Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «В мире звуков и букв»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Этот конспект предназначен для логопедов дошкольных образовательных учреждений, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «В мире звуков и букв»
Цель: Систематизация и углубление знаний детей о звуках и буквах
Задачи:
закрепить понятия «неречевой звук» и «речевой звук», звук и буква, умения отличать их;
совершенствовать умения дифференцировать гласные и согласные буквы;
развивать слуховое восприятие, речевой слух, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, силу голоса;
воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.
Оборудование: презентация, мешочек с буквами, карточки с заданиями, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия
1.Организационный момент . Приветствие. Создание эмоционального настроя: Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! Мы все учимся!
Всё у нас получится!
Речевая гимнастика.
Выполнение артикуляционной гимнастики.
2.Основная часть .
Актуализация знаний
Ребята, что такое речь? (беседа, разговор, рассказ).
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений).
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
- Как связаны слова в предложении? (Слова в предложении связаны по смыслу).
- Как они стоят в предложении? (Они стоят в предложении по порядку).
- А из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов).
- А из чего состоят слоги (Слоги состоят из звуков)
Беседа о звуках.
- Ребята, какие звуки мы слышим на улице? (Мы можем услышать свист, лай, скрип, мяуканье, стук, грохот)
- Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? (с помощью языка, губ и т.д.).
- Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? (Речевые звуки говорит человек).
- А неречевые звуки – что это за звуки? (Это звуки, которые говорит не человек).
- Правильно. Это звуки окружающего нас мира.
- Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? (Нам помогают губы, зубы, язык).
- А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? (Мы чувствуем ветерок).
- Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? (Горлышко вибрирует).
- Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? (Нужно подумать).
- - С помощью чего мы слышим? (С помощью слуха).
- Назовите, что нам помогает говорить? (Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие).
Фонематический анализ.
- Ребята, я буду называть вам слова, а ваша задачи назвать первый звук в данных словах.
Например: собака- первый звук в этом слове с
Нос, коса, утка, гусь, арбуз.
Сказка про звуки и буквы.
- А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.
- Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной.
Игра “Буквы спрятались”.
На слайде изображена картинка с заштрихованными буквами.
- Ребята, к нам сегодня прибегал Незнайка и спрятал буквы. Посмотрите внимательно и найдите их.
Дети называют буквы.
- придумайте слова, начинающихся с каждой из этих букв.
- Что мы с вами называли? (Мы называли звуки).
- Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем).
Физминутка .
Птички прыгают, летают. (Машут руками и подпрыгивают)
Птички крошки собирают. ("Клюют")
Перышки почистили.
Клювики почистили. (Погладить руки, носики)
Птички летают, поют, (Машут руками)
Зернышки клюют. ("Клюют")
Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.
- Посмотрите, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно достать букву из мешочка и придумать с ней слово.
Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.
Беседа о гласных и согласных звуках.
- А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесема-а-а! Свободно голос выходит? (Да, голос свободно выходит).
- А так? П-п-п! Что-то мешает? (Да, мешает).
- А что? (Мешают губы, зубы и язык).
- Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? (Это гласный).
- А если есть преграда? (Тогда это согласный).
- Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. (Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык).
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед раздает детям красные и синие кружки.
- Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.
А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.
Дети выполняют задание.
Работа в тетрадях.
- Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные буквы. Какого цвета мы кружочек нарисуем? (Мы нарисуем красный кружок).
- А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? (Нарисуем синий кружок).
Логопед показывает образец на доске.
О, б, с, а, у, м.
Далее – коллективная проверка.
- Какие две группы звуков существуют в русском языке? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки произносятся без преграды).
- А согласные? (Согласные произносятся с преградой).
- Что образует преграду? (Преграду образуют губы, зубы и язык).
Работа с карточками.
Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.
- Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.
- Каким цветом обозначим гласные? (Гласные обозначим красной фишкой).
- А согласные? (Согласные обозначим синей фишкой).
Дети выкладывают фишки под буквами.
Далее – индивидуальная проверка.
Итог занятия .
О чем мы сегодня говорили?
-Что мы делали на занятии?
-Что вам больше всего понравилось?
Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.
https://www.art-talant.org/publikacii/74618-logopedicheskoe-zanyatie-v-mire-zvukov-i-bukv
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”
В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»
Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Мы покоряем вершины!»
Данный материал может быть полезен логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Дифференциация гласных звуков А,У,И»
Цель:Закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [ А], [И], [У].Закреплять способность правильного соотнесения звук...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Зимняя прогулка»
Цели:1. Комплексное решение воспитательно - образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях взаимодействия воспитателя и учителя - логопеда.2.Закрепить знания детей по лексической теме &la...

Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Ж]. «Одежда».
Этот конспект предназначен для логопедов дошкольных образовательных учреждений, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
