конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Казакова Алёна Юрьевна

Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад № 15»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе

для детей с общим недоразвитием речи

Тема: «Золотая осень. Поможем Лесовичку»

Составил:

учитель-логопед

Казакова А.Ю.

г. Зима

2021 г.

Дата проведения: октябрь 2021 г.

Подготовительная группа комбинированной направленности.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Лексическая тема: «Золотая осень».

Тема занятия: «Поможем Лесовичку».

Цель: создание условий для формирования лексико–грамматических категорий на основе лексической темы «Золотая осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- закреплять представления детей об осени и её приметах;

- продолжать учить образовывать и употреблять относительные прилагательные через дидактическую игру «С какого дерева листок»;

- продолжать учить детей отвечать полными предложениями;

- продолжать учить согласовывать числительные с существительными;

- активизировать словарь по теме «Деревья».

Коррекционно-развивающие:

- развивать физиологическое дыхание через выполнение упражнения;

- развивать зрительное внимание, мышление, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

- воспитывать умение помогать обитателям леса и главному персонажу Лесовичку;

 - воспитывать чувство прекрасного.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая.

Оборудование: декорации (осенние украшения для зала, массажные дорожки, пенёк, деревья,); дидактический материал: (шишки, карточки с иллюстрациями признаков осени по количеству детей, карточки с листьями разных деревьев, картинки с деревьями, муляжи диких животных), музыкальные записи, презентация, раздаточный материал (маски диких животных и их детёнышей, цветные карандаши, зашумованные картинки по количеству детей), магнитная доска.

Планируемые результаты: дети смогут помочь сказочному персонажу навести порядок в лесу; справятся с образованием относительных прилагательных, через дидактическую игру «С какого дерева листок»;  сумеют согласовать числительные с существительными; расскажут о приметах осени; составят картину из ниток.

Предварительная работа: заучивание слов приветствия; беседа и наблюдения за осенними изменениями в природе; рассматривание картин об осени; заучивание текста к самомассажу; игры на согласование числительных с существительными.

Форма работы: подгрупповая.

Ход занятия

  1. Организационный момент (эмоциональное приветствие и настрой на занятие).

(С 1). Логопед совместно с детьми.

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Логопед. Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Я старичок Лесовичок и пришёл к вам, чтобы попросить вас о помощи!  

Ответы детей. Дети поинтересуются, какая помощь понадобилась.

Логопед. Я ходил по лесу следил за порядком и помогал диким животным приготовиться к зиме, но злой Леший устроил в моём лесу беспорядок! Ребята, скажите, вы сможете навести порядок в осеннем лесу?  

Ответы детей.

  1. Основная часть.

(С 2). Логопед: тогда отправляемся в лес.

По тропинке мы идём
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!

  1. Дидактическая игра «С какого дерева листок».

(С 3). Логопед. В лесу растёт много разных деревьев. Посмотрите и назовите их.

Ответы детей.

Логопед. Злой леший сорвал листья с деревьев и разбросал их по земле. Помогите мне ребята найти к каждому дереву свой лист, и назвать его. Посмотрите (берёт с пола лист и показывает его детям), этот лист с берёзы, значит он какой?

Ответы детей.

Логопед. Верно, берёзовый. А этот лист упал с клёна, значит, как мы его назовём?

Ответы детей.

Логопед. Молодцы! А мы идём дальше.

 

2. Упражнение, направленное на развитие физиологического дыхания.

Логопед. Ребята, раз мы с вами находимся лесу, предлагаю подышать и почувствовать аромат осеннего леса. Для этого нам нужно встать прямо, руки опустить вниз. Делаем один вдох носом, затем пауза, и под счёт «раз», «два», «три» выдох ртом (дети вместе с логопедом повторяют упражнение). 

3. Игра «Найди маме малыша».

(С 4 аудио). Логопед. Ой! Ребята! Слышите, кажется, кто-то плачет! (звучит аудиозапись - плачь зверей. На полянке стоят игрушки мамы диких животных). Да это же животные, Леший разлучил мам с их детёнышами! Ребята, чем мы можем помочь зверям?

Ответы детей.

Логопед. Мы можем найти мам и воссоединить семью, для этого поиграем в игру «Найди маме малыша» (каждый подходит к пеньку и берёт маску мамы детёныша или маску самого детёныша. В одну сторону встают дети, у которых маска мамы, на противоположную сторону встают дети, у которых маска детёныша).

(С 5 аудио фоном). Логопед. Ребята, пока будет звучать музыка, вам необходимо будет воссоединить семью, т.е. мамам найти своих детёнышей, а затем назвать семью.    

Молодцы, вы помогли мамам найти их малышей. Не удалось Лешему разлучить семьи.

