Главные вкладки

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных звуков в слове.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod.glasnye_zvuki.docx155.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 7»

    КОНСПЕКТ  

    непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности

    для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Тема: Гласные звуки.

    Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвести к пониманию того, что количество слогов в слове соответствует  количеству гласных звуков в слове. Развивать фонематическое восприятие умение выделять гласные звуки из потока звуков, определять первый звук в словах, подбирать слова на заданный звук. Закрепить термин «гласные звуки», основные характеристики гласных звуков. Развивать слуховую память, мышление. Воспитывать умение отвечать по вызову.

    Оборудование: «Волшебный» кубик, мяч, картинки: сугроб, сани, зима, ком, узоры, коньки, лыжи, снеговик, горка; светофорики; таблицы (по три картинки) мак, лампа, бант, стул, суп, куст, сыр, бык, мышь, стол, дом, гном, индивидуальные листы для самостоятельной работы по количеству детей, карандаши красные по количеству детей.

    Предварительная работа: разучивание динамической паузы.

    Ход занятия:

    I.Организационный момент. Логопед: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

    Дети: Звуки гласные мы знаем,

               Без труда их различаем.

    Логопед: Есть у меня «волшебный» кубик. На каждой стороне символ звука. Предлагаю поиграть звуки правильно назвать. (Проводится игра «Назови верно звук». Бросая по очереди кубик дети в соответствии с выпавшим знаком хором произносяят звук. В ходе игры логопед уточняет положение органов артикуляционного аппарата при произношении данного гласного звука).

    Логопед.: - А теперь еще игра.

     Мяч скорее мне сюда!

    Подарю вам звуки я,

    Вы вернете мне слова.

    Ты подумай, милый друг,

    Чтобы был вначале звук. (Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.)

    Логопед.: Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

    II. Постановка цели нод.

    Логопед.: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными)

    Логопед.: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно, голосок не встречает преграды).

    Логопед: Сегодня мы весело проведем время, поиграем с гласными звуками.

    III. Основная часть.

    Логопед: - Вот вам зимние слова. Вы ребята не зевайте, а считать мне помогайте. Хлопай тут и хлопай там, скажем слово по слогам. (Логопед показывает картинку, дети отхлопывают слово, называют количество слогов).

    Логопед: - Послушайте слово. Ком (произносит, протягивая гласный звук) сколько в слове гласных звуков? (Ответ детей) Сколько слогов в слове ком? (ответ детей при необходимости повторно прохлопывают слово) Верно, один гласный и один слог. (аналогично проводится сравнение количества гласных и количества слогов в других словах).

    Логопед: - Что же получается? Если в слове один гласный значит в слове – один слог, если в слове два гласных значит в слове – два слога и т.д.

    Логопед: Правило запомните, друзья,

                     Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    Логопед: Гласные звуки смеются, они спрятались среди других звуков. Давайте-ка их найдем. (Проводится игра «Поймай звук». Логопед уточняет почему ребята, услышав гласный звук будут показывать красный сигнал).

    Логопед: А теперь мы посмотрим какие вы внимательные (Проводится игра «Скажи, как я»).

    IV.Динамическая пауза.

    Логопед: Мы немного отдохнем,

    И гласные звуки все назовем.

    А-А-А-А – закачалась голова,

    О-О-О-О – закрутили колесо,

    У-У-У-У – у машины руль держу.

    И –И – И – И – руки выше подними,

    Ы-Ы-Ы-Ы – моем в доме мы полы,

    Э-Э-Э-Э – две руки на голове.

    V. Вторая часть.

     Логопед: - Ребята, посмотрите на эти картинки, как вы думаете, почему они встретились? (В словах: лампа, мак, бант – гласный звук «А». Аналогично проговариваем остальные словесные цепочки, выделяя общий гласный звук).

    Логопед: - У вас на столах есть интересные картинки, рассмотрите их. Найдите картинки, которые начинаются с одинаковых звуков, соедините их между собой линией (после выполнения задания логопед совместно с детьми поговаривает получившиеся пары слов).

    VI. Итог.

    Логопед: -  С какими звуками мы сегодня играли? Какое новое правило узнали? Мне очень понравилось, как вы дружно помогали мне и верно выполняли задания.

    Приложение. Индивидуальные листы.

    raskraska_arbuz35raskraska-utug3

    562

    raskraska-utka2cloud002

    af074edfb4940be0ed1d4fcfc4ea0dee

    15649raskraski-ptitsy-aist-12

    15649


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

    Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

    Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Этот удивительный космос.

    Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах.  Формировать умение составлять предложения по опорным словам. Расширять, обогащать глагольный словарь. Упра...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

    Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

    Конспект совместной образовательной деятельности «Конструирование из нута (конструктор Ф.Фребеля)» подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Дети имеют навыки работы с конструктором из нута. Имеют представление о точке, отрезке, многоугольнике; знают что такое квадрат, находят вершину угла, стороны; ориентируются на плоскости и в пространс...