Главные вкладки

    Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший возраст, первый год обучения) Тема занятия: «Встреча с Лесовичком» (тема недели «Зима. Приметы зимы)
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Фунтова Светлана Штефановна

    Подгрупповое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с элементами ТРИЗ технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vstrecha_s_lesovichkom.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                                                                          учреждение детский сад комбинированного вида № 4                                                                                                        607067, Нижегородская обл. г. Выкса ул. Лазо зд. № 79                                                                     тел: 8(831)77 6-78-40; e-mail: mbdou2012@yandex.ru

    Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    (старший возраст, первый год обучения)

    Тема занятия: «Встреча с Лесовичком»

    (тема недели «Зима. Приметы зимы)

                                                                               Подготовил: учитель-логопед  

                                                                 МБДОУ детский сад

                                                                             комбинированного вида № 4

                                                       Фунтова С.Ш.                                                                            

    Городской округ город Выкса, 2015

    Цель: активизация знаний и словаря детей по теме «Зима. Приметы зимы».

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    - совершенствовать  навыки образования прилагательных от существительных (дуб — дубовый,  береза — березовый, осина — осиновый) и подбора слов-антонимов (грустный—веселый, ленивый—трудолюбивый);

     - учить составлять короткий описательный рассказ по картине.

    Коррекционно-развивающие:

     - развивать межполушарное взаимодействие, переключаемость внимания, мыщление;

    - развивать фонематический слух, связную речь;

    - развивать мелкую моторику, речевое дыхание;

    - развивать умение применять новые способы преобразования с помощью методов ТРИЗтехнологии: «увеличение», «эмпатия»; использования мнемокарточек,

    - формировать универсальные учебные действия (УУД): регулятивные (оценка и самооценка), познавательные (анализ, синтез, обобщение).

    Коррекционно-воспитательные:

    - формировать коммуникативные (умение слушать собеседника, взаимопомощь) и личностные (интерес к новому, любовь к природе) УУД.

    Способы и средства:

    Беседа, загадки, методы ТРИЗтехнологии, художественное слово;

    Картина И.И.Шишкина «Зима», макет «деревья», мнемокарточки, буквы с фишками, магнитная доска, маски, головные уборы Старичка-Лесовичка и Великана, полоски бумаги для дыхательного упражнения, аудиозаписи: П.И.Чайковский «Январь. У камина»,

    Г.Скребицкий «Метель», звуки грома,  С.Суворова «Новогодняя».

    Ход занятия.

    Логопед встречает детей в кабинете, загадывает загадку:

    - Снег на полях, лед на реках,

    Вьюга гуляет. Когда это бывает?

    (Зимой)

    - Какие приметы зимы вы услышали в загадке? Подойдите к окну, посмотрите на зимний пейзаж: на небо, деревья, кусты. Какие еще приметы зимы вы увидели? (Ответы детей.)

    Звучит тревожная музыка.

    Логопед:

    - Кажется, вьюга поднимается. Как бы она бед не натворила. Скорее присаживайтесь. (Дети присаживаются на стульчики.) Хотите поиграть с вьюгой, изобразить ее? (Дыхательное упражнение «Сильный ветер».)

    - Все же не прошла она мимо. Все буквы рассыпала. Чтобы нам собрать слово, нужно вспомнить какой звук обозначает каждая буква. Кто догадался, какое слово рассыпалось? Сколько слогов, звуков, букв в этом слове? (Анализ слова «зима»).  

    - Послушайте еще одну загадку:

    Дом со всех сторон открыт,

    Он резною крышей крыт.

    Заходи в зеленый дом,

    Чудеса увидишь в нем.

    (Лес.)

    - Сейчас я расскажу вам сказку о лесе. Закройте глаза, послушайте, представьте картину, которую нарисовал автор.

    (Чтение произведения о лесе: Ю.Дмитриев, отрывок из рассказа «Что такое лес?»)

    Логопед ставит на мольберт картину И.И.Шишкина «Зима».

    - Откройте глаза, похожа эта картина на ту, которую вы представляли?

    (Ответы детей.)

    - Эту картину прислал нам один  маленький волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте, кто он:

    В лесу, в бору, живет старый старичок,

    На нем красный колпачок.

     Это старичок... (Лесовичок.)

    Логопед одевает колпачок старичка-лесовичка.

    Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята!

    Дети. Мы веселые ребята!

    Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята!

    Дети. Мы трудолюбивые ребята!

    Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, недружные ребята!

    Дети. Мы дружные ребята!

    Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, незнайки!

    Дети. Мы всему учимся!

    Старичок-Лесовичок. Вот я вас сейчас и проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес? (Ответы детей.)

    Старичок-Лесовичок. Хорошо, а отнесет вас туда мой волшебный ветерок. Встали, вы сейчас листочки. Закройте глаза, выполняем любые движения. (колдует):

    Ветрено, ветрено,

    Вся земля проветрена.

