Методическая разработка: Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Бумбуль Светлана Александровна

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шестого года жизни, родителями воспитанников и педагогами ГБДОУ и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса в старшей логопедической группе для детей  с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа148.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Решением педагогического совета                                   Заведующий ГБДОУ детский сад № 41

ГБДОУ детский сад № 41                                                  компенсирующего вида

компенсирующего вида                                                     Кировского района Санкт-Петербурга

Кировского района Санкт-Петербурга                             приказ от______________ № __________

Протокол №___________от__________                                                                       Е. Л. Самусева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

группы компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи

(старшая группа)

на 2015 – 2016 учебный год

 Учитель-логопед

        Бумбуль С.А.

Санкт-Петербург

2015

Оглавление

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        

1.1. Пояснительная записка        

1.1.1. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы.        

1.1.2. Цели и задачи реализации Программы        

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы        

1.2. Планируемые результаты освоения Программы        

II. Содержательный раздел        

2.1. Система работы учителя-логопеда        

2.2. Направления и программное содержание логопедической работы с детьми старшей группы        

2.3. Система взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.        

III. Организационный раздел        

3.1.Технологии реализации рабочей программы        

3.2.Условия реализации рабочей программы        

Организационные условия коррекционно – развивающей работы учителя-логопеда        

Методическое оснащение        

Дидактические материалы, игровое оборудование        

3.3. Психолого-педагогические условия        

Система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии        

Система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии        

3.3 Учебно-методические средства        

Оборудование и материалы        

Примерный перечень игр и игровых упражнений        

Список литературы, использованной при составлении Программы        


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Также, это касается обновления содержания коррекционно-образовательного процесса, в работе групп для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов, в аспекте построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, научно-методическое в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи шестого года жизни, родителями воспитанников и педагогами ГБДОУ и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса в старшей логопедической группе для детей  с тяжелыми нарушениями речи. Приоритетным является воспитание, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с нарушениями речи в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Коррекционно - педагогический процесс в группе для детей с ТНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития. Эффективность коррекционно-воспитательной системы с дошкольниками определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, четкой координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей группы. Режим дня и расписание занятий строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а так же с учетом коррекционно-развивающих задач.

Рабочая программа учителя-логопеда группы является локальным актом ГБДОУ детский сад № 41 Кировского района Санкт-Петербурга, разработанным в соответствии:

с законами РФ

 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

с документами Федеральных служб

  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

с региональными документами

  • Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга  2011-2020 «Петербургская Школа 2020»;

с локальными документами

  • Уставом государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 41 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе следующих образовательных программ:

Основная  общеобразовательная  программа Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 41 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга;

 Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников  с тяжёлым нарушением речи. Допущена к использованию в образовательном процессе образовательных организаций экспертным научно-методическим советом Комитета по образованию Правительства СПб. Издательство СПб ЦДК проф. Л. Б. Баряевой;

 Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рекомендована Учёным Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Москва «Просвещение» 2008 (автор-составитель Г.В.Чиркина); 

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Рабочая программа разработана на период 2015 - 2016 учебного года.


1.1.1. Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы.

В ходе педагогической диагностики детей, посещающих  группу, выявлены дети с ОНР 2 уровня и с ОНР 3 уровня.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития  мышления и речи (Л.С. Выготский) можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Дети со вторым уровнем речевого развития общаются не только с помощью жестов и лепетных слов, но и с помощью достаточно постоянных, хотя и искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

Активный словарь расширяется не только за счёт существительных и глаголов, но и за счёт некоторых прилагательных и наречий. Изредка появляются предлоги и союзы. Дети начинают пользоваться местоимениями.

В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения. Наблюдаются попытки изменять слова по числам, родам и падежам, глаголы по временам, но часто эти попытки оказываются ещё неудачными.

Существительные употребляются в основном в именительном падеже, в косвенных падежах употребление носит случайный характер; глаголы – в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом согласование глаголов с существительными нарушено.