4. Игра «Шишки да грибы ты скорее собери».

(С 6). Логопед. Что же это такое ребята! (на экране изображена белка с пустой корзинкой). Ребята давайте узнаем, что случилось у белочки?

(С 7 аудио). Белочка. Я заготавливала запасы на зиму, собирала на полянке шишки да грибы. Вдруг откуда не возьмись, прибежал Леший и разбросал все мои запасы. Что же мне теперь делать?

Логопед. Ребята как мы можем помочь белочке? 

Ответы детей.

(С 8). Логопед. Правильно мы будем собирать разбросанные шишки, грибы, и считать их, кладя в корзину.

Ответы детей. Одна шишка, две шишки и т.д.

(С 9 аудио). Ответы детей. Один гриб, два гриба и т.д.

(С 10 аудио). Белочка. Большое спасибо вам ребята за помощь! 

Логопед: замечательно! Но, а нам пора дальше.  

5. Игра «Волшебная ёлка».

(С 11). Логопед. Дети, посмотрите какое необычное дерево, как оно называется?

Ответы детей.

Логопед. А необычное оно тем, что шишки на ели (на дереве шишки, а на шишках признаки осени) с приметами осени. Выберите и возьмите себе по одной шишке. Внимательно посмотрите на неё и расскажите, какая примета осени изображена на картинке.

Ответы детей.

(С 12). Логопед. Молодцы! Знаете, я живу в избушке совсем один, и вечерами мне бывает скучно. Не могли бы вы мне на память создать картины, чтобы я мог на них смотреть и вас вспоминать?

Ответы детей.

Логопед. Тогда приглашаю вас пройти ко мне в избушку.

6. Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шишек «Ёжик».

Логопед: ребята, перед тем как начать работу нужно размять пальцы. Садитесь поудобнее, возьмите в руки шишку и выполним самомассаж рук.

 

7. Ниткография «Создай картину».

(С 13 аудио фон). Логопед: Вот теперь можно и приступать к делу. Посмотрите ребята. Перед вами у каждого лежит кусочек материала, он называется ковралин и цветные нитки разных размеров. Выложите из ниток любой рисунок: корзину, грибы, листья и т.д. (звучат осенние звуки леса).

Логопед. Кто закончил, уберите своё рабочее место. Расскажите, у кого что получилось?

Ответы детей.

  1. Итог занятия.

(С 14). Логопед. Вот ребята мы с вами обошли весь лес и пора возвращаться обратно в сад.

По тропинке мы идём
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к саду подошли!

(С 15). Логопед. Скажите, вам понравилось помогать лесным жителям?

Ответы детей.

Логопед. Скажите, а кому и как мы помогли?

Ответы детей.

Логопед. Что для вас было самым легким? А что наоборот, вызывало трудности?

Ответы детей.

Логопед. Спасибо вам, дорогие ребята! Мне очень приятно что вы такие отзывчивые, добрые. Ну а мне пора возвращаться обратно в лес. До свидания, до новых встреч!  

Справка

По итогам проведения открытого логопедического занятия

для детей подготовительной к школе группы

комбинированной направленности с ТНР

на тему: «Поможем Лесовичку»

учителем-логопедом Казаковой Алёны Юрьевны

Дата проведения: 29.10.2021 г.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Лексическая тема: «Золотая осень».

Цель: создание условий для формирования лексико–грамматических категорий на основе лексической темы «Золотая осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- закреплять представления детей об осени и её приметах;

- продолжать учить образовывать и употреблять относительные прилагательные через дидактическую игру «С какого дерева листок»;

- продолжать учить детей отвечать полными предложениями;

- продолжать учить согласовывать числительные с существительными;

- активизировать словарь по теме «Деревья»;

- закреплять умения называть детёнышей диких животных.

Коррекционно-развивающие:

- развивать физиологическое дыхание через выполнение упражнения;

- развивать зрительное внимание, мышление, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

- воспитывать умение помогать обитателям леса и главному персонажу Лесовичку;

 - воспитывать чувство прекрасного.

Структура занятия соответствовала методическим требованиям организации занятий в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

В первой части при помощи психогимнастики педагог заинтересовала детей, был создан благотворительный психологический климат для активизации детей.

В начале занятия была создана проблемная ситуация, в которую в процессе занятия решали дети – помочь сказочному герою Лесовичку навести порядок в осеннем лесу.

Во второй части занятия дети в процессе игровой деятельности дети называли деревья и образовывали относительные прилагательные через дидактическую игру «С какого дерева листок»; закрепляли представления об осени и её приметах; согласовывали числительные с существительными; развивали физиологическое дыхание; называли детёнышей диких животных; выкладывали рисунок с помощью цветных ниток. Учитель-логопед использовал смену видов деятельности, в результате чего не угасал интерес воспитанников к деятельности. Использовала разные формы организации детей, групповые и индивидуальные. Содержание заданий было направлено на закрепление знаний по лексической теме. Разнообразие наглядного и раздаточного материалов, в том числе, нетрадиционного оборудования, использование мультимедиа, поддерживало интерес детей, желание включаться в совместную деятельность.

