Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведческий подход, затрагиваются проблемы нрвственно - патриотического воспитания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

    «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА»

    структурное подразделение №156

    Ознакомление дошкольников с родным краем и  родным городом  

    через творчество кубанских поэтов на занятиях по  формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    «Кубанская весна»

    Автор: учитель-логопед МАДОУ  

                                                                                      «Детский сад комбинированного 

                                                                                вида " Сказка", структурное

                                                                                          подразделение №156 г. Краснодара

                                                                      Климова Светлана Ивановна

               Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются основы гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Чувство Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

    С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

    Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания: существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание национально-региональному компоненту.

    Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

        Работа по патриотическому воспитанию в нашем детском саду строится при условии активного взаимодействия детей  с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, знакомство с творчеством кубанских потов, композиторов, писателей, общение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    Основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

    В представленных конспектах логопедических занятий отражен комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного города Краснодара, местным достопримечательностям, воспитанию любви и привязанности к родной Кубани.

    Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    ТЕМА: Кубанская весна ”

    Цель:

    - закрепление представления детей о весне и её приметах, уточнение, расширение и активизация лексики за счёт слов: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, лужа, ручей, ледоход;

    - ознакомление  детей с творчеством кубанских поэтов, со стихами весенней тематики.

     - воспитание патриотизма, любви  к родной природе, чувство гордости за свою малую родину.

    Предварительная работа:

    - рассматривание книг, открыток, альбомов о Кубани;

    - разучивание стихов, песен, частушек о Кубани;

    - ознакомление с кубанскими песнями, хороводами.

    Оборудование:

    Магнитная доска, магнитофон; весенние пейзажи и картинки по теме: картинки первоцветов, солнышко, облако, дерево, подснежник, дерево, снег.

    Аудиозаписи песен на стихи кубанских поэтов. Стихотворения кубанских поэтов: И. В. Белякова, Н. К. Доризо, В.Д.Нестеренко, В.Б.Бакалдина.

    Карта Кубани, карта города Краснодара.

    Ход занятия.

    Организационный момент. Сядет тот, кто назовет приметы весны. Давайте поговорим о весне, но наш разговор будет необычным.  Мы будем говорить о весне стихами кубанских поэтов. Показываю Кубань на карте.

    О чем эти строки? Послушайте стихотворение  «Смех и слезы». Его написал  поэт Иван Васильевич Беляков, он долгие годы жил и работал на Кубани.

    За двором на огороде

    Потемнела тропка.

    К нам по ней весна приходит

    Осторожно, робко.

    Ей навстречу от колодца

    Две сороки скачут.

    Детвора шумит, смеется,

    А сосульки плачут.

    А теперь жду ваших ответов на вопросы:

    - почему весной темнеет тропка?

    - чему радуются дети?

    - почему сосульки плачут?

    - объясните название стихотворения «Смех и слезы»

    Знакомство со стихотворением «Гори, гори, солнышко». 

    Это стихотворение тоже написал И. В. Беляков. Послушайте его:

    Гори, гори , солнышко! Радуги, сверкайте.

    Маленькое зернышко соком наливайте.

    Пусть оно, лучистое, звонкой силой полнится.

    Пусть оно, душистое, тяжелей становится.

    Наша степь бескрайняя морем разливается

    Нынче урожайная весна ожидается.

    - О каком зернышке писал поэт? Правильно, о пшеничном зернышке.

    Кубань – житница России, кормит хлебом всю нашу страну. Надо очень бережно относиться к хлебу, помнить,   сколько сил вложили в него люди.

    Динамическая пауза: хоровод «Солнышко» Настало время водить хороводы.

    - чтобы весной все подрастало,  оживало, что должно ярко светить?

    Обратимся к нашему солнышку с песней, а вы подпевайте.
    Дети ведут хоровод и поют, повторяют 2-3 раза.
    Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко.
    Солнышко, покатись. Красное, нарядись.