В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов, формы прошедшего и настоящего времени, смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода. Средний род глаголов дети не употребляют.

Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они часто не согласовываются с другими словами.

Предлоги в речи детей часто заменяются или опускаются. Союзами и частицами дети пользуются крайне редко.

Отмечаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но чаще всего они являются неуспешными.

Способами словообразования дети не пользуются.

Улучшается понимание речи, расширяется пассивный словарь. Дети начинают различать некоторые грамматические формы, но это различение неустойчивое.

Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов. Они начинают ориентироваться не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы. Дети не понимают формы числа и рода прилагательных, значения предлогов различают только в хорошо знакомых ситуациях.

Фразовая речь формируется. Дети начинают пытаться развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о знакомых. Однако в их речи проявляются следующие недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слова, аграмматизмы.

Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Количество неправильно произносимых звуков – 16-20 ( С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Рь, Л, Ль, Т, Ть, Д, Дь, Г, Гь.). Для детей характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи имеются резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений.

Более доступным становится воспроизведение слов различной слоговой структуры. Дети верно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных, в то же время повторение двусложных слов во многих случаях им не удаётся.

Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий и предметов.

Для детей с третьим уровнем речевого развития характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов.

Дети испытывают существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям. В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием. В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы, пропуски и замены словообразовательных аффиксов, грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова, стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. Наряду с лексическими ошибками отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Эти особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации, антиципации, добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.


1.1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цели рабочей программы:

- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;

- осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- создание условий для развития ребёнка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи образовательной  деятельности:

Рабочая программа направлена на:

- способствование общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития;

- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- обеспечение развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение взаимодействия всех участников образовательных отношений;

- охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей в различных видах детской деятельности;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основные задачи коррекционно-развивающей деятельности:

- создание единого коррекционно-образовательного пространства;

- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;

- повышение уровня подготовки специалистов;

- пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;

- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Задачи коррекционной логопедической работы:

- развитие понимания речи;

- активизация речевой деятельности;

- развитие общих речевых навыков;

- развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи (активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков, постановка отсутствующих звуков, их различение на слух, автоматизация);

- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения (развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза звукового состава слова);

- развитие внимания, памяти, мышления.


1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, повторяемость;

Рабочая программа учителя-логопеда:

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

основывается на принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка , уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.


1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

Ребенок:

- понимает обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- использует в самостоятельной речи простые распространённые и сложные предложения, владеет навыками объединения их в рассказ;

- воспроизводит слова доступной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста);

- правильно  произносит поставленные и автоматизированные звуки;

- владеет элементарными навыками пересказа;

- владеет навыками диалогической речи;

- использует словообразовательные модели: продуцирует названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно – ласкательные и увеличительные формы существительных;

- грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

- использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

- владеет простыми формами фонематического анализа, синтеза;

- осознает слоговое строение слова;

- использует различные виды интонационных конструкций.


II. Содержательный раздел

2.1. Система работы учителя-логопеда

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи начинается первого сентября, длится девять месяцев (по 30 июня) и условно делится на периоды:

Первая половина сентября – адаптационный период и углубленная диагностика (обследование и заполнение речевых карт, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментов, игровых ситуациях, при общении со взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми, а также составление плана работы.

Вторая половина сентября, октябрь, ноябрь – 1 период работы.

Декабрь, январь, февраль, март - 2 период работы.

Апрель, май – 3 период работы ( в мае подводятся итоги работы за год).

Июнь – совместная деятельность с детьми по закреплению сформированных речевых навыков (игры и игровые упражнения).

Логопедическая работа с детьми проводится индивидуально или подгруппами.

При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, от индивидуальных успехов каждого ребёнка, психологических и характерологических особенностей детей, количество детей в подгруппах варьируется от 2 до 5. В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу учебного года. Все остальное время занимают индивидуальные логопедические занятия с детьми. 

