Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Медвежонок в гостях у ребят»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Соколова Наталия Викторовна

продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять умение подбирать слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Медвежонок в гостях у ребят»28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

в старшей группе

«Медвежонок в гостях у ребят»

подготовила воспитатель

Соколова Наталия Викторовна

п. Таёжный

2015 год

Программное содержание: продолжать учить проводить звуковой анализ слова «мишка», различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять умение подбирать слова с заданным звуком.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Формы работы:решение проблемной ситуации, диалог, игры с правилами.

Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

Демонстрационный материал: игрушка мишка, карточка со схемой слова из пяти звуков, фишки зеленого, синего, красного, черного цвета, муляжи фруктов, корзинка.

Раздаточный материал: карточки со схемой слова из пяти звуков, фишки зеленого, синего, красного, черного цвета.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель берет игрушку медведя в руки.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости.Он что-то сердитый. Давайте прочитаем для него стихотворение, чтобы он не сердился.

Дети произносят слова:

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой.

Летом ягоды жуёт,

Дикий мёд у пчёл берёт,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь медведь.

Воспитатель: Ребята, улыбнемся Мишке, чтобы он не сердился, и тихонько сядем за свои рабочие места.

Воспитатель.Ой, какой ты проказник, Мишутка! Посиди с нами на занятии, много нового и интересного узнаешь. Присаживайся, пожалуйста, на почетное место, вот сюда, на красивый стульчик.

Воспитатель.Мишутка наш совсем успокоился, уже не рычит. Чтобы он совсем развеселился, давайте, скажем, с какого звука начинается его имя.

Дети.Со звука «Мь».

Воспитатель. Правильно, молодцы. С этого звука начинается много слов.Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука «Мь».

Дети. Мёд, мел метро, медведь, мина, мех, миска, мягкий, мешок, метеорит, меркурий.

2 Звуковой анализ слова Мишка.

Воспитатель.Сейчас мы с вами узнаем, какие звуки живут в слове «мишка».Но, чтобы Мишка не рычал, мы его имя разберем на звуки и слоги.

Воспитатель.Сколько звуков в слове «мишка»?

Дети: В слове «мишка» 5 звуков.

Воспитатель.Какой первый звук в слове «мишка»?

Дети. Первый звук в слове «мишка»?

Дети. Звук «Мь».

Воспитатель. Какой звук «Мь» в этом слове?

Дети. Звук «Мь» мягкий, согласный.

Воспитатель. Правильно, молодцы! Фишкой, какого цвета обозначим этот звук?

Дети. Фишкой зеленого цвета.

Воспитатель. Какой второй звук в слове «мишка»?

Дети. Второй звук «И».

Воспитатель. Какой это звук?

Дети. Это гласный звук.

Воспитатель. Фишкой, какого цвета обозначим этот звук?

Дети. Фишкой красного цвета.

Воспитатель. Какой третий звук в слове «мишка»?

Дети. Третий звук «Ш».

Воспитатель.Какой это звук?

Дети. Согласный звук.

Воспитатель. Фишкой, какого цвета обозначим этот звук?

Дети. Фишкой синего цвета.

Воспитатель.Что мы знаем о звуке «Ш»?

Дети.Он всегда твердый.

Воспитатель. Да, верно звук «Ш» – это твердый, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. Какой еще всегда твердый звук вам известен?

Дети. Звук «Ж».

Воспитатель. Молодцы!

Воспитатель. Какой четвертый звук в слове «мишка»?

Дети. Четвертый звук «К».

Воспитатель.Какой это звук?

Дети. Согласный звук.

Воспитатель. Фишкой, какого цвета обозначим этот звук?

Дети. Фишкой синего цвета.

Воспитатель. Какой пятый звук в слове «мишка»?

Дети. Пятый звук «А».

Воспитатель.Какой это звук?

Дети. Гласный звук.

Воспитатель. Фишкой, какого цвета обозначим этот звук?

Дети. Фишкой красного цвета.

Воспитатель. Сколько гласных звуков в слове «мишка»?

Дети. Два гласных звука.

Воспитатель. Какие это звуки?

Дети. Звук «И» и звук «А».

Воспитатель. Сколько согласных звуков в слове «мишка»?

Дети. Три согласных звука.

Воспитатель. Назовите эти звуки?

Дети. Звуки «Мь», «Ш», «К».

Воспитатель.Сколько слогов в слове «мишка»?

Дети. В этом слове2 слога.

Воспитатель.Какой первый слог?

Дети.Первый слог «миш».

Воспитатель. Какой второй слог?

Дети: Второй слог «ка».

Воспитатель.Послушайте, как я скажу слово, чтобы вы в нем услышали ударный гласный звук – «миии*шка». Кто скажет это слово так же, чтобы мы услышали ударный гласный звук?

Дет.«Миии*шка».Ударный гласный звук«и».

Воспитатель.Какую фишку поставим над ударным гласным звуком?

Дети. Черную.

Воспитатель переставляет ударение на звук «А» и предлагает детям сказать слово «мишка» с ударением на звук «А». Какое слово у вас получилось?

Дети. Получилось слово «мишкааа*».

Воспитатель.Как вы думаете, правильно ли так говорить слово «мишкааа»?

Дети. Нет неправильно. Надо говорить «мииишка».

Воспитатель.Молодцы!

Воспитатель.Мишка очень любит играть в разные игры и приглашает вас с ним поиграть, вы согласны.

Дети. Да.

3. Физкультурная минутка.

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку.)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («Доставать» мёд рукой.)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения.)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («Отмахиваться» от пчёл.)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (Слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку.)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (Руки под щеку, наклонить голову.)

4. Игра «Слова – рифмы».

Цель.Определить какой звук чаще всего встречается в словах.

Воспитатель.Посмотрите, мишутка принёс нам конверт. Здесь «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

С другом мы играли в чашки … (в шашки).

Пили чай из белой шашки … (чашки).

Вылезла из норки шишка … (мышка).

На нее упала мышка … (шишка).

Под кустом сидели шишки … (мышки).

На сосне висели мышки … (шишки).

В воздухе летала кошка … (мошка).

Молоко лакала мошка … (кошка).

Воспитатель. Какой чаще звук слышится?

Дети. Звук «Ш».

Воспитатель. Мишка еще приглашает поиграть.

5. Игра «Доскажи словечко».

Цель: учить детей придумывать слова на заданную рифму.

Захотели друзья поиграть,

Стали слова со звуком «Ж» добавлять.

Жу-жу-жу – молока дадим… (ежу).

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же – живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи – в море плавают… (моржи).

Воспитатель. Какой чаще звук слышится?

Дети. Звук «Ж», он всегда твердый согласный.

Воспитатель. Ребята, а эта игра у Мишки самая любимая.

6.«Вкусная игра»

Цель:закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, который стоит в начале, в середине и в конце слов.

Мишутка приглашает детей пойти в сад и собрать фрукты, в названии которых есть звук «А»:

Вы корзиночки берите

В сад фруктовый поспешите,

Соберите для меня

Фрукты все со звуком «А».

Дети собирают в корзинку фрукты, в которых есть звук «А».

Воспитатель. Ребята звук «А» может быть в начале слова, и тогда слова будут начинаться с этого звука (абрикос, апельсин).Звук может находиться в середине слова(мандарин, манго).Иногда звук может быть в конце слова, тогда слова будут заканчиваться этим звуком (груша, слива).

Итог.

Воспитатель. Мишка хочет узнать у вас, в какомслове вы находили звуки?

Дети. Мишка.

Воспитатель.В какие новые игры с Мишкой вы играли?

Дети.«Доскажи словечко», «Вкусная игра», «Слова – рифмы».

Воспитатель.Что больше всего вам понравилось?

Дети. Находить звуки в  слове «мишка» и играть с Мишкой в игры.

Материалы Интернет-сайтов.

  1. http://nsportal.ru/detskii-sad/obuchenie-gramote/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppetema-zvukovaya
  2. http://nsportal.ru/detskii-sad/obuchenie-gramote/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppetema-zvuk-zh
  3. http://nsportal.ru/detskii-sad/obuchenie-gramote/konspekty-zanyatiy-po-obucheniyu-gramote

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект интегрированного занятия непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе 6-7лет «Что? Где? Когда?»

Цель НОД: овладение речью как средством общения и культуры, совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте посредством закрепления способности ребён...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет. Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет.Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки [к] и [к’] в слогах и словах"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамотев подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоты в старшей группе на тему "Изучаем звуки и буквы А У"

Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...