Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ершова Ольга Владимировна

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
Тема: Осень

 

Цель: развитие и коррекция двигательной сферы детей в сочетании с музыкой и словом по лексико-грамматической теме «Осень».

Задачи:

1. Коррекционные:

  • развивать слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое;
  • формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
  • развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением.

2. Образовательные:

  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственную организацию движений;
  • развивать ловкость, сиу, выносливость, переключаемость, координацию движений;
  • развивать чувство ритма;
  • учить детей координировать речь и движения;
  • развивать метроритм, упражнять в правильном и точном пропевании мелодии;
  • развивать логическое мышление;
  • учить эмоционально откликаться на музыку грустного, печального характера, активизация словарного запаса;
  • закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни.

3. Воспитательные:

  • обучать правилам поведения в различных видах деятельности;
  • воспитывать выразительность и грацию движений;
  • воспитывать умение перевоплощаться;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, инициативность.

4. Оздоровительные:

  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • развивать физиологическое и фонационное дыхание;
  • развивать общую и тонкою моторику, мимику, пантомимику;
  • воспитывать чувство равновесия, правильной осанки;
  • снижать психологическую закрепощенность, снять эмоциональное напряжение, нормализировать мышечный тонус.

Оборудование:

1. Украшение зала под осенний лес;

2. Листья (по 2 на каждого ребенка);

3. Ковер;

4. Выставка детских работ по осенней тематике;

5. Зонтики с капельками – дождинками;

6. Бубен.

План занятия:

1. Коммуникативная игра – приветствие «Добрый день».

2. Загадка про дождь.

3. Пение с движениями «Дождик» М. Картушиной.

4. Хоровод «Осень постучалась к нам...».

5. Упражнения с листочками.

6. Пальчиковая гимнастика «Мелкий дождик моросит».

7. Прослушивание «Осенняя песня» П. Чайковского.

8. Пение «Урожайная» А. Филиппенко.

9. Массаж спины «Дождик» Е. Попляновой.

10. Фонопедические упражнения «Перед дождем».

11. Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку».

12. Игра на развитие внимания «Лужа».

13. Упражнение на дыхание и развитие эмоций «Ветерок».

13. Релаксация. Фонограмма «Звуки природы».

14. Итог занятия.

 

Дети входят в зал под «Дождик» М. Парцхаладзе,

встают лицом к гостям.

Логопед. Дорогие дети у нас сегодня необычное занятие, так как к нам пришли гости. И мы не можем его начать, не поприветствовав наших гостей.

Музыкант: Давайте поздороваемся друг с другом, споем все вместе «Здравствуйте».

Логопед: Ну а теперь друг друга мы поприветствуем танцем. Становитесь парами вокруг ковра.

Коммуникативная игра – приветствие «Добрый день».

Цель: снизить психологическую закрепощенность, дать положительный эмоциональный заряд, учить детей координировать речь и движения, развивать метроритм, упражнять в правильном, точном пропевании мелодии.

В этот чудесный день,         пружинка 2 раза, руки на поясе

Добрый день. 2                   хлопка, шлепок по коленям

Дружно здороваться           пружинка 2 раза, руки на поясе

Нам не лень!                      перетоп

Руки протягивай,                поочередное протягивание рук вперед

Не зевай!                          берутся за руки, 3 взмаха

Пару новую                       кружатся, взявшись за руки

Выбирай!

На проигрыш дети внешнего круга переходят к новой паре. Игра повторяется 2 раза.

Логопед: А теперь парами подходите к фортепиано.

Музыкант: Ребята, вот и наступила поздняя осень.

Но и в осеннем увяданье есть свое очарованье!

В ноябре тепла не жди, зарядили вдруг дожди.

Закружился листопад, лес теряет свой наряд.

Загадка про дождь

Цель: развитие логического мышления

Логопед: А мне часто кто-то мешает мне спать по ночам.

Кто этот безобразник, отгадайте.

Кто там топает по крыше

Топ-топ-топ,

Чьи шаги всю ночь я слышу

Топ-топ-топ,

Я теперь усну едва ли

Топ-топ-топ,

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ. Догадались, кто этот безобразник? (Дождь.)

Пение с движениями «Дождик» М. Картушиной.

Цель: развитие координации пения и движения, упражнять в правильном, точном пропевании мелодии.

 

Дождик, дождик, хватит лить –               Встряхивают кистями рук.

Кап – кап, кап – кап – кап!                     Стучат пальчиком по ладошке.

Сад осенний наш мочить –                      Встряхивают кистями рук.

Кап – кап, кап – кап – кап!                     Стучат пальчиком по ладошке.

Слышишь, листья как шуршат –               Слушают.

Ш – ш, ш – ш – ш ...                              Трут ладошки друг о друга.

И под каплями дрожат -                         Встряхивают кистями рук.

Ш – ш, ш – ш – ш ...                              Трут ладошки друг о друга.

Дождик, дождик, уходи!                         Грозят пальчиком.

Да – да, да – да – да!                            Кивают головой.

Больше к нам не приходи!                      Грозят пальчиком.

Да – да, да – да – да!                            Кивают головой

 

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в круг.

