два слога и т.д.

Логопед: Правило запомните, друзья,

                 Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: Гласные звуки смеются, они спрятались среди других звуков. Давайте-ка их найдем. (Проводится игра «Поймай звук». Логопед уточняет почему ребята, услышав гласный звук будут показывать красный сигнал).

Логопед: А теперь мы посмотрим какие вы внимательные (Проводится игра «Скажи, как я»).

IV.Динамическая пауза.

Логопед: Мы немного отдохнем,

И гласные звуки все назовем.

А-А-А-А – закачалась голова,

О-О-О-О – закрутили колесо,

У-У-У-У – у машины руль держу.

И –И – И – И – руки выше подними,

Ы-Ы-Ы-Ы – моем в доме мы полы,

Э-Э-Э-Э – две руки на голове.

V. Вторая часть.

 Логопед: - Ребята, посмотрите на эти картинки, как вы думаете, почему они встретились? (В словах: лампа, мак, бант – гласный звук «А». Аналогично проговариваем остальные словесные цепочки, выделяя общий гласный звук).

Логопед: - У вас на столах есть интересные картинки, рассмотрите их. Найдите картинки, которые начинаются с одинаковых звуков, соедините их между собой линией (после выполнения задания логопед совместно с детьми поговаривает получившиеся пары слов).

VI. Итог.

Логопед: -  С какими звуками мы сегодня играли? Какое новое правило узнали? Мне очень понравилось, как вы дружно помогали мне и верно выполняли задания.

Приложение. Индивидуальные листы.

raskraska_arbuz35raskraska-utug3

562

raskraska-utka2cloud002

af074edfb4940be0ed1d4fcfc4ea0dee

15649raskraski-ptitsy-aist-12

15649



Предварительный просмотр:

Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

- обучать составлению рассказа по серии картин по заданному плану.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в подборе имен прилагательных  к  именам существительным по теме;

- расширять знания детей о военных профессиях;

- развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинах действия.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к Родине и желание вставать на её защиту.

Оборудование: серия сюжетных картин.

Предварительная работа: Чтение с последующим обсуждением: Н.Забила «Наша Родина»,  З. Александрова «Дозор», А.Барто «Лесная застава..».

Ход:

  1. Организационный момент.

Педагог приветствует детей и предлагает ответить на вопросы:

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Какая наша страна? (огромная, любимая, прекрасная, богатая, могучая, родная, необъятная)

- Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась? ( беречь, охранять)

- Кто стоит на страже нашей Родины?

- Кто охраняет границы нашей Родины?

     2. Введение в тему.

        Педагог  обращается к детям, сегодня мы продолжим беседу о доблестных пограничниках и узнаем,  какая история произошла однажды на границе, если составим рассказ по картинкам, которые находятся в конверте. Но чтобы открыть конверт  нам необходимо выполнить ответственное задание.

Задание.

        После выполнения задания детьми педагог достает картинки из конверта и выставляет их на доске в хаотичном порядке.

3.Основная часть.

Педагог обращает внимание детей на картинки:

- Посмотрите внимательно на картинки. Они расположены правильно? (ответ детей). А как их нужно расставить?

Дети рассказывают, в каком порядке нужно расположить картинки на доске, подробно описывая действия, происходящие на картинке.

 Педагог  уточняет, что такое «дозор», как дети понимают значение данного слова, при необходимости дает объяснения.

        Расположив картинки в логической последовательности, педагог обращает внимание детей, на то что картинки они разложили слева – направо. Просит детей повторить направление: слева-направо. И уточняет, что и рассказывать историю они будут, описывая события на  картинках, идущие друг за другом слева-направо.

        Педагог подводит детей к обсуждению серии картинок, предлагая ответить на вопросы:

        - Как можно назвать наш будущий рассказ?

        - Кого вы видите на первой картинке? (пограничника и его собаку Трезора)

        - Куда они направляются? (Они вышли на охрану границы, в дозор.)

        - Что заметил пограничник?

        - Кому он показал следы? (Своему верному другу Трезору.)

        - К кому привели следы? (К нарушителю границы.)

        - Что в руках у нарушителя? (Пистолет.)

        - Как по-другому можно об этом сказать? (Нарушитель вооружен.)

        - Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?

        - Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него? (Испугался и уронил пистолет.)

        - Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они? (Храбрые, отважные, смелые, бесстрашные, настоящие защитники Родины.)

        Педагог, завершая беседу, уточняет, что наша Родина в безопасности, ведь её защищают вот такие смелые и отважные военнослужащие.

 Составление рассказа.

Педагог обращается к детям:

- Для того, чтобы получился хороший рассказ, нужно сначала рассказать о том, куда направлялись Трезор и пограничник. Затем о том, что они увидели (сопровождает объяснение показом картинок) и как поступили. Закончить рассказ нужно тем, какую пользу они принесли Родине.

Рассказы детей.

        Педагог предлагает детям рассказать, какая наша Россия прекрасная страна, и немного отдохнуть.

4.Динамическая пауза

Поезжай за моря, океаны,

Надо всею землёй пролети.

Есть на свете различные страны,

Но такой как у нас не найти:

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят не смолкая заводы,

И шумят, расцветая поля.

5. Продолжение работы над рассказами.

Педагог, после проведения динамической паузы, предлагает детям составить ещё несколько рассказов.

6. Итог.

Завершая работу по рассказыванию, педагог уточняет:

- Как звали героев нашего рассказа?

- Что значит выражение «ходить в дозор»?

- Почему мы можем сказать, что граница нашей Родины – на замке?

Выслушав ответы детей, педагог хвалит их за старания, отмечает, что они уже на много лучше составляют рассказы, стараются отвечать полными предложениями. Благодарит, прощается.

Примерный текст рассказа «Граница Родины – на замке».

Границу нашей Родины охраняют пограничники.

Однажды в дозор вышел солдат Василий и его верный друг – пес Трезор. Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.

        Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружен, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор ощетинился и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.

        Пусть каждый знает, что граница нашей Родины – на замке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект занятия по закреплению у детей  умения проводить звуковой анализ слова,  делить слова на слоги, составлять предложение из набора слов...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоты в старшей группе на тему "Изучаем звуки и буквы А У"

Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...