Исключение фронтальных логопедических занятий из коррекционного процесса обусловлено результативностью дифференцированного подхода к детям с нарушениями речи  через подгрупповую и индивидуальную форму работы.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:

от 5 до 6 лет – не более 25 минут.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе не превышает 45 минут.

Подгрупповые логопедические занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе. 

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. И предусматривает проведение следующих видов подгрупповых логопедических занятий.

В первом периоде обучения

  • формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 11 занятий);
  • формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (1 занятие в неделю, всего 11 занятий). 

Во втором и третьем периоде обучения

  • формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 25 занятий);
  • формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте (1 занятие в неделю, всего 25 занятий).

Частота проведения индивидуальных логопедических занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.

Логопедические занятия с детьми проводятся в дневное время. Во вторую половину дня логопедические занятия с детьми проводятся во вторую и четвертую среду месяца.

Программа предусматривает вечерние консультации родителей во вторую и четвертую среду месяца.

Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (логопедические занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

При планировании логопедических занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При работе над каждой темой определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тема соотносится со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации педагогического процесса является создание условий для практического применения формируемых знаний.

При реализации Программы проводится педагогическая диагностика (мониторинг).

Цель педагогической диагностики (мониторинга): оценка индивидуального развития детей и результативности логопедической работы с внесением последующих корректив в содержание коррекционно-образовательного процесса.

Система мониторинга позволяет осуществлять оценку индивидуального развития детей путем наблюдений за ребенком, бесед, анализа речевой функции.

Мониторинг проводится на основе:

1)Программы "От рождения до школы" (основная общеобразовательная программа дошкольного образования) под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2) Быховская А.М., Казова Н.А. "Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР" (изд. "Детство-пресс" - СПб., 2013).

3) Волкова Г.А. "Методика обследования нарушений речи у детей" (СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993).

Результаты мониторинга находят отражение:

- в «Экране звукопроизношения» с отслеживанием динамики коррекции звукопроизношения каждого ребенка;

- в речевых картах воспитанников;

- в диагностическом обследовании речевого развития каждого ребенка;

- в отчетах и годовом анализе коррекционной работы учителя-логопеда.

Периодичность педагогической диагностики: сентябрь, май.


2.2. Направления и программное содержание логопедической работы с детьми старшей группы

Направления логопедической работы с детьми старшей группы

Основной задачей в логопедической работе в старшей группе является совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности.

Дети к концу этого периода понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы. В этот период продолжается и усложняется работа по совершенствованию умения фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи, правильно передавать слоговую структуру слов. В процессе работы над активной речью детей большое внимание уделяется развитию умения пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ, элементарными навыками пересказа, диалогической речи. Дети должны овладеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно – ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.

У детей вырабатывается умение использовать в спонтанном общении слова различных лексико – грамматических категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений), а также грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. В старшей группе осуществляется развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза звукового состава слова.

Организация коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы планируется с учётом результатов педагогической диагностики.

Логопедическая работа с детьми проводится индивидуально или подгруппами.

Причём индивидуальная работа носит опережающий характер, т.к. основная их цель - подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых логопедических занятиях.

На индивидуальных логопедических занятиях проводится работа по:

  1. активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
  2. подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
  3. постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

Основными задачами подгрупповых логопедических занятий является продолжение работы по развитию:

  1. понимания речи и лексико – грамматических категорий;
  2. произносительной стороны речи;
  3. самостоятельной развернутой фразовой речи;
  4. фонематического восприятия, анализа и синтеза звукового состава слова.

Программное содержание логопедической работы с детьми старшей группы

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. 

Содержание подгрупповых логопедических занятий отражено в календарно-тематическом планировании: 

Календарно-тематическое планирование

(старшая группа)

Сентябрь

1-я неделя

Мониторинг

2 -я неделя

Мониторинг

3-я неделя

Детский сад. Игрушки.