    Ветер листья с веток

    Разогнал по свету:

    Липовый, березовый,

    Желтый лист и розовый,

    Старый лист газетный,

    Красный, разноцветный.

    Пасмурно, ветрено,

    Вся земля проветрена.

    Ветер, деток унеси—

    В лес на опушку опусти.

    Выставляются макеты деревьев: дуб, ель, береза, осина, сосна. Дети открывают глаза и «приземляются».

    Старичок – Лесовичок:

    - А вот и деревья, с которых вы когда-то улетели. Назовем их. Кто из вас был чьим листочком? (Ответы детей: я – березовый, я- осиновый, я – дубовый и т.д).

     Раньше лес стоял богат,

      Угощал он всех ребят. Чем? (Ответы детей: ягодами, грибами, орехами, запахами, красотой…)

    - А вы хотели бы очутиться в моем лесу летом? Раз, два, три, повернись, в лесной предмет ты превратись.

    Старичок-Лесовичок «превращает» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых, камешки (кто кем хочет быть).

    Дети выбирают и надевают соответствующую выбору маску. Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики, камешки)

    остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери

    резвятся. Слышатся удары грома. Появляется великан – логопед переодевает колпак. Великан:

    Если я, Великан, захочу,

    Как лихой ураган, налечу!

    Все дома я могу разломать!

    Всех жильцов на лугу растоптать!

    Если я захочу...

    (Ласково, по-доброму.)

    Только я не хочу!

    Я — добрый великан!

    - Вы сначала испугались? Почему? (Великан – большой, а все остальное в лесу – маленькое). Я могу вам помочь? (Варианты ответов детей, Великан при необходимости «помогает» выбрать прием «увеличения».)

    Опираясь на маску каждого ребенка Великан проводит игру «Маленький – огромный»:

    - Был ты камень, стал…камнище, была ты лиса, стала…лисища и т.д.

    Великан:

     - Увидев Великана, вы сначала испугались,

      Со мною подружились вы и заулыбались.

    - Какие вы были сначала? Какие стали потом?

    - Вижу, что вы смелые,

      Умные, умелые.

      Что ж, тогда я удаляюсь,

      В Лесовичка вновь превращаюсь.

     Логопед вновь меняет колпаки.

    - Посмотрите еще раз на мою картину. Увидеть все, что есть на ней, могут только очень внимательные и зоркие дети. Возьмите бинокли (руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, округлить), что вы видите на картине?

    Дети: - Лес, а в нем много деревьев.  

     (Выставляется пиктограмма с изображением деревьев.)

    С.-Л.: - Посмотрите в бинокли, чего еще много в лесу зимой?

    Дети: - Зимой в лесу много снега.

     (Пиктограмма «снег»).

    С.-Л.: Кого трудно увидеть на картине? (Внимательно смотрят в бинокли).

    Дети: - Трудно увидеть лесных зверей.

    С.-Л.: - Почему?

    Дети: - Одни звери спят, другие прячутся. Некоторые звери охотятся.

    (Три пиктограммы: «зверь в норе», «зверь за деревом», «зверь охотится».)

    С.-Л.: - Хотелось бы узнать, кто же из вас был самым внимательным. Отложите в сторону бинокли, посмотрите на наши карточки. Попробуйте рассказать обо всем, что мы видим на картине. Начать можно так: «Мы видим на картине лес…»

    (Желающие дети по пиктограммам составляют рассказ.)

    С.-Л.: - А в моем лесу всегда происходит что-то интересное. Попробуйте придумать свою историю. (Если есть время, можно заслушать; при отсутствии времени – предложить детям самостоятельно зарисовать, затем рассказать свою историю.)

    С.-Л.: - Вот спасибо вам, ребята,

                 Вы – чудесные друзья.

                  Прогулялись мы на славу,

                  Но хочу спросить вас я:

                  Вам понравилось в лесу? (Ответ)

                  Вы встречали там лису? (Ответ)

                  А кого же вы видали,

                  С кем огромными вы стали? (Ответ)

                  Что же есть в лесу сейчас? (Ответы детей).

                   У природы – тихий час!

                   До весны там – тишина,

                   Птичья песня не слышна.

                   Вы меня не забывайте,

                  Жду вас всех весной, прощайте!

    (Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года»). Логопед снимает колпачок и провожает детей в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Протоколы исследования динамики развития речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи пятилетнего возраста .

    Протоколы исследования динамики развития речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи пятилетнего возраста ....

    Рабочая программа средней «В» группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 4-5 лет разработана на основе общеобразовательной программы МДОУ №15 «Золотая рыбка» в соответствии с ФГОС. (Прик

    Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

    Принята на педагогическом совете                             Утверждаю:№1 от 25 сентября 2015г.     ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

          Рабочая программа  для детей старшей группы с общими нарушениями речи (ОНР)  - локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе...

    Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).

    Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...

    Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

    Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

    Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)

    Перспективное планирование работы в группе  компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....