КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Обласова Светлана Борисовна

Программное содержание:

Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других звуков, определять место звука в словах. Закрепить понятие «гласный звук».         

Познакомить с буквой О. Формировать умение печатать букву по образцу, соблюдая интервалы, соблюдая строку.

            Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствовать координацию движений, умение сочетать речь и движения.

            Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya._zvuk_i_bukva_o.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30»

КОНСПЕКТ  

непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности

для детей с нарушением  речи

Тема: Звук «О», буква О.

Программное содержание:

Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других звуков, определять место звука в словах. Закрепить понятие «гласный звук».         

Познакомить с буквой О. Формировать умение печатать букву по образцу, соблюдая интервалы, соблюдая строку.

        Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствовать координацию движений, умение сочетать речь и движения.

        Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию педагога.

Оборудование: муляжи осенних листьев, корзинка, картинка «Осень», артикуляционная схема для анализа звука, звуковые схемы для обозначения местоположения звука в слове по количеству детей, фишки красного, зеленого, синего цвета, круги красного цвета по количеству детей, картинки: осень, зонт, облако, крыло, дождь, обувь, листок; тетради, нить длиной 30см. на каждого ребенка, простые карандаши, картинка-раскраска на каждого ребенка.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

        Логопед встречает детей: «Доброе утро, мои друзья. Подскажите какое сейчас время года? (ответ детей) Верно, поздняя осень. с деревьев уже облетела вся листва, а как она радовала нас своими пестрыми красками. Хотите еще поиграть с осенними листьями? Мы немного поиграем с какого дерева листок узнаем (разбрасывает листья ). Раз, два, три скорей листочки собери! (дети собирают по одному-два листочку) мы осенние листочки все в корзинку соберем. Листок в корзинку положи, с какого он дерева скорей назови. (дети кладут листочки в корзину проговаривая: желтый березовый лист, бордовый осиновый лист, коричневый дубовый лист, оранжевый кленовый лист, алый рябиновый лист). Молодцы ребята, все листочки собрали».

2. Подготовительный этап.

        Логопед обращается к детям: «Весело поиграли, а теперь расскажем стихотворение о том, как играл с листочками ветерок и потренируем наши пальчики».

        Проводится пальчиковая гимнастика «Ветер листики считал».

        Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал,

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березы золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

С пальчиками поиграли, пришло время поиграть и язычку:

Раз открыли мы окошко,

Два лакает сливки кошка,

Три кот спинку выгибает,

На четыре отдыхаем.

Пять качели вверх и вниз,

Шесть болтаем лучше всех,

Семь катушку закрутили,

Восемь небо побелили,

Девять лошадь в поле мчится,

Десять спать пора ложиться.

3. Основная часть.

        Логопед предлагает детям отгадать  загадку:

Если небо хмурится,

Если дождик льется,

Это время года  ….  зовется (показывает картинку).

        Логопед объявляет тему  : « С какого звука начинается слово осень? (ответ детей) Сегодня мы с вами поиграем со звуком «О» и узнаем какой буквой на письме обозначается этот звук».

        С опорой на схему логопед совместно с детьми дают акустико-артикуляционную характеристику звука:

- положение органов артикуляции (губы, зубы, язык);

- движение голоса (свободно, не встречает преграду).

        Обобщают свои наблюдения: «Звук «О» - произносится легко, свободно, голосок не встречает преграду. Звук «О» - гласный звук. На схеме звук «О» обозначается красной фишкой».

        Логопед обращается к детям: «Ой, ой, ой, убежал наш звук из своего домика. Спрятался среди других звуков. Помогите, поймать его. Я буду произносить звуки, и как только вы услышите звук «О» хлопните в ладоши». Логопед, прикрыв рот, произносит набор звуков:  о, а, у, о, о, и, о, а, у, ы, э, о, а, э, о, о.

        Логопед хвалит детей: «Здорово, все звуки поймали. Но звук наш озорник, теперь он спрятался в словах. Сможете отыскать звук «О» в словах и обозначить его место? Возьмите звуковые схемы. На схеме три окошка. Если  слово будет начинаться со звука «О», какое окошко закроете? ( первое окошко), если слово будет заканчиваться на звук «О», какое окошко закроете? (последнее окошко), а если звук «О» - слышен в середине слова, какое окошко закроете? (среднее окошко). Какого цвета возьмем фишку для обозначения звука? Почему? (красную, потому что звук «О» - гласный звук). Будте внимательны, не забывайте, что работаем мы слева направо от красной линии». Логопед называет слова: осень, зонт, облако, крыло, дождь, обувь, листок (дети работают самостоятельно на местах, педагог контролирует выполнение задания). Логопед отмечает тех детей, кто выполнял задание без ошибок.

        Логопед предлагает убрать звуковые схемы и продолжает: «Наш веселый звук «О» никак не может наиграться. Как вы думаете куда он убежал? Где он теперь спрятался? (ответы детей). А теперь мы отыщем звук «О» с стихотворении. Помогут нам красные сигналы. Как только вы услышите слово со звуком «О» поднимаем сигналы вверх. Почему сигналы красные? (ответы детей)».

        Логопед читает стихотворение, дети выполняют задание.

Ходит осень по садам,

Ходит улыбается,

Точно в сказке тут и там,

Все цвета меняются.

4. Динамическая пауза.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

5. Соотношение звука с буквой.

        Логопед обращается к детям: « С каким звуком мы играли?(ответы детей). У меня есть предложение, чтобы наш звук больше от нас не убегал обозначим его буквой. Как вы думаете, какой буквой мы обозначим звук «О»? (ответы детей)».

        Логопед, читает стихотворение и печатает букву О на доске.

В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква О. (выставляется картинка).

На что еще похожа буква О? (ответы детей).

 У вас на столах есть нитка, выложите с помощью нити букву О. (при выполнении задания можно проговаривать стихотворение о букве О).

        Далее логопед предлагает нарисовать портрет новой буквы, дети печатают букву в тетрадях. Логопед уточняет , что печатаем слева направо, заглавная буква печатается высотой в две клетки, а строчная высотой в одну клетку; контролирует выполнение задания, уточняет, что следует соблюдать интервалы между буквами, строку.

6. Подведение итогов.

        Логопед обращается к детям: «С каким звуком мы сегодня играли? Какой буквой обозначается звук О? Чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). На память о нашей встречи, я хочу подарить вам осенние картинки, раскрасив их вы сможете повторить знакомые буквы».

Раскрась по буквам:  А – красный

                                    У – синий

                                     О - желтый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"

КОНСПЕКТ СОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН. ЗВУК И БУКВА Ы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

Тема: «Задания Матушки-Зимы» Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием социо-игровых технологий

Тема: «Задания Матушки-Зимы»Конспект организованной  образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе с использованием социо-игров...