4-я неделя

Овощи

5-я неделя

Фрукты

Октябрь

1-я неделя

Откуда хлеб пришел

2 -я неделя

Деревья

3-я неделя

Грибы

4-я неделя

Ягоды

Ноябрь

1-я неделя

Перелетные птицы

2 -я неделя

Одежда

3-я неделя

Обувь

4-я неделя

Осень (обобщение)

Декабрь

1-я неделя

Домашние птицы

2 -я неделя

Домашние животные

3-я неделя

Дикие животные

4-я неделя

Зима. Признаки зимы

5-я неделя

Новогодний праздник

Январь

2 -я неделя

Праздничные дни

3-я неделя

 Зимние забавы

4-я неделя

Зимующие птицы

5-я неделя

Мебель

Февраль

1-я неделя

Посуда

2 -я неделя

Продукты питания

3-я неделя

День Защитника Отечества

4-я неделя

Транспорт

Март

1-я неделя

Семья, женский день

2 -я неделя

Животные Севера

3-я неделя

Животные жарких стран

4-я неделя

Рыбы

5-я неделя

 

Профессии

Апрель

1-я неделя

Весна. Весенние месяцы.

2 -я неделя

Космос

3-я неделя

Человек. Части тела.

4-я неделя

Насекомые

Май

1-я неделя

День Победы

2 -я неделя

Наша страна

3-я неделя

Наш город

4-я неделя

Лето. Цветы на лугу.

Программное содержание логопедической работы

 с детьми старшей группы

Периоды

Направления коррекционной работы, задачи

Формы работы с детьми

Первый период

Сентябрь,
октябрь,
ноябрь

Проводится педагогическая диагностика в первые две недели сентября, позволяющая выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей.

Развитие понимания речи

Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Развитие у детей понимания значения менее продуктивных и непродуктивных уменьшительно – ласкательных суффиксов (-ник, -ниц-, -инк-, -ин-, -иц-, -ец-).

Развитие различения в  импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов.

Развитие общих речевых навыков

Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

Развитие навыка мягкого голосоведения.

Воспитание умеренного темпа речи по подражанию  и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие умения вслушиваться в обращенную речь.

Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значений слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств.

Развитие умения выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежей.

Развитие умения практического употребления в речи глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

Расширение возможности пользоваться диалогической формой речи. Развитие умения преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.

Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе.

Совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два) и существительное.

Развитие умения использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода.

Развитие умения применять некоторые способы словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Развитие внимания, памяти, мышления

Развитие зрительного распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздание их по представлению и описанию.

Развитие умения упорядочивания групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию величин.

Совершенствование навыка различения предметов по цвету и цветовым оттенкам.

Совершенствование навыка узнавания контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.

Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, предметных картинок, геометрических фигур, неречевых звуков, слов).

Коррекция нарушений фонетической стороны речи

Уточнение произношения сохранных звуков.

Развитие правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях.

Развитие умения осуществлять слуховую и слухо - произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем – звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.

Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры.

Развитие самостоятельной фразовой и связной речи

Закрепление навыка составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;

• существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

Развитие навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам).

Развитие навыка составления различных видов текстов (описание, повествование).

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Совершенствование навыка различения речевых и неречевых звуков.

Совершенствование навыка определения источника звука.

Различение звуков, далеких и близких по звучанию.

Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук, твердый согласный звук, глухой согласный звук.

Формирование умения различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда звуков, слов, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук.

Формирование умения различать на слух гласные и согласные звуки.

Формирование умения различать на слух изучаемые согласные звуки , выделять их из ряда звуков, слов, из слова (звук в конце слова) подбирать слова на заданный согласный звук.

Формирование навыка анализа звуковых сочетаний, например: ау, уа.

Проведение педагогической диагностики и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в развитии детей. Регламентируемые виды деятельности:

- индивидуальные логопедические занятия

- подгрупповые логопедические занятия.

