Конспект интегрированного занятия непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе 6-7лет «Что? Где? Когда?»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Калайчева Медули Давидовна
Цель НОД: овладение речью как средством общения и культуры, совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте посредством закрепления способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №193»

Конспект интегрированного занятия непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению

грамоте в старшей группе 6-7лет

«Что? Где? Когда?»

                                             Выполнила:  

                                    воспитатель

                                    Калайчева Медули Давидовна

                                                Иваново 2018

Цель применения ИКТ: повышение эффективности образовательного процесса.

Обоснование целесообразности применения ИКТ: повышение уровня речевой активности; внесение разнообразия в образовательную деятельность; использование яркой, интересной, современной формы представления и закрепления информации; поддержание внимания и мотивации к деятельности у детей.

Цель НОД: овладение речью как средством общения и культуры, совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте посредством закрепления  способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков.

Задачи приоритетной образовательной деятельности

Речевое развитие:

  • сформировать стремление у детей стремление к аналитико-синтетической деятельности;
  • совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  • закрепить умение  анализировать  слоговую структуру слова: определять порядок слогов в словах, выделять ударный слог, объединять слоги в слова;
  • развивать  связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и предложения;
  • отгадывание ребусов с использованием ранее полученных навыков;
  • обогащать речи пословицами.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.

Познавательное развитие:

  • закреплять  умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • совершенствовать приобретённый  в совместных видах деятельности опыт физического экспериментирования;
  • развивать пространственное мышление, конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости.

Физическое развитие:

  • способствовать приобретению опыта в двигательной деятельности, направленного на развитие координации движения;
  • развивать произвольные движения рук, крупную и мелкую моторику.

Социально – коммуникативное развитие:

  • воспитывать умение работать в группе, в парах.
  • воспитывать желание и умение доброжелательно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в совместной игровой деятельности.
  • развивать  самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию, готовность прийти на помощь;

Художественно – эстетическое развитие:

  • развивать эстетическое восприятие окружающей действительности;

Предпосылки УД:

  • личные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности;
  • коммуникативные – умение слушать взрослого и отвечать на вопросы; участвовать  в совместной деятельности;
  • регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
  • познавательные – умение  выделять существенные признаки объектов окружающего мира.

Планируемый результат НОД: ребёнок проявляет самостоятельность и инициативу в разных видах деятельности – игре, общении, активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками; он  владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания  в ситуации общения; у  ребёнка сформированы умение составлять предложения, делить слова на слоги, определять их количество и последовательность в слове, находить ударный слог; ребёнок владеет навыком звукового анализа, умеет читать отдельные слова и предложения имеет представления о литературных жанрах;  у него складываются предпосылки к грамотности; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности, может контролировать свои движения и управлять ими; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

Оборудование для педагога: ноутбук, интерактивная доска, презентация «Сказочные герои», аудио запись Е. Железновой «Вот так холод, вот мороз», «Буратино», «Сказка».

Оборудование для детей: конверты с письмами, игровое поле, волчок, письма от сказочных героев. Дидактический материал для игры «Чей домик»: магнитная доска, картинки (домики, звери), карточки (символы звуков, слов, буквы). Дидактический материал для игры «Составь слово»: слоги, ребусы. Дидактический материал для игры «Опыты»: магнит,  скрепка, стаканчик, воздушный шар, шерстяная тряпочка, яйцо, соль, пластмассовые ложки, объемы для воды. Дидактический материал для игры «Летательный аппарат»: разрезные картинки-ракеты.

         Деятельность воспитателя

            Деятельность детей

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель этапа: создание положительной мотивации к проведению образовательной деятельности  и на помощь сказочным героям.

Цель этапа: включение в образовательную деятельность, развитие речевых навыков.

Дети входят в зал под музыку. В зале установлено интерактивное оборудование

Ребята, а что вы любите больше всего делать?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Что? Где? Когда?».

Играть, слушать сказки.

Мы согласны.

Подойти, пожалуйста, к игровому полю. Сегодня в  конвертах на игровом поле лежат письма  от сказочных героев, которым нужна ваша помощь. Вы готовы им помочь?

Да.

Уважаемые знатоки, с вашего позволения я буду ведущей этой игры. Для начала, я предлагаю вам, выбрать капитана.

Право вращать волчок первому предоставляется капитану команды.

Дети выбирают капитана команды. Капитан вращает волчок.

Стрелка указывает на конверт с геометрической фигурой. Дети называют её и передают конверт ведущему (воспитателю).

Основная часть (содержательно – деятельный этап)

Цель этапа: обобщение, закрепление и тренировка  навыков приобретённых  детьми, развитие  их умений рассуждать и логически мыслить.