На протяжении всего занятия педагог использовала игровую технологию. Игра для рабочего настроя «Встанем рядышком, по кругу,
скажем "Здравствуйте!" друг другу» пробудила интерес детей друг к другу, обеспечила повышение мобилизации внимания. В игре «С какого дерева листок» для приобщению к делу дети образовывали относительные прилагательные. Данная игра использовалась для усвоения и закрепления учебного материала. Проведение игры «
Найди маме малыша» использовалась для снятия статического напряжения и активизации словаря.

Применение игровой технологии способствовало развитию у детей с ОНР речевого взаимодействия, активизация словаря, использованию диалогической и монологической речи, активизации навыков сотрудничества.

Здоровьесберегающие методы такие как дыхательная гимнастика была использована и направлена на решение следующих задач: насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме; повышение общего жизненного тонуса детей, плавности и длительности выдоха. Самомассаж пальцев рук и ладоней был направлен на улучшение кровообращения в кистях рук, а так же помог подготовить руки детей к выполнению следующего занятия. Так же на занятии учителем-логопедом использовался метод ниткографии, который позволил решать сразу несколько дидактических задач: совершенствовать зрительное восприятие детей; развивать зрительно-моторную координацию; формировать плавность, ритмичность и точность движений.

Главным условием в развитии личности ребёнка является общение, Алёна Юрьевна выстроила совместную деятельность с детьми в атмосфере сотрудничества, общения и взаимного доверия, что является важным при реализации игровой технологии.

В заключительной части проведена рефлексия, дети совместно с педагогом подвели итоги, поделились своими впечатлениями.

Поставленные на занятии цель и задачи были реализованы, программный материал был доступен пониманию детей, соответствовал их возрасту, возможностям, связан с предшествующей работой, дети, играя, закрепляли имеющиеся знания, получили позитивные эмоции.

Заведующий МКДОУ

«Детский сад № 15»                                                         Е.А. Лыскова

Заместитель заведующего по ВМР                               О.С. Виниченко

Проект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

на тему: «Поможем Лесовичку»

учителя - логопеда Казаковой А. Ю.

Добрый день, дорогие коллеги. Предлагаю вашему вниманию занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Лесовичку» (с интеграцией задач образовательных областей в контексте с ФГОС – речевое, познавательное, физическое развитие).

Цель: создание условий для формирования лексико–грамматических категорий на основе лексической темы «Золотая осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- закреплять представления детей об осени и её приметах;

- продолжать учить образовывать и употреблять относительные прилагательные через дидактическую игру «С какого дерева листок»;

- продолжать учить детей отвечать полными предложениями;

- продолжать учить согласовывать числительные с существительными;

- активизировать словарь по теме «Деревья»;

- закреплять умения называть детёнышей диких животных.

Коррекционно-развивающие:

- развивать физиологическое дыхание через выполнение упражнения;

- развивать зрительное внимание, мышление, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

- воспитывать умение помогать обитателям леса и главному персонажу Лесовичку;

 - воспитывать чувство прекрасного.

Была проведена предварительная работа: заучивание слов приветствия; беседа и наблюдения за осенними изменениями в природе; рассматривание картин об осени; заучивание текста к самомассажу; игры на согласование числительных с существительными.

Тема для проведения данного занятия возникла с тем, что наступила золотая осень. Самая прекрасная пора. Я хотела, чтобы дети лучше окунулись в тему осени, в природные изменения, которые происходят в лесу именно в этот период.

 Основными этапами построения логопедического занятия являются: организационный момент, т.е. проведение психогимнастики для положительного эмоционального настроя; сообщение темы занятия через постановку проблемы, упражнение, направленное на развитие физиологического дыхания; подвижные и малоподвижные игры и упражнения; наличие практических действий и итог.

Структура логопедического занятия в независимости от целей и задач представлена в виде трех частей: организационный момент, основная часть, итог.

На протяжении всего занятия предполагаю соблюдение выполнения триединой цели - коррекционно-образовательной, коррекционно-развивающей, коррекционно-воспитательной.

При проведении занятия буду использовать следующие моменты ФГОС:

  1. Наличие проблемной ситуации: помочь Лесовичку навести порядок в осеннем лесу.
  2. Практический этап: выполнение заданий по теме.
  3. Динамичность занятия в соответствии с направленностью работы.