Нерегламентируемые виды деятельности:

- режимные моменты

- игровая деятельность (театрализованная деятельность)

- прогулки

- самостоятельная деятельность детей.

Второй период

Декабрь, январь, февраль, март

Развитие общих речевых навыков

Дальнейшее формирование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха.

Формирование навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.

Воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи.

Формирование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению).

Формирование четкости дикции.

Развитие лексико-грамматических средств языка

Уточнение представления об основных цветах и их оттенках, знания соответствующих обозначений.
Развитие навыка образования относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).

Развитие навыка различения и выделения в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Развитие умения составления сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).

Развитие умения изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».

Развитие умения использования предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие внимания, памяти, мышления

Расширение объёма зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.

Развитие логического мышления.

Развитие активной поисковой деятельности.

Развитие умения мысленного установления связей, объединения предметов, их частей или признаков ("Дополни до целого", "Сложи картинку").

Коррекция нарушений фонетической стороны речи

Закрепление навыка правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных логопедических занятиях первого периода.

Коррекция искаженно произносимых звуков, автоматизация их на уровне слогов, слов, предложений.

Закрепление навыка практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Развитие фонематическое восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.

Развитие самостоятельной фразовой и связной речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.

Развитие навыка распространения предложения введением в него однородных членов.

Развитие умения составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Развитие навыка составления короткого рассказа.

рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, твердый согласный звук, глухой согласный звук.

Формирование понятий звонкий согласный звук, мягкий согласный звук.

Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки.

Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.

Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твёрдость-мягкость в ряду звуков, слогов, слов.

Формирование умения выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.

Формирование умения определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.

Формирование умения выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

Формирование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков.

Регламентируемые виды деятельности:

- индивидуальные логопедические занятия

- подгрупповые логопедические занятия.

Нерегламентируемые виды деятельности:

- режимные моменты

- игровая деятельность (театрализованная деятельность)

- прогулки

- самостоятельная деятельность детей.

Третий период

Апрель, май

Развитие общих речевых навыков

Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале предложений с отработанными звуками.

Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.

Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками.

Развитие лексико-грамматических средств языка

Закрепление навыка употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).

Закрепление навыков образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).

Развитие навыка образования наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»); прилагательных, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.

Развитие навыка употребления наиболее доступных антонимических отношений между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).

Развитие навыков согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: • с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.);

• с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.).

Расширение значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со— с винительным и творительным падежами.

Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах.

Уточнение значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной фразовой и связной речи

Развитие навыка составления разных типов предложений:

• простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;

• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).

Развитие навыка преобразования предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»).

Развитие умения определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»).

Развитие умения выделять предлог как отдельное служебное слово.

Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).

Закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).

Развитие умения составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Развитие внимания, памяти, мышления

Дальнейшее расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.

Дальнейшее развитие логического мышления.

Дальнейшее развитие активной поисковой деятельности.

Дальнейшее развитие умения мысленного установления связей, объединения предметов, их частей или признаков ("Дополни до целого", "Сложи  картинку").

Коррекция нарушений фонетической стороны речи

Дальнейшее закрепление правильного произношения сформированных звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизация движений речевого аппарата.

Формирование правильных укладов звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах — в игровой и свободной речевой деятельности.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.

Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости в ряду звуков, слогов, слов.

Совершенствование умения определять место звука в слове.

Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).

Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трёх звуков (ах, хо, фи, уха, мак, кит, лось).

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак — лик»).

Регламентируемые виды деятельности:

- индивидуальные логопедические занятия

- подгрупповые логопедические занятия.

Нерегламентируемые виды деятельности:

- режимные моменты

- игровая деятельность (театрализованная деятельность)

- прогулки

- самостоятельная деятельность детей.

Проведение педагогической диагностики.

Июнь

Повторение пройденного материала и закрепление приобретенных речевых навыков в играх, во время совместной деятельности.