Цель этапа: закрепление умений и навыков и их использование.

Мотивация к игре. Игровая    деятельность – дидактическая игра

«Составь слово»

Цель: закрепление умения анализировать слоговую структуру слова, определять порядок слогов в словах, выделять ударный слог, составлять слово из слогов.

Посмотрим на наш волшебный экран, кто же нам отправил это письмо? На экране скрипичный ключ.

Ребята, это волшебный экран приготовил нам музыкальную подсказку, давайте воспользуемся ею для того, чтобы узнать   какой сказочный герой  отправил вам письмо.

Звучит песня «Буратино».

Песня перестаёт звучать на словах «Как его зовут?»

 Показ слайда  из сказки А. Толстого «Буратино».

Давайте послушаем его обращение к вам.

 « Уважаемые знатоки! Помогите, пожалуйста, помогите справиться с заданием, которое задала мне Мальвина. Внимательно послушайте его: «Составьте слова, которые начинаются со слога из моего имени и слогов из оставшихся букв, а также определите ударный слог в составленном слове».

 Для начала, я предлагаю вам определить, сколько слогов в слове  «Буратино».

 А знатоков за столом?

А это значит, что?

Я с вами солидарна. Тогда давайте приступим к выполнению задания.

Молодцы ребята, вы справились!

Цель: использование полученных навыков и умений по слоговому анализу структуры слова.

Дети слушают песню и делают вывод:

Дети хором поют -  Бу-ра-ти-но.

Первый сказочный герой Буратино.

Дети слушают обращение Буратино.

Дети отвечают.

 Слогов в слове четыре. Бу – ра – ти – но.

 Нас восемь знатоков.

 Дети логически рассуждают, делают  вывод:

- Нам надо будет поработать в парах, что – бы никому не было обидно.

Дети  наугад выбирают конверты, достают слоги  и составляют слова. Читают слова, выделяют ударный слог.

БУ – РИ –ТА – ТОН

БУТОН

РА – БА – ТУ – НО

РАНО

ТИ – ОБ – НА – РУ

ТИНА

НО – БИ – УР – ТА

 НОТА

Игрок  вращает волчок.

Стрелка указывает на конверт с геометрической фигурой.

Мотивация к игре. Игровая деятельность – дидактические  игры

 «Ребусы», « Чей домик».

Цель: совершенствование у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова, навыка звукобуквенного анализа ,  развитие   мышления и речи.

Давайте посмотрим, что покажет нам волшебный экран, из какой же сказки это послание. На экране знак вопроса.

Что – то с этим посланием не так. Давайте заглянем в конверт.

Ой, ребята, посмотрите, здесь лежит карточка с картинками, вместо названия сказки.  Как же нам быть?

Я надеюсь, вы правы, давайте пробовать.

Посмотрим на волшебный экран, верно ли  вы составили название сказки?

(на экране слайд из сказки «Теремок»).

Всё верно.

Цель: отгадывание ребусов с использованием ранее полученных навыков, отработка умения проводить полный, звукобуквенный анализ, правильное согласование в роде и числе порядковых числительных и существительных.

 

Нам надо выделить первый звук в названии картинок, выложить соответствующие им буквы, так мы сможем расшифровать это слово.

Дети читают составленное слово «Теремок».

Ребята, внимательно послушайте обращение героев сказки.

«Уважаемые знатоки! Мы герои сказки «Теремок» обращаемся к вам с просьбой расселить нас по домикам, которые нам построили жители нашего леса, но не подписали их, а повесили таблички со  схемами. Мы надеемся, что вы нам поможете»

Ребята, а что это - за схемы?

Ребята, чтобы узнать, кому какого  героя поселить в домик,  возьмите, пожалуйста, по карточке.

Надо же. А ведь на карточках ребусы, а названий героев нет. Как же нам быть?

А теперь, подскажите, пожалуйста, для того, чтобы понять, кого в какой домик поселить, что вам надо сделать?

 

Ребята, кого из героев этой сказки вы ещё не поселили в пустующий домик?

А как вы думаете, кого нужно поселить в  пятый домик?

Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с таким непростым заданием.

На домиках звуковые схемы.

Дети наугад разбирают карточки с ребусами (названия животных).

Нам надо расшифровать ребусы.  Для этого надо заменить нужные буквы и прочитать слова.

Дети расшифровывают ребусы в парах.

         А

ЛИ С Т             Л И С А

      Л

ВОС К              В О Л К

     Ы

М О Ш К А      М Ы Ш К А

М

Ш И Ш К А      М И Ш К А

Дети читают название своего сказочного героя, выкладывают его  из букв.

Нам надо провести звуковой анализ названий зверей, а затем поселить их в домики с такой же схемой.

