Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Три поросенка. Звуки [Н], [Н,]».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
В занятии описаны приемы работы по дифференциации звуков [Н], [Н,].
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №43 компенсирующего вида Приморского района
Санкт-Петербурга
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Три поросенка. Звуки [Н], [Н,]».
Подготовила: учитель-логопед
Насифуллина И. В.
Санкт-Петербург
2025
Тема: «Три поросёнка. Звуки [н], [н,]».
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знаний детей о звуках [н], [н,]. Формировать у детей умение выделять на слух звуки [н], [н,] на слух из состава слова. Продолжать формировать навыки звукового анализа. Учить детей дифференцировать звуки [н], [н,] по твердости и мягкости. Закреплять умения детей образовывать относительные прилагательные от существительных. Упражнять в подборе слов-антонимов
Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие голоса, артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание положительного отношения к животным.
Оборудование: Презентация по ходу занятия.
Ход занятия.
Вводная часть.
- Организационный момент.
Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»: «…Никакой на свете зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь…» Дети проходят на и садятся на стульчики. (Слайд №1)
- Повторение характеристики звуков [н], [нь].
Звук [Н] - согласный, твердый, отмечаем его синим кружочком. В каком замке будет жить звук Н? (В синем замке)
Звук [Н,] - согласный, мягкий, отмечаем его зеленым кружочком Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.)
- Правильно. Это песенка трёх поросят. Поросята были розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них тоже похожи.
(Слайд № 2)
- Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.)
Логопед демонстрирует картинки с изображением трех поросят.
- Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Какой первый звук в их именах? ([н], [н,])
Сегодня мы с вами отправимся в сказку к трем поросятам и будем знакомиться со звуками [Н], [Н,].
. В какой замок поселим звук Н,.
- Какими ещё звуками отличаются их имена? (Гласными [а – у – и] ) Почему эти звуки называются гласными, в каком домике они живут?
- Произношение звуков [н], [н,] в слогах.
Нуф-нуф приготовил вам задания.
Повторите ряд слогов и назовите лишний слог.
На-но-ма, ну-на-но-мы, на-но-ну-ни.
Составьте схему слога на, ни, ну.
- Игра «Камень-вата». Ниф-Ниф хочет поиграть с вами в игру «камень-вата». Послушайте внимательно звуки, слоги и покажите «камень» если слышите [н], «вату», если слышите звук [н,]: н, нь, на, ни, но, не, ни, ну.
- Игра «Да - нет». Сейчас поросята будут показывать вам по две картинки, а вы назовете картинку и определите, если в слове звуки Н, НЬ и скажете какое слово лишнее. (Картинки -носки, нитки, апельсин, слон, ножницы, телефон, окно, лимон Слайд № 3-9)
- Произношение звуков н, нь в словах и словосочетаниях. Сегодня у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа день рождения. Какой звук вы услышали в слове день, Ниф. (Звук [Н’]). Что послали поросята своим друзьям. (Приглашения). Кто же к ним пришел на праздник? (Слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, котенок). Какой звук слышится в этих словах? (Звук [Н]). (Слайд № 10)
- Наф-Наф предлагает поиграть в прятки. Закройте глаза и скажите, кого не смог отыскать Наф-Наф. Убирается по одному и по два изображения гостей, а дети отгадывают, кого не стало. (Слайд №10-14)
- Поросята пригласили гостей к столу. Скажите полным предложением, где стояли тарелки? (Слайд № 15) Где сидели гости? Где стояли угощения? (Слайд № 16) Где лежали подарки? (Слайд № 17)
- Дети, скоро наступит зима и поросятам нужно помочь отремонтировать их домики, давайте им поможем.
- «Физкультминутка» (Дети под музыку выполняют движения. имитирующие копку земли, кладку кирпича, окрашивание стен, перекрытие крыши ит. п.) (Слайд № 18)
- Поросята решили поблагодарить гостей и спеть вместе с ними песенку.
(Слайд № 18)
- Пальчиковая гимнастика
(Песенка трёх поросят.)
Нам не страшен серый волк.
1+2 1+3 1+4 1+5
Серый волк, серый волк!
1+2 1+3 1+4 1+5
Где ты ходишь, глупый волк,
1+2 1+3 1+4 1+5
Старый волк, страшный волк?
1+2 1+3 1+4 1+5
- Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на полянку. (Слайд № 19) Подбежал он к домику Нуф-Нуфа. Из каких прутьев он сделан? (Из деревянных). Значит домик … какой? (Деревянный). У Ниф-Нифа домик из соломы, значит, он …..(соломенный). (Слайд № 20) А у Наф-Нафа домик ……? (слайд № 21)
Поросята не испугались волка. Они решили построить высокий забор вокруг домика в этом просят вас помочь. (Слайд № 21)
- Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки [н], [н,], чтобы не пустить волка к домикам.
Дети подбирают антонимы к словам:
день - … земля - …
высоко - … верхний -…
налево - … вылить - …
вперёд - … снять - …
аккуратный - … спрятать - …
старый - … конец - …
-Забор готов. (Слайд № 22) Поросята забежали в каменный домик Наф-Нафа и быстро закрыли дверь на засов. Подбежал серый злодей к дому. Стал на дверь дуть. Покажите как волк дул.
- Развитие физиологического дыхания. «Дуем, дуем».(2 раза)
(Слайд № 23)
Царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси.
- Проблемная ситуация
Пока все это происходило, наступила …….
Гости увидели, что стало темно и их ждут мамы. Как сообщить мамам, что у них все в порядке? (Можно позвонить по телефону). Что гости сказали своим мамам? Ваши ответы должны начинаться со слов надо, можно.
- Послушайте внимательно стихотворение и назовите слова со звуками [Н], [Н’].
Надо, можно и нельзя -
Всем знакомые слова.
Надо маме помогать.
Можно с другом погулять.
Но нельзя без разрешенья
Нам из дома убегать!
Чего нельзя делать в детском саду? А дома?
Итог занятия.
- Ребята, вы хорошо прошли все испытания и помогли трём поросят. Какие звуки помогли вам в этом. Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф благодарят вас за помощь и хотят с вами спеть песенку (Звучит песенка «нам не страшен серый волк). (Слайд №24).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"
Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень
Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.
Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Дифференциация гласных звуков А,У,И»
Цель:Закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [ А], [И], [У].Закреплять способность правильного соотнесения звук...

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи по физической культуре Лексическая тема: «Мы читаем. Творчество К. И. Чуковского»
Цель: Физическое совершенствование детей, укрепление их здоровья и закаливание.Задачи: Совершенствование умения ходить по кругу, чередуя ходьбу с прыжками и бегом.Совершенствование умения прыгать в вы...

Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «В мире звуков и букв»
Этот конспект предназначен для логопедов дошкольных образовательных учреждений, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Конспект группового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Конспект группового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста Тема: «Звуки [Т] - [Ть], буква Т...