Закружился надо мной

Дождь из листьев золотой.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья, -

Дождь из листиков и я.

Давайте станцуем наш осенний хоровод.

Хоровод «Осень постучалась к нам...»

Цель: развитие пластики, умение соотносить темп музыки с движением.

(После танца дети садятся на стулья.)

Логопед: Осень приготовила для всех нас множество разных сюрпризов. Загляните под стулья. Что там лежит? (листочки). Возьмите их в руки и встаньте на ковер.

Упражнения с листочками

Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, плавности движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением.

Логопед: Давайте немного поиграем с листочками.

  1. И.п. – Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. Под музыкальное сопровождение дети вместе с логопедом и воспитателем поднимают сначала правую руку с листочком вверх (вдох), затем начинают дуть на листочек, постепенно опуская руку вниз (выдох). Губы вытянуты вперед трубочкой, щеки не надуваются, язык в полости рта. Упражнение сопровождается подъемом и опусканием головы. Повторяется 3 – 4 раза.
  2. Тоже с левой рукой.
  3. Тоже с двумя руками вместе.
  4. И.п. – Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. Под музыкальное сопровождение дети вместе с логопедом и воспитателем поднимают сначала правую руку с листочком вверх (вдох), затем начинают дуть на листочек, постепенно опуская руку вниз, произнося «пя-пя-пя…» (выдох). Губы при этом бьют по распластанному между зубами языку («накажем непослушный язычок»). Упражнение сопровождается подъемом и опусканием головы. Повторяется 3 – 4 раза.
  5. Тоже с левой рукой.
  6. Тоже с двумя руками вместе.
  7. Вдох полной грудью, руки вверх, выдох – полный, руки накрест и вниз. Повторяется 2 раза.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас разноцветных, красивых листочков. Листочками украшен наш зал, их очень много на наших рисунках. Осенние листочки радуют нас своим ярким цветом, дарят нам радость и улыбку, а мы, держа их в руках, подарили им своё тепло. А посмотрите внимательно на наших гостей, какие они серьезные, строгие. Я хотела бы вам предложить поделиться этими листочками с гостями, пусть листочки подарят им радость, улыбку и наше тепло.

Кто уже подарил свои листочки, садитесь на ковер и устраивайтесь поудобнее.

Логопед: Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Мелкий дождик моросит».

Цель: развитие координации речи с движением

Мелкий дождик моросит

Кап – кап, кап – кап – кап.

В листьях сада шелестит

Кап – кап, кап – кап – кап.

Мокнет мяч у ворот

Кап – кап, кап – кап – кап.

Мокнет поле, огород

Кап – кап, кап – кап – кап.

(На слова «Кап – кап, кап – кап – кап» дети щелкают пальцами то одной, то другой руки.)

Что-то шепчут листья – подойдем и спросим.

Листья отвечают: «Осень, осень, осень».

(Дети шуршат ладонями.)

И сползают тучи, птиц куда-то прячут.

Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут.

(Дети выполняют волнообразные движения руками, закрывают глаза, снова волнообразные движения руками, опускают руки вниз.)

Давайте закроем глаза.

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Цель: развивать слуховое внимание, учить эмоционально откликаться на музыку грустного, печального характера, активизация словарного запаса.

Музыкант. Дети, что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? Что вы представляли? (Ответы детей.)

Дети, у меня есть музыкальная шкатулочка, в которой находились слова об этой музыке. Но я ее сегодня случайно открыла, и все слова разлетелись… Вы мне поможете вернуть их обратно?

  Как вам кажется, какая эта музыка?

Грустная, печальная, жалобная, обиженная, пасмурная, тоскливая, задумчивая (слушали и думали).

Молодцы, ребята, вы все слова об этой музыке вернули обратно в шкатулку, и я ее закрываю. Называется это произведение «Осенняя песня» П.И. Чайковского.

Дети, мне кажется наши гости тоже немного загрустили… Но ведь осень не всегда грустная и пасмурная. Она бывает и совсем другая. Какая бывает еще осень? Веселая, солнечная, радостная… А вы знаете песню про такую осень? Давайте ее споем.

«Урожайная» А. Филиппенко.

Цель: закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни.

Музыкант играет мелодию дождика.

Логопед: Но вот снова закапал дождик. А как вы думаете, чем можно заняться дома, когда идет дождь? (Ответы детей.) А еще можно сделать друг другу массаж, ведь это так приятно и полезно.

Массаж спины «Дождик» Е. Поплянова.

Цель: развитие координации речи с движением

(Дети встают в круг.)

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом. хлопать ладонями

По веселой, звонкой крыше – бом, бом, бом. постукивать

пальчиками

- Дома, дома, посидите, - бом, бом, бом. поколачивать

кулачками

Никуда не выходите – бом, бом, бом. растирать ребрами ладоней

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом. на плечи, круговые

движения большими пальцами

А уйду – тогда гуляйте – бом, бом, бом… поглаживание ладонями

Логопед: Осень, как художник, лес разрисовала.

Нива, роща, дождик – все волшебным стало.

Фонопедические упражнения «Перед дождем».