Дети проводят последовательный звуковой анализ названий зверей, используя условные обозначения – квадраты красного, зелёного, синего и цвета. А затем поселяют их в домики с такой - же звуковой схемой.

ЛИСА (зе кр  си  кр) В слове «лиса» четыре звука. Первый звук в этом  слове [Ль] мягкий согласный звук, поэтому я его обозначил карточкой зелёного цвета, она обозначает мягкий согласный звук. Второй звук [О], он гласный звук и я его обозначил карточкой красного цвета, она обозначает гласный звук. Третий звук [С] в слове «лиса» твёрдый согласный, я его обозначил синей карточкой, а четвёртый звук [А], как и второй звук, гласный и его я обозначил красной карточкой. Это  значит, что в домике с  такой же схемой нужно поселить лису.

ВОЛК (си  кр  си  си) В слове волк четыре звука.

Первый звук [В] твёрдый согласный, он обозначается синей карточкой. Второй звук [О] гласный, он обозначается красной карточкой. Третий [Л] и четвёртые [К] звуки, твёрдые согласные и обозначаются синими квадратами. В домик с такой звуковой схемой нужно поселить волка.

МЫШКА (си кр  си си кр) В слове мышка пять звуков.

Первый звук [М] твёрдый согласный, он обозначается синей карточкой. Второй звук [И] гласный, он обозначается красной карточкой. Третий [Ш] всегда твёрдый согласный и обозначается синей карточкой.

Четвёртый звук [К] твёрдый согласный, его нужно обозначить  карточкой синего цвета. Пятый звук [А] гласный, его следует  обозначить красной карточкой.

Мишка(зе кр си си кр)В слове мишка пять звуков. Первый звук [Mь] мягкий согласный, я его обозначил зелёным квадратом.  Второй звук [И] гласный, я его обозначил красным квадратом. Третий звук [Ш] всегда твёрдый, я его обозначил квадратом синего цвета, четвёртый звук [К] тоже твёрдый и я его обозначил синим квадратом. Пятый звук [А] гласный, обозначил квадратом красного цвета. В домик с такой  схемой я поселю мишку.

Мы не поселили зайца и лягушку.

Поселить надо зайца, потому что он обитатель леса, а лягушка предпочитает жить у водоема.

Игрок вращает волчок.

Стрелка указывает на конверт с геометрической фигурой.

Ведущая кладёт конверт с скрипичным ключом, «Музыкальная пауза».

Ребята, музыкальную паузу вам приготовили два весельчака, братец Мороз Синий нос и братец Мороз Багровый нос. Но прежде, вам надо ответить на два вопроса от братьев:

К какому литературному жанру относится высказывание:

«Мороз не велик, а стоять не велит»

Как вы думаете, почему в народе так говорят?

Этот жанр литературного творчества называется пословица.

В народе говорят, «Мороз не велик, а стоять не велит!» потому что, долго  стоять на морозе нельзя, можно замёрзнуть, а если двигаться, то сразу согреешься.

Физкультминутка. Е. Железновой «Вот так холод,  вот мороз»

Цель: формирование положительных эмоций, потребности в ежедневной двигательной активности, выполнение различных упражнений под музыку.

 Тогда я вам предлагаю немного отдохнуть и подвигаться. (Включается запись «Вот так холод, вот мороз».)

Вот так холод, вот мороз,

Больно щиплет нос. (2 раза)

Чтоб скорей его согреть,

 Надо потереть сильней.

Чтоб скорей его согреть,

 Потереть сильней.

Будем ножки согревать,

Прыгать и скакать.  (2 раза)

Очень холодно стоять,
Ножки стали замерзать.

Очень холодно стоять,
Стали замерзать.

Крепче стал мороз никак,

Мёрзнем стоя так.  (2 раза)

Нам пора бежать бегом,

Нам нельзя идти пешком.

Нам пора бежать бегом,

Нельзя идти пешком.

Чтобы руки согревать,

Будем мы махать  (2 раза)

И  ладошки будем бить,

И локтями шевелить.

И  ладошки будем бить,

Локтями шевелить.

Мы на месте не стоим,

Мы бежим, бежим  (2 раза).

Чтоб согреться побыстрей,

Надо нам бежать быстрей

Чтоб согреться побыстрей,

Побежим быстрей.

Дети принимают игровую мотивацию, встают в круг.

Цель: выполнение движений по тексту.

Хлопают в ладоши.

Дотрагиваются до носа.

Трут нос указательным пальцем

Прыгают

Скользящими движениями, растирают ноги, прыгают.

«Дрожат»

Бегут на месте.

Машут руками

Хлопают в ладоши.

Хлопают локтями по бокам.

Бегут на месте

Бег врассыпную.

Стрелка указывает на очередной конверт.

Мотивация к игре. Игровая    деятельность – дидактическая игра «Опыты».