Регламентируемые виды деятельности:

- индивидуальные логопедические занятия

Нерегламентируемые виды деятельности:

- режимные моменты

- игровая деятельность (театрализованная деятельность)

- прогулки

- самостоятельная деятельность детей.


2.3. Система взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.

Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи возможна только при активной, скоординированной работе учителя-логопеда с родителями воспитанников, установление взаимопонимания, доброжелательной, психологически комфортной атмосферы и создание условий для эффективного сотрудничества.

Основные формы взаимодействия с семьей

  • Знакомство с семьей, анкетирование.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных материалов.
  • Рекомендации для закрепления речевых навыков, полученных на логопедических занятиях.
  • Организация и проведение круглых столов, мастер-классов для родителей воспитанников.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                     

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   


III. Организационный раздел

3.1.Технологии реализации рабочей программы

В процессе коррекции и развития речи у детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую, смысловую стороны речи и  связанных с речью процессов.

Технология – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Настоящей программой предусмотрено применение следующих технологий:

  • Педагогика сотрудничества.

Цель: развитие творческих способностей ребенка.

  • Игровая технология.

Цель: проявления собственного «Я», творчества, активности,  самостоятельности, самореализации ребенка.

  • Компьютерные технологии.

Цель: подготовка личности «информационного общества».

  • Здоровьесберегающие технологии.

Цель: улучшение и сбережение здоровья дошкольника.

  • Технология «ТРИЗ».

Цель: формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

  • Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников и методика формирования связной речи Т. А. Ткаченко

Цель: формирование описательной речи на основе схем, подготовка к чтению и письму с помощью специальной символики, развитие логики и речи по картинам с проблемным сюжетом.


3.2.Условия реализации рабочей программы

Организационные условия коррекционно – развивающей работы учителя-логопеда

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми старшей группы планируются с учетом результатов педагогической диагностики.

Логопедическая работа с детьми проводится индивидуально или подгруппами. Причем индивидуальная работа носит опережающий характер, т.к. основная ее цель - подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых логопедических занятиях.

На  индивидуальных логопедических занятиях проводится работа по:

постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов;

автоматизации и дифференциации поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов;

совершенствованию звуко-слоговой структуры слова.

В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется от 2 до 5. В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу учебного года.

В процессе логопедической работы в подгруппах особое внимание уделяется развитию у детей:

способности к сосредоточению;

умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение логопедического занятия;

умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;

умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;

возможности использования помощи партнера по работе.

Методическое оснащение

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. Спб., Детство-Пресс, 2007.
  2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Баряева Л.Б., Волосовец Т.Б., Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; под ред. проф. Лопатиной Л.В. -  Спб., 2014.
  3. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ "Сфера", 2004.
  4. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. - М.: ТЦ "Сфера", 2007.
  5. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб., 1999.
  6. Быстрова Г.А, Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. - Спб.: Каро, 2002.
  7. Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы .Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.: Мозаика- Синтез, 2013.
  8. Гомзяк О.С. Комплексный подход к преодолению ОНР. Учебно-методический комплект пособий.- М.Гном и Д., 2009.
  9. Дурова Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. - М.: Школьная Пресса, 2010.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- 2000.
  11. Комарова Л.А. Альбомы по автоматизации звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.- М.: Гном и Д., 2008.
  12. Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6лет: конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
  13. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии.-М.,1968.
  14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников/Коррекция стертой дизартрии. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во "Союз", 2001.
  15. Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. - СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2010.
  16. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и родителей- М.: Аквариум,1995.
  17. Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Движение.- М.: Дельта,1997.
  18. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика6 пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. - 2-е изд. - СПб.: Корона-Век, 2007.
  19. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (1-4 альбомы). - М.: Гном и Д., 2010.
  20. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). - М.: Книголюб, 2008.
  21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.- М.: Дрофа, 2009.
  22. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для  детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи.- М.: Просвещение, 2008.

Дидактические материалы, игровое оборудование

Направления деятельности

Дидактические материалы, игровое оборудование

Развитие понимания речи.

