Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведческий подход, затрагиваются проблемы нрвственно - патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»

структурное подразделение №156

Ознакомление дошкольников с родным краем и  родным городом  

через творчество кубанских поэтов на занятиях по  формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

«Кубанская весна»

Автор: учитель-логопед МАДОУ  

                                                                                  «Детский сад комбинированного 

                                                                            вида " Сказка", структурное

                                                                                      подразделение №156 г. Краснодара

                                                                  Климова Светлана Ивановна

           Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются основы гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Чувство Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания: существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание национально-региональному компоненту.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

    Работа по патриотическому воспитанию в нашем детском саду строится при условии активного взаимодействия детей  с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, знакомство с творчеством кубанских потов, композиторов, писателей, общение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

В представленных конспектах логопедических занятий отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного города Краснодара, местным достопримечательностям, воспитанию любви и привязанности к родной Кубани.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

ТЕМА: Кубанская весна ”

Цель:

- закрепление представления детей о весне и её приметах, уточнение, расширение и активизация лексики за счёт слов: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, лужа, ручей, ледоход;

- ознакомление  детей с творчеством кубанских поэтов, со стихами весенней тематики.

 - воспитание патриотизма, любви  к родной природе, чувство гордости за свою малую родину.

Предварительная работа:

- рассматривание книг, открыток, альбомов о Кубани;

- разучивание стихов, песен, частушек о Кубани;

- ознакомление с кубанскими песнями, хороводами.

Оборудование:

Магнитная доска, магнитофон; весенние пейзажи и картинки по теме: картинки первоцветов, солнышко, облако, дерево, подснежник, дерево, снег.

Аудиозаписи песен на стихи кубанских поэтов. Стихотворения кубанских поэтов: И. В. Белякова, Н. К. Доризо, В.Д.Нестеренко, В.Б.Бакалдина.

Карта Кубани, карта города Краснодара.

Ход занятия.

Организационный момент. Сядет тот, кто назовет приметы весны. Давайте поговорим о весне, но наш разговор будет необычным.  Мы будем говорить о весне стихами кубанских поэтов. Показываю Кубань на карте.

О чем эти строки? Послушайте стихотворение  «Смех и слезы». Его написал  поэт Иван Васильевич Беляков, он долгие годы жил и работал на Кубани.

За двором на огороде

Потемнела тропка.

К нам по ней весна приходит

Осторожно, робко.

Ей навстречу от колодца

Две сороки скачут.

Детвора шумит, смеется,

А сосульки плачут.

А теперь жду ваших ответов на вопросы:

- почему весной темнеет тропка?

- чему радуются дети?

- почему сосульки плачут?

- объясните название стихотворения «Смех и слезы»

Знакомство со стихотворением «Гори, гори, солнышко». 

Это стихотворение тоже написал И. В. Беляков. Послушайте его:

Гори, гори , солнышко! Радуги, сверкайте.

Маленькое зернышко соком наливайте.

Пусть оно, лучистое, звонкой силой полнится.

Пусть оно, душистое, тяжелей становится.

Наша степь бескрайняя морем разливается

Нынче урожайная весна ожидается.

- О каком зернышке писал поэт? Правильно, о пшеничном зернышке.

Кубань – житница России, кормит хлебом всю нашу страну. Надо очень бережно относиться к хлебу, помнить,   сколько сил вложили в него люди.

Динамическая пауза: хоровод «Солнышко» Настало время водить хороводы.

- чтобы весной все подрастало,  оживало, что должно ярко светить?

Обратимся к нашему солнышку с песней, а вы подпевайте.
Дети ведут хоровод и поют, повторяют 2-3 раза.
Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко.
Солнышко, покатись. Красное, нарядись.

Продолжаем наше занятие. Послушайте  стихотворение : «НА КУБАНЬ ПРИШЛА ВЕСНА». Его написал поэт Доризо Николая Константиновича. Поэт родился в Краснодаре 22 октября 1923года, сейчас живет в Москве.

Все теплее солнце греет,
Степь бескрайна и ясна,
Травы густо зеленеют,—
На Кубань пришла весна.
Стали ночи покороче,
Стали дни погожие длинней.
Вешний ветер бродит в роще,
И работать стало в поле веселей.

Эх, Кубань, моя Кубань!
Над рекой сады вишневые...
Хороша весной Кубань —
Широки твои луга медовые!
Вся земля теплом весенним растревожена,
Сколько силы богатырской в ней заложено!
Эх, Кубань, привольный край,
Кубань,— Хороша Кубань, куда ни глянь!..

        - Немножко поиграем. А  поможет нам в этом книга

« Подскажи  словечко». Владимира Дмитриевича Нестеренко, кубанского поэта.

Круглый, сладкий он на вкус, как матрос, одет  а…   

Будет щедрый урожай будет вкусный к…                     

Доброте учиться нам у кого? У наших м

Любит небо и полет с детства каждый с

Кто же знает в зайцах толк? Ну, конечно, серый в

Нас ждет еще одна веселая игра. Давайте вместе поиграем в старинную игру. Проводится игра «Солнышко-ведрышко». Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:


Гори, солнце, ярче. Лето будет жарче.
А зима теплее,  а весна милее.
На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Потом все приближаются к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.

Наше знакомство со стихами кубанских поэтов продолжается. Послушайте стихотворение «Весна». Автор этого стихотворения   Виталий Борисович Бакалдин, он  родился  16 июня 1927 года.


Спела песни в марте звонкая капель,

И уже на старте весельчак-апрель.

Солнце ярко светит, ожил птичий хор.

В поднебесье ветер – словно дирижёр.

Как вы догадались, что эти слова о весне? Что еще происходит весной?

А сейчас послушайте стихотворение Варвары Бардадым «Солнышко на столе»

Вот и солнышко устало, спать ложится за стожок.

Воротилось с луга стадо, вышел месяца рожок:

- Что такое! Кто там в поле? Кто грохочет в барабаны?

Ходят по полю огни. Это трудятся комбайны,

Убирают хлеб они от зари и до зари.

Вот ещё, ещё денёк…Сжат последний колосок!

Слава, слава хлеборобам, уваженье и почёт!

- О чем это стихотворение?

А теперь для всех угощение – кубанские бублики и кубанский каравай, приготовленные из пшеничных зерен. Эти зернышки вырастили на кубанских полях наши хлеборобы. Дети фотографируются для фотоальбома своей группы.

        Итог занятия.

 - С творчеством каких кубанских поэтов мы сегодня познакомились?

- Что вам понравилось на занятии?

Список используемой литературы и Интернет ресурсов:

1.Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2006 г.

2. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 - 112с.

3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.

4. Паскевич И. Я. «Любимый уголок земли», ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2007

5. Ратушняк В. Н. «Родная Кубань. Страницы истории»,ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 20066. Хамцова О., «Кубанская азбука для детей и родителей» ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2007

7. Хачатурова Е.А и др. «История Кубани в рассказах и иллюстрациях»,   ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2007

8. Официальный сайт Краснодарского регионального отделения Союза писателей России

9. Краеведческие ресурсы на библиотечных сайтах 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Зима»

Данное занятие было представлено мною на городской конкурс профессионального мастерства "Учитель года 2014".  В занятии использованы методы и приёмы наглядного моделирования и ИКТ....

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы

Цель занятия:  -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Составление описательного рассказа «Моя Родина – Россия» с использованием мнемотаблицы.Программное содержание: Формировать умение детей составлять рассказ с опорой на мнемокарт...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"

Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....