Цель: совершенствование приобретённого в совместных видах деятельности опыта физического экспериментирования.

На экране появляется Незнайки из сказки «Приключения Незнайка».

Ребята, вы узнали сказочного героя? Вы хотите узнать, что он вам пишет?

«Уважаемые знатоки. Мне очень хочется стать членом кружка «Юные экспериментаторы».  Но для этого, мне надо провести несколько опытов. Подскажите, пожалуйста, как это сделать:

-вытащить скрепку из воды, не промочив рук;

-чтобы яйцо в стакане с водой всплыло;

-чтобы листочек сухой бумаги, прикреплённый ко дну стакана, не промок, при полном его погружении в воду.

-«приклеить» воздушный шарик к ровной, вертикальной поверхности, без клея и скотча. Я очень жду вашей подсказки. Незнайка»

Цель: экспериментирование.

Это Буратино.

Да, хотим.

Дети демонстрируют опыты и делают выводы.

Приложить магнит к стенке стакана с наружной стороны и двигать её вверх. Скрепка притянется к магниту и будет перемещаться за ним. Так можно вытащить скрепку не промочив рук.

В стакане нужно растворить соль, в результате яйцо всплывёт, так как частички соли будут поддерживать яйцо на плаву.

Нужно перевернуть стакан с листочком бумаги на дне (листочек прикреплён ко дну стакана пластилином) и вертикально опустить в воду. Воздух, который был в стакане, не позволит промочить бумагу.

Воздушный шарик нужно потереть шерстяной тканью, в результате шар намагнитится и «прилипнет к поверхности.

Стрелка указывает на конверт с очередной геометрической фигурой.

Мотивация к игре. Игровая    деятельность – дидактическая игра «Летательный аппарат».

Цель: развитие пространственного и математического мышления, конструкторских навыков, умения моделировать на плоскости.

На экране появляется слайд с персонажем сказки «Незнайка на луне», Пончик. Дети узнают его, и ведущая зачитывает письмо:

«Дорогие знатоки. После того как я побывал на Луне, мне очень хочется побывать на четвёртой по счёту планете Солнечной системы. Не могли бы вы мне, конструировать летательный аппарат? Пожалуйста!

Пончик».

Ребята, а как называется, четвёртая по счёту планета Солнечной системы?

А на чём можно долететь до Марса?

Вы готовы помочь Пончику?

Цель: анализ изображения, моделирование из разрезных фигур, летательного аппарата, ракеты.

Она называется Марс или «красная» планета.

На ракете.

Да, готовы.

Дети из разрезных картинок конструируют ракеты.

Заключительная часть

Цель: подведение итога НОД, снятие эмоционального и умственного напряжения, мотивация детей на дальнейшую самостоятельную деятельность вне рамок НОД.

Вот и закончилась наша игра. Ребята, если вам было интересно встретиться со сказочными героями, похлопайте в ладоши. Какое из поручений вам было интереснее выполнять, а какое было сложнее?

Ребята, посмотрите, на игровом поле еще осталось несколько писем, но этого количества недостаточно для следующей игры «Что? Где? Когда?». Я предлагаю вам, вместе с родителями, придумать вопросы, задания, игры, физкультминутки и т. п. и мы их задействуем в следующей игре. Согласны?

Я хочу поблагодарить вас за то, что вы такие отзывчивые, находчивые, внимательные, просто МОЛОДЦЫ! Ребята, персонажи сказок, не сомневались, в том, что вы сумеете им помочь, и в благодарность, отправили вам, коробочку с подарками, загляните в неё.

 Звучит музыка, воспитатель раздаёт подарки.

Ребята, я надеюсь, что у вас сейчас очень хорошее настроение, и с таким настроением я вам предлагаю подняться на группу и позаниматься тем, что вам будет интересно.

Звучит спокойная музыка.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности,

получение положительных эмоций.

Дети высказывают своё мнение

Дети по желанию могут поиграть, порисовать, потанцевать, просто расслабиться.

Информационные ресурсы:

1. «От рождения – до школы» - Примерная образовательная  программа дошкольного образования - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

2. «Развитие речи в детском саду»: Подготовительная  к школе группа. В.В. Гербова; - М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,  2016.

3. «Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет» Е.В. Колесникова.- Изд.3-е, перераб./Е.В. Колесникова. – М.: Ювента 2016.

4. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» Максимова А.И. М.,2010.

5. «Конструирование из строительного материала»: подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,  2016.

6. «Детское экспериментирование» Старший дошкольный возраст. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

7.Музыкальное сопровождение http://muzofon.com/.

8. Картинки для презентации http://images/. yandex.ru/.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

Открытое занятие в подготовительной группе с использованием интерактивной доски...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»

продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...