Иллюстративный материал.

Коврограф и комплект разрезного материала к нему.

Магнитная доска и комплект материала к ней.

Наборное полотно.

Настенные пособия.

Картотеки игр, упражнений для развития понимания речи.

Развитие общих речевых навыков.

Материалы для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.

Картотеки игр для развития общих  речевых навыков.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Иллюстративный материал.

Доски с вкладышами.

Коврограф и комплект разрезного материала к нему.

Магнитная доска и комплект материала к ней.

Картотеки игр, упражнений для развития лексико-грамматических средств языка.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Иллюстративный материал.

Музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон. Геометрические фигуры основных цветов.

Дидактические игрушки зрительно–пространственного гнозопраксиса: кубики, мозаика, пирамидки, матрёшки.

Игровые приспособления для шнуровки.

Доски с вкладышами.

Коврограф и комплект разрезного материала к нему.

Магнитная доска и комплект материала к ней.

Природные материалы: каштаны, камушки, ракушки и т.д.

Картотеки игр, упражнений для развития неречевых высших психических функций.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

Зеркало настенное.

Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа, шпатели.

Комплексы артикуляционной гимнастики.

Картотеки игр, упражнений для автоматизации, дифференциации звуков.

Иллюстративный материал.

Развитие самостоятельной фразовой и связной речи.

Иллюстративный материал.

Доски с вкладышами.

Коврограф и комплект разрезного материала к нему.

Магнитная доска и комплект материала к ней.

Картотеки игр, упражнений для развития самостоятельной фразовой и связной речи.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Иллюстративный материал.

Музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон.

Игровые приспособления для шнуровки.

Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.

Шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики.

Коврограф и комплект разрезного материала к нему.

Магнитная доска и комплект материала к ней.

Картотеки игр, упражнений для развития языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, представлений.

 


3.3. Психолого-педагогические условия

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора ЛФК, медицинских работников и родителей.

Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ТНР, которые имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.

Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны в совместной образовательной деятельности, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.

Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Учитель-логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                     

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   

Система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                     

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   


3.3 Учебно-методические средства

Оборудование и материалы

зеркало (большое настенное и индивидуальные);

игрушки (кошка, собака, мышка, петушок, мячи разных размеров и цветов, пирамидки, матрешки, кубики и др.);

картинки с изображением разных предметов и игрушек;

карточки с изображением контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга предметов и т. д.;

мозаика, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, карандаши;

музыкальные игрушки: погремушки, бубен, барабан, дудочка, металлофон;

предметные и сюжетные картинки по различным тематическим группам, серии последовательных картинок со скрытым сюжетом, незавершенным действием;

пластинки с отверстиями для шнуровки.

Возможно использование другого оборудование и материалов в соответствии с педагогическим замыслом учителя – логопеда.

Примерный перечень игр и игровых упражнений

на развитие понимания  речи: "Угадай по описанию","Раз, два, три, не смотри!", "Лото", "Кто летит (бежит, идет, прыгает)", "Исправь ошибки", "Кто делает, а кто сделал?", "Похожие слова", "Веселое путешествие", "Покажи картинки", "Умный пальчик" и др.;

на развитие лексико-грамматических средств языка: "Ассоциации","Веселый повар", "В огороде у козы Лизы",  "В саду, на поле, в огороде","Вершки и корешки", "Волшебное дерево", "Дорисуй и назови","За грибами", "Какой? Какая? Какие?", "Кого везут в зоопарк?", "Кто больше?",  "Кто это? Что это?", "Кто исчез? Что исчезло?", "Мой, моя, мое, мои", "На полянке", "Назови ласково", "Найди и покажи", "Один-много", "Отгадай, о ком скажу", "Подбери слова", "Помоги клоуну Роме", "Собираемся в путешествие"," У белочки в гостях", "Угадай по описанию", "У мамы и у дочки", "Укрась елку", "Урожай Петрушки", "Что в корзинке", "Что делает? Что ты делаешь?", "Что забыл дорисовать художник?", "Что бывает?" и др.;

