Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет. Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»
план-конспект занятия по обучению грамоте

Бухтиярова Светлана Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

 в комбинированной группе детей 6-7 лет.

Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  

по подготовке к обучению грамоте

 в комбинированной группе детей 6-7 лет.

Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»

Цель. Закрепить знание звуков «Б», «Бь» и буквы «Б».

Задачи.

Коррекционно-образовательные.

 Познакомить детей со звуком Б, Бь, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «согласный звук».

       Учить выделять начальный согласный звук в слогах и словах;

       Познакомить с буквой Б (без установки на запоминание буквы).

Научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Б, Бь.

Учить детей дифференцировать звуки Б, Бь в словах, предложениях и тексте.

Коррекционно-развивающие.

        Развивать дыхание и голос.

Развивать фонематические процессы.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать память и мышление;

Коррекционно-воспитательная.

Воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога, расширять кругозор детей.

Оборудование: проектор, экран для проектора, компьютер, цветные карандаши, прописи, полоски обозначающие слово, фишки синего и зеленого цвета, картина «Петя собирает грибы».

Содержание образовательной деятельности.

 Объявление темы.

Воспитатель. Мы отправимся сегодня в гости к одному нашему знакомому звуку, а вот как его зовут вы догадаетесь сами.

- Вот чей-то дом. Давайте заглянем в домик и может тогда поймём кто тут живёт. Да тут всё спрятано от посторонних глаз, а увидеть спрятанные вещи можно только отгадав загадки.

Загадки.

1. Спиралькою рожки,

Длинные ножки,

Кудрявая шерстка,

Коротенький хвостик,

Боится всего, что творится вокруг,

Чуть что и несутся всем стадом через луг. (бараны)

2. С виду инструмент простой.

Он внутри, совсем пустой.

По бокам обтянут кожей.

На кастрюльку он похожий.

Стукнешь палочкой: «Бам – бам!»

И узнаем… (Барабан)

3. Гость из Африки приехал,

И морозы не помеха,

Пожелтел слегка в дороге,

Чтоб понравиться здесь многим.

Шлёт привет от обезьян

Снятый с пальмы фрукт – (банан)

Воспитатель. Догадались, какой в этом домике живёт звук? (звук «Б») А почему вы так думаете? (потому, что все эти слова начинаются на звук «Б»)

- Молодцы, правильно. Хороший звук, только вот домик у него белый, не красивый. Давайте раскрасим его домик. А чтобы правильно подобрать цвет, нужно определить какой это звук.

Акустико-артикуляционный образ звука «Б».

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука Б с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звука.

Звук Б - согласный, твердый, звонкий.

- Значит мы домик раскрасим в синий цвет. А вот и хозяин дома.

Артикуляция звука «Б» по схеме.

- Зубы участвуют в произнесении звука? (нет).

- Язык участвуют в произнесении звука? (нет).

- А что участвует в произнесении звука? (губы).

- При произнесении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожат. Звук Б — согласный, твердый, как камень и звонкий.

Развитие фонематического слуха. Игра «Найди где спрятался звук «Б».

Воспитатель. Делим слова на слоги и определяем в каком спрятался звук «Б». (шуба, абрикос, булавка)

Акустико-артикуляционный образ звука «Бь».

Воспитатель. А в этом домике кто же живёт? Заглянем во внутрь. И здесь от нас всё попряталось. Отгадаем загадки и узнаем, чей это домик.

Загадки.

1.Своих глаз нет,

А видит далеко. (Бинокль)

2.Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки. (Береза)

3. Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать. (Белка)

- Вы догадались, какой звук живёт в этом домике? (звук «Бь»