В подгруппе задействовано 6 детей. Думаю, что дети должны справиться с программным содержанием, так как материал считаю доступным и интересным.

Планируемые результаты:
- дети смогут помочь сказочному персонажу навести порядок в лесу;

-справятся с образованием относительных прилагательных, через дидактическую игру «С какого дерева листок»;  

- сумеют согласовать числительные с существительными;

- расскажут о приметах осени; составят картину из ниток.

Самоанализ открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

на тему: «Поможем Лесовичку»

учителя - логопеда Казаковой А. Ю.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию было представлено логопедическое занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Лесовичку», которое было разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, с интеграцией образовательных областей: речевое развитие, физическое и познавательное развитие.

Для проведения занятия было приготовлено оборудование и весь наглядный демонстрационный материал. Были соблюдены санитарно-гигиенические требования: проветривание и влажная уборка.

В процессе занятия реализовывалась цель: создание условий для формирования лексико–грамматических категорий на основе лексической темы «Золотая осень». И следующие задачи:

Коррекционно – образовательные:

- закреплять представления детей об осени и её приметах;

- продолжать учить образовывать и употреблять относительные прилагательные через дидактическую игру «С какого дерева листок»;

- продолжать учить детей отвечать полными предложениями;

- продолжать учить согласовывать числительные с существительными;

- активизировать словарь по теме «Деревья».

Коррекционно-развивающие:

- развивать физиологическое дыхание через выполнение упражнения;

- развивать зрительное внимание, мышление, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

- воспитывать умение помогать обитателям леса и главному персонажу Лесовичку;

 - воспитывать чувство прекрасного.

Чтобы занятие было проведено на удовлетворительном уровне были созданы комфортные условия для детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, наличие демонстрационных и наглядных материалов.

Структура запланированного занятия соответствовала поставленной цели и задачам. Занятие состояло из трех взаимосвязанных частей (организационный момент, основная часть, итог).

В первой части при помощи психогимнастики педагог заинтересовала детей, был создан благотворительный психологический климат для активизации детей.

В начале занятия была создана проблемная ситуация, в которую в процессе занятия решали дети – помочь сказочному герою Лесовичку навести порядок в осеннем лесу.

Во второй части занятия дети в процессе игровой деятельности дети называли деревья и образовывали относительные прилагательные через дидактическую игру «С какого дерева листок»; закрепляли представления об осени и её приметах; согласовывали числительные с существительными; развивали физиологическое дыхание; называли детёнышей диких животных; выкладывали рисунок с помощью цветных ниток. Учитель-логопед использовал смену видов деятельности, в результате чего не угасал интерес воспитанников к деятельности. Использовала разные формы организации детей, групповые и индивидуальные. Содержание заданий было направлено на закрепление знаний по лексической теме. Разнообразие наглядного и раздаточного материалов, в том числе, нетрадиционного оборудования, использование мультимедиа, поддерживало интерес детей, желание включаться в совместную деятельность.

На протяжении всего занятия педагог использовала игровую технологию. Игра для рабочего настроя «Встанем рядышком, по кругу,
скажем "Здравствуйте!" друг другу» пробудила интерес детей друг к другу, обеспечила повышение мобилизации внимания. В игре «С какого дерева листок» для приобщения к делу дети образовывали относительные прилагательные. Данная игра использовалась для усвоения и закрепления учебного материала. Проведение игры «
Найди маме малыша» использовалась для снятия статического напряжения и активизации словаря.

Применение игровой технологии способствовало развитию у детей с ОНР речевого взаимодействия, активизация словаря, использованию диалогической и монологической речи, активизации навыков сотрудничества.

Здоровьесберегающие методы такие как дыхательная гимнастика была использована и направлена на решение следующих задач: насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме; повышение общего жизненного тонуса детей, плавности и длительности выдоха. Самомассаж пальцев рук и ладоней был направлен на улучшение кровообращения в кистях рук, а так же помог подготовить руки детей к выполнению следующего занятия. Так же на занятии учителем-логопедом использовался метод ниткографии, который позволил решать сразу несколько дидактических задач: совершенствовать зрительное восприятие детей; развивать зрительно-моторную координацию; формировать плавность, ритмичность и точность движений.

Главным условием в развитии личности ребёнка является общение, Алёна Юрьевна выстроила совместную деятельность с детьми в атмосфере сотрудничества, общения и взаимного доверия, что является важным при реализации игровой технологии.

В заключительной части проведена рефлексия, дети совместно с педагогом подвели итоги, поделились своими впечатлениями.

Поставленные на занятии цель и задачи были реализованы, программный материал был доступен пониманию детей, соответствовал их возрасту, возможностям, связан с предшествующей работой, дети, играя, закрепляли имеющиеся знания, получили позитивные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"

Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...