Цель: развитие речевого дыхания, координация речи с движениями.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

(Дети произносят звук «у», показывая рукой: к себе – тихо, от себя – громко.)

Ель надломленная стонет.

(Скрипят связками на звук «а», рука на груди.)

Глухо шепчет темный лес.

(Тихо и долго произносят «пата-пата-пата» на одном дыхании, руками «шелестят».)

На ручей, рябой и пестрый за листком летит листок.

(Руки вверху, дети произносят короткие звуки «а», начиная с самого высокого до самого низкого, показывая высоту звука мягкими взмахами кистей.)

Над струей, сухой и острой набегает холодок.

(На одном дыхании произносят звук «у», делая волну голосом и показывая движение рукой.)

Полумрак на все ложится;

(произносят звук «у» сверху вниз, показывая движение голоса руками.)

Налетев со всех сторон, с криком в воздухе кружится стая галок и ворон.

(Дети произносят «кар-кар-кар» очень громко в разных регистрах, руками машут, как крыльями.)

Воспитатель: А я предлагаю вам рассказать нашим гостям историю о том, как дождик гулял по городу. Обычно эту историю мы рассказываем за столами в группе, а сегодня вместо столов мы будем использовать руки наших гостей.

Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку».

Цель: развитие координации речи с движением.

Вышел дождик на прогулку, шагать пальцами по столу

Он бежит по переулку, бегут пальчиками

Барабанит по окошку, стучат пальчиками

Напугал большую кошку, пугают

Вымыл зонтики прохожих, моют из стороны в сторону

Крыши дождик вымыл тоже, моют круговыми движениями

Сразу город мокрым стал. встряхивают ладони

Дождик кончился. Устал. положить ладони на стол

Воспитатель: Ребята, дождик так долго лил, что наш ковер превратился в огромную лужу, а вокруг ее – множество мелких, и теперь, чтобы пойти погулять, нам надо перепрыгивать через лужицы и постараться не упасть в самую большую лужу. Сейчас вы легко побежите на носочках, руки на поясе, на сигнал бубна вы остановитесь, и перепрыгните воображаемую лужу.

Игра на развитие внимания «Лужа».

Цель: развивать слуховое внимание, упражнять в легком беге под музыкальное сопровождение.

Под музыкальный аккомпанемент дети легко бегут по залу вокруг ковра. Руки на поясе. На сигнал воспитателя (удар в бубен), дети останавливаются и перепрыгивают через лужи на двух ногах. Упражнение повторяется 3 - 4 раза.

Звучит фонограмма «Шум дождя», педагоги берут зонтики.

Упражнение на дыхание и развитие эмоций «Ветерок»

Цель: развитие дыхания, мимики, пантомимики, эмоций.

Логопед: Ой, ребята, кажется, снова закапал дождик, прячьтесь под зонтики.

Снова выглянуло солнышко, но наши зонтики еще мокрые. Раз, два три, четыре, пять, начинаю колдовать. И превращаю вас в ветерок. Сначала ветерок маленький, дует легко. Воздух берем носом, выдыхаем через рот. Щечки не надуваем. Теперь ветерок подрос и стал дуть сильнее. А теперь ветер разозлился, стал дуть резко, сердито (короткий вдох и выдох). Потом снова успокоился и стал ласковым, теплым. Покажите как. Молодцы!

Логопед: А сейчас вы представьте себя легкими осенними листочками, а я буду ветерком. Ветерок на листочки подул и листочки полетели. Летали, летали и легли на коврик...

Релаксация. Фонограмма «Звуки природы».

Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечного тонуса.

Звучит музыка...

Логопед. Напряженье улетело...

И расслаблено все тело.... (2 раза)

Будто мы лежим на травке...

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко...

Ровно...

Глубоко...

Реснички опускаются....

Глазки закрываются...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется... (2 раза)

Нам понятно, что такое состояние покоя....

Звучит музыка.....

Музыкант. Хорошо мы отдыхаем …

(Музыку выключить.)

(Громче!) А теперь крепче кулачки сжимаем,

их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Педагоги встают около фортепиано.

Логопед: (Подводит итог занятия.) Какие вы сегодня молодцы! Столько дел переделали! И пели, танцевали, слушали музыку. Вместе с дождиком гуляли по городу, барабанили по окнам, пугали кошек, помогали горожанам мыть крыши. А еще мы кружились под золотым дождем из листьев, задорно дули вместе с ветерком, немного погрустили с осенью и даже сделали друг другу массаж.

Музыкант:

Вот и подошла к концу наша встреча, давайте мы попрощаемся друг с другом  и споем «До свиданья».

Дети поют «До свидания...» и уходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шес...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"

Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «МЫ ВМЕСТЕ!» «Новый год стучится в двери» (мастерская Деда Мороза) старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель: развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.Задачи:Создать условия для деятельного общения между детьми и родителями, проявления творчества в продуктивной деятел...

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу». (с 18 по 22 мая). в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в форме дистанционного обучения.

План работы по теме недели «Лето. Цветы на лугу».  (с 18 по 22  мая).в старшей группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в формеди...