Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Виноградова Лариса Владимировна

Конспект занятия по закреплению у детей  умения проводить звуковой анализ слова,  делить слова на слоги, составлять предложение из набора слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_-_kopiya.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте.

Старшая группа.

Задачи:

-закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова,  делить слова на слоги, составлять предложение из набора слов

  1. Орг момент

Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.

А теперь, представим, что мы - лучики солнышка. А солнышко, у нас какое?

( Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…)

Протяните руки вперед и, как «солнечные лучики», соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

Утром нам от кого-то пришло письмо. 

Коль про чудо весь свой век
Пишет этот человек,
Вы должны, конечно, знать,
Как писателя назвать. (Сказочник)

Злая ведьма похитила Доброго Сказочника и заперла его на окраине Волшебного города в каменном замке, там, куда даже солнечным лучам трудно пробиться. Ведьма освободит его, если у него будут 5 фишек, собрать которые можем только мы, выполнив её задания.

Отправимся на помощь?

письмо

Количество звуков в слове

  В Волшебном городе живут Звуки, которые любят играть . Ведьма считает, что мы еще  маленькие и так играть не умеем, поэтому с ее заданием точно не справимся: надо составить короткие и длинные слова. Чем отличаются короткие слова от длинных?

 Назовите короткие слова.  Назовите длинные слова.

фишка

Мяч

1 фишка

Первый звук в слове

Пройдет за стол тот, чье имя начинается на звук …

Звуковой анализ слова

А вот и новое задание. Как вы думаете, что надо сделать? Составьте  схему к слову «лиса». Ксюша у доски.

Найдите схему к слову «кот» (сам-я работа)

Какую схему выбрал  Рома? Кто согласен?  Снежана, расскажи, почему выбрала вторую  схему.

2, 3 фишка

Листы со схемами

Деление слова на слоги

У вас есть друзья? Гласные и согласные звуки тоже дружат. И когда они собираются вместе, получается слог.  А из слогов получается слово, например, название животного.  В зоопарке Волшебного города произошла беда: Ведьма стерла  все дорожки к домикам животных, и они теперь  не  могут попасть в свои домики. Нужна ваша помощь. Надо посчитать, сколько слогов в названии животного и поселить его в домик с соответствующей цифрой.  

Картинки (игрушки) животных детям

Домики с цифрами 1,2,3

4 фишка

Составление предложения

Вот и замок. Ворота в замок открываются лишь тогда, когда правильно подобран пароль. Есть подсказка: надо построить предложение из слов. Ларик будет словом  «дружные» ,  Нелли – «ребята» , Настя – «спасут», Милана –«Сказочника». Постройте предложение.  Правильно? Какое слово первое, вторе, четвертое, третье?

фишка

А вот и сам Сказочник!

5 фишка

Слова со звуком

5 фишек мы собрали, Сказочник теперь свободен, а он нам за это дарит свою сказку.

«Стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни животные, ни птицы. Лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что же в ней находится. Первым проползло через щелочку то насекомое, в названии которого был звук [к]. Кто это был? (Комар, мотылек.) Затем насекомые со звуком [у] (муха, паук, гусеница), со звуком [с] (оса, стрекоза), со звуком [м] (муравей, еще одна муха).,Вдруг подползло насекомое с коротким названием. Догадались, кто это? (Жук.) Слово «жук» короткое, потому что в нем мало звуков. Вслед за ж уком в избушку стали проникать насекомые, названия которых были длинные. (Бабочка, саранча, еще одна гусеница, стрекоза, мотылек и муравей...)

Оказались все они в избушке, видят - посреди стол стоит и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Мухи-цокотухи хозяйничать начали, всех чаем угощать. Напились чаю, истории друг другу рассказывать стали. А потом домой расползлись».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект интегрированного занятия непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе 6-7лет «Что? Где? Когда?»

Цель НОД: овладение речью как средством общения и культуры, совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте посредством закрепления способности ребён...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»

продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...