Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший возраст, первый год обучения) Тема занятия: «Встреча с Лесовичком» (тема недели «Зима. Приметы зимы)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Фунтова Светлана Штефановна

Подгрупповое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с элементами ТРИЗ технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_s_lesovichkom.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                                                                          учреждение детский сад комбинированного вида № 4                                                                                                        607067, Нижегородская обл. г. Выкса ул. Лазо зд. № 79                                                                     тел: 8(831)77 6-78-40; e-mail: mbdou2012@yandex.ru

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(старший возраст, первый год обучения)

Тема занятия: «Встреча с Лесовичком»

(тема недели «Зима. Приметы зимы)

                                                                           Подготовил: учитель-логопед  

                                                             МБДОУ детский сад

                                                                         комбинированного вида № 4

                                                   Фунтова С.Ш.                                                                            

Городской округ город Выкса, 2015

Цель: активизация знаний и словаря детей по теме «Зима. Приметы зимы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать  навыки образования прилагательных от существительных (дуб — дубовый,  береза — березовый, осина — осиновый) и подбора слов-антонимов (грустный—веселый, ленивый—трудолюбивый);

 - учить составлять короткий описательный рассказ по картине.

Коррекционно-развивающие:

 - развивать межполушарное взаимодействие, переключаемость внимания, мыщление;

- развивать фонематический слух, связную речь;

- развивать мелкую моторику, речевое дыхание;

- развивать умение применять новые способы преобразования с помощью методов ТРИЗтехнологии: «увеличение», «эмпатия»; использования мнемокарточек,

- формировать универсальные учебные действия (УУД): регулятивные (оценка и самооценка), познавательные (анализ, синтез, обобщение).

Коррекционно-воспитательные:

- формировать коммуникативные (умение слушать собеседника, взаимопомощь) и личностные (интерес к новому, любовь к природе) УУД.

Способы и средства:

Беседа, загадки, методы ТРИЗтехнологии, художественное слово;

Картина И.И.Шишкина «Зима», макет «деревья», мнемокарточки, буквы с фишками, магнитная доска, маски, головные уборы Старичка-Лесовичка и Великана, полоски бумаги для дыхательного упражнения, аудиозаписи: П.И.Чайковский «Январь. У камина»,

Г.Скребицкий «Метель», звуки грома,  С.Суворова «Новогодняя».

Ход занятия.

Логопед встречает детей в кабинете, загадывает загадку:

- Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зимой)

- Какие приметы зимы вы услышали в загадке? Подойдите к окну, посмотрите на зимний пейзаж: на небо, деревья, кусты. Какие еще приметы зимы вы увидели? (Ответы детей.)

Звучит тревожная музыка.

Логопед:

- Кажется, вьюга поднимается. Как бы она бед не натворила. Скорее присаживайтесь. (Дети присаживаются на стульчики.) Хотите поиграть с вьюгой, изобразить ее? (Дыхательное упражнение «Сильный ветер».)

- Все же не прошла она мимо. Все буквы рассыпала. Чтобы нам собрать слово, нужно вспомнить какой звук обозначает каждая буква. Кто догадался, какое слово рассыпалось? Сколько слогов, звуков, букв в этом слове? (Анализ слова «зима»).  

- Послушайте еще одну загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес.)

- Сейчас я расскажу вам сказку о лесе. Закройте глаза, послушайте, представьте картину, которую нарисовал автор.

(Чтение произведения о лесе: Ю.Дмитриев, отрывок из рассказа «Что такое лес?»)

Логопед ставит на мольберт картину И.И.Шишкина «Зима».

- Откройте глаза, похожа эта картина на ту, которую вы представляли?

(Ответы детей.)

- Эту картину прислал нам один  маленький волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться? Тогда отгадайте, кто он:

В лесу, в бору, живет старый старичок,

На нем красный колпачок.

 Это старичок... (Лесовичок.)

Логопед одевает колпачок старичка-лесовичка.

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята!

Дети. Мы веселые ребята!

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята!

Дети. Мы трудолюбивые ребята!

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, недружные ребята!

Дети. Мы дружные ребята!

Старичок-Лесовичок. Здравствуйте, незнайки!

Дети. Мы всему учимся!

Старичок-Лесовичок. Вот я вас сейчас и проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес? (Ответы детей.)

Старичок-Лесовичок. Хорошо, а отнесет вас туда мой волшебный ветерок. Встали, вы сейчас листочки. Закройте глаза, выполняем любые движения. (колдует):

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый,

Желтый лист и розовый,

Старый лист газетный,

Красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси—

В лес на опушку опусти.

Выставляются макеты деревьев: дуб, ель, береза, осина, сосна. Дети открывают глаза и «приземляются».

Старичок – Лесовичок:

- А вот и деревья, с которых вы когда-то улетели. Назовем их. Кто из вас был чьим листочком? (Ответы детей: я – березовый, я- осиновый, я – дубовый и т.д).

 Раньше лес стоял богат,

  Угощал он всех ребят. Чем? (Ответы детей: ягодами, грибами, орехами, запахами, красотой…)

- А вы хотели бы очутиться в моем лесу летом? Раз, два, три, повернись, в лесной предмет ты превратись.

Старичок-Лесовичок «превращает» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых, камешки (кто кем хочет быть).

Дети выбирают и надевают соответствующую выбору маску. Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики, камешки)

остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери

резвятся. Слышатся удары грома. Появляется великан – логопед переодевает колпак. Великан:

Если я, Великан, захочу,

Как лихой ураган, налечу!

Все дома я могу разломать!

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу...

(Ласково, по-доброму.)

Только я не хочу!

Я — добрый великан!

- Вы сначала испугались? Почему? (Великан – большой, а все остальное в лесу – маленькое). Я могу вам помочь? (Варианты ответов детей, Великан при необходимости «помогает» выбрать прием «увеличения».)

Опираясь на маску каждого ребенка Великан проводит игру «Маленький – огромный»:

- Был ты камень, стал…камнище, была ты лиса, стала…лисища и т.д.

Великан:

 - Увидев Великана, вы сначала испугались,

  Со мною подружились вы и заулыбались.

- Какие вы были сначала? Какие стали потом?

- Вижу, что вы смелые,

  Умные, умелые.

  Что ж, тогда я удаляюсь,

  В Лесовичка вновь превращаюсь.

 Логопед вновь меняет колпаки.

- Посмотрите еще раз на мою картину. Увидеть все, что есть на ней, могут только очень внимательные и зоркие дети. Возьмите бинокли (руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, округлить), что вы видите на картине?

Дети: - Лес, а в нем много деревьев.  

 (Выставляется пиктограмма с изображением деревьев.)

С.-Л.: - Посмотрите в бинокли, чего еще много в лесу зимой?

Дети: - Зимой в лесу много снега.

 (Пиктограмма «снег»).

С.-Л.: Кого трудно увидеть на картине? (Внимательно смотрят в бинокли).

Дети: - Трудно увидеть лесных зверей.

С.-Л.: - Почему?

Дети: - Одни звери спят, другие прячутся. Некоторые звери охотятся.

(Три пиктограммы: «зверь в норе», «зверь за деревом», «зверь охотится».)

С.-Л.: - Хотелось бы узнать, кто же из вас был самым внимательным. Отложите в сторону бинокли, посмотрите на наши карточки. Попробуйте рассказать обо всем, что мы видим на картине. Начать можно так: «Мы видим на картине лес…»

(Желающие дети по пиктограммам составляют рассказ.)

С.-Л.: - А в моем лесу всегда происходит что-то интересное. Попробуйте придумать свою историю. (Если есть время, можно заслушать; при отсутствии времени – предложить детям самостоятельно зарисовать, затем рассказать свою историю.)

С.-Л.: - Вот спасибо вам, ребята,

             Вы – чудесные друзья.

              Прогулялись мы на славу,

              Но хочу спросить вас я:

              Вам понравилось в лесу? (Ответ)

              Вы встречали там лису? (Ответ)

              А кого же вы видали,

              С кем огромными вы стали? (Ответ)

              Что же есть в лесу сейчас? (Ответы детей).

               У природы – тихий час!

               До весны там – тишина,

               Птичья песня не слышна.

               Вы меня не забывайте,

              Жду вас всех весной, прощайте!

(Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года»). Логопед снимает колпачок и провожает детей в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста №2 на 2015 – 2016 учебный год

Настоящая программа рассчитана на один год работы с детьми, является приложением к адаптированной  образовательной программе МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах». Рабочая программа педагога дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

Принята на педагогическом совете                             Утверждаю:№1 от 25 сентября 2015г.     ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

      Рабочая программа  для детей старшей группы с общими нарушениями речи (ОНР)  - локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).

Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект квест - игры в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 4 – 5 лет на тему: «Поможем курочке Рябе»

ООД представлена в форме квест - игры. Она будет интересна педагогам, которые работают с детьми компенсирующей направлености с тяжелыми нарушения речи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по теме "Домашние животные"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по ...