для коррекции  нарушений  фонетической  стороны  речи, звуко-слоговой структуры: "Аукцион", "Будь внимателен", "Веселый рыболов", "Внимательный барабанщик","Волшебная ромашка", "Дорожки", "Запомни слова", "Звенит-жужжит", "Идем по лесенке", "Кто больше слов придумает?", "Найди место для своей картинки", "Найди пару", "Найди предметы", "Найди, покажи, назови","Передай дальше", "Построим пирамиду", "Поезд", "Послушай и повтори также", "Посчитай, назови, схему слова найди", "Раздели картинки", "Расскажи чистоговорку", "Сделай паузу", "Слоговое домино", "Слоговое лото", "Телеграф", "Цепочки слов"и др.;

для подготовки к овладению элементарными навыками письма и чтения: "Будь внимателен", "Встречайте гостей", "Выбери и назови","Где звук?",  "Где позвонили?", "Жмурки с голосом", "Звонкий-глухой", "Звенит-жужжит", "Зевака",  "Измени слово","Красный, белый", "Кто больше?",  "Логопедическое лото", "Лягушка", "Магазин", "Найди игрушку", "Найди место звука", "Найди место картинке", "Определи первый звук","Поймай рыбку", "Построй пирамиду", "Собери вещи", "Согласные твердые и мягкие", "Солнце или дождик?", "Сосчитай правильно", "Угадай, близко или далеко поезд", "Угадай, кто идет?", "Угадай, кто сказал?", "Угадай, как их зовут?", "Улиточка",  "Узнай по звуку", "Цепочка слов", "Четвертый лишний", "Чудо-дерево" и др;

на развитие общих  речевых навыков: "Великан", "Вертушка","Веселый клоун", "Колыбельная для Вьюгокрута", "К кому пришел, от кого ушел волк?","Ниточка",  "Осенние листочки", "Осенний дождь", "Плавающая книга", "Пузыри", "Слушай и повторяй", "Футбол", "Чудо-Юдо рыба кит",  "Чья птичка дальше улетит?", "Эхо" и др.;

на развитие внимания, памяти, мышления, слухового и зрительного восприятия, зрительно – пространственных представлений: "Ассоциации ", "Пантомима", "Времена года", "Кто внимательней", "Кто за кем пришёл?", "Найди и назови", ''О чём говорит улица?'', ''Позвони на том же месте'', ''Расставь по местам'', ''Телефон'', ''Цвет и форма'', "Чего не стало?", "Чудесный мешочек", " Кто больше увидит?" и др.;

на развитие общей, ручной и артикуляторной моторики: "Возле речки детский сад", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Дружат в нашей группе", "Как красив цветущий сад", "Кубики лежат горою", "Кулак – кольцо", "Ладони  на  столе", "Маша каши наварила", "Мячик", "На ромашке две букашки", "Наша Маша маленька", "Пальчики  здороваются", "Поезжай за моря, океаны", "Продавец",  "Эй, ребята, что вы спите?", "Я весну давно ждала", "Я перчатку надеваю" и др., а также специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики для различных фонетических групп звуков.


Список литературы, использованной при составлении Программы

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Баряева Л.Б., Волосовец Т.Б., Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; под ред. проф. Лопатиной Л.В. -  Спб., 2014.
  2. Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи.- М.: Просвещение, 2008.
  4. Штекляйн С.Н., Хабарова Т. Рабочая учебная программа в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. - Спб., Детство-Пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста №2 на 2015 – 2016 учебный год

Настоящая программа рассчитана на один год работы с детьми, является приложением к адаптированной  образовательной программе МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах». Рабочая программа педагога дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

Принята на педагогическом совете                             Утверждаю:№1 от 25 сентября 2015г.     ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)

      Рабочая программа  для детей старшей группы с общими нарушениями речи (ОНР)  - локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).

Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"

Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 5-6 лет

В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.06.1998 года № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педаг...