    Продолжаем наше занятие. Послушайте  стихотворение : «НА КУБАНЬ ПРИШЛА ВЕСНА». Его написал поэт Доризо Николая Константиновича. Поэт родился в Краснодаре 22 октября 1923года, сейчас живет в Москве.

    Все теплее солнце греет,
    Степь бескрайна и ясна,
    Травы густо зеленеют,—
    На Кубань пришла весна.
    Стали ночи покороче,
    Стали дни погожие длинней.
    Вешний ветер бродит в роще,
    И работать стало в поле веселей.

    Эх, Кубань, моя Кубань!
    Над рекой сады вишневые...
    Хороша весной Кубань —
    Широки твои луга медовые!
    Вся земля теплом весенним растревожена,
    Сколько силы богатырской в ней заложено!
    Эх, Кубань, привольный край,
    Кубань,— Хороша Кубань, куда ни глянь!..

            - Немножко поиграем. А  поможет нам в этом книга

    « Подскажи  словечко». Владимира Дмитриевича Нестеренко, кубанского поэта.

    Круглый, сладкий он на вкус, как матрос, одет  а…   

    Будет щедрый урожай будет вкусный к…                     

    Доброте учиться нам у кого? У наших м

    Любит небо и полет с детства каждый с

    Кто же знает в зайцах толк? Ну, конечно, серый в

    Нас ждет еще одна веселая игра. Давайте вместе поиграем в старинную игру. Проводится игра «Солнышко-ведрышко». Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:


    Гори, солнце, ярче. Лето будет жарче.
    А зима теплее,  а весна милее.
    На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Потом все приближаются к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.

    Наше знакомство со стихами кубанских поэтов продолжается. Послушайте стихотворение «Весна». Автор этого стихотворения   Виталий Борисович Бакалдин, он  родился  16 июня 1927 года.


    Спела песни в марте звонкая капель,

    И уже на старте весельчак-апрель.

    Солнце ярко светит, ожил птичий хор.

    В поднебесье ветер – словно дирижёр.

    Как вы догадались, что эти слова о весне? Что еще происходит весной?

    А сейчас послушайте стихотворение Варвары Бардадым «Солнышко на столе»

    Вот и солнышко устало, спать ложится за стожок.

    Воротилось с луга стадо, вышел месяца рожок:

    - Что такое! Кто там в поле? Кто грохочет в барабаны?

    Ходят по полю огни. Это трудятся комбайны,

    Убирают хлеб они от зари и до зари.

    Вот ещё, ещё денёк…Сжат последний колосок!

    Слава, слава хлеборобам, уваженье и почёт!

    - О чем это стихотворение?

    А теперь для всех угощение – кубанские бублики и кубанский каравай, приготовленные из пшеничных зерен. Эти зернышки вырастили на кубанских полях наши хлеборобы. Дети фотографируются для фотоальбома своей группы.

            Итог занятия.

     - С творчеством каких кубанских поэтов мы сегодня познакомились?

    - Что вам понравилось на занятии?

    Список используемой литературы и Интернет ресурсов:

    1.Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2006 г.

    2. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 - 112с.

    3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1(19), 2005.

    4. Паскевич И. Я. «Любимый уголок земли», ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2007

    5. Ратушняк В. Н. «Родная Кубань. Страницы истории»,ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 20066. Хамцова О., «Кубанская азбука для детей и родителей» ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2007

    7. Хачатурова Е.А и др. «История Кубани в рассказах и иллюстрациях»,   ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2007

    8. Официальный сайт Краснодарского регионального отделения Союза писателей России

    9. Краеведческие ресурсы на библиотечных сайтах 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Зима»

    Данное занятие было представлено мною на городской конкурс профессионального мастерства "Учитель года 2014".  В занятии использованы методы и приёмы наглядного моделирования и ИКТ....

    Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

    Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

    Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

    деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Тема: Составление описательного рассказа «Моя Родина – Россия» с использованием мнемотаблицы.Программное содержание: Формировать умение детей составлять рассказ с опорой на мнемокарт...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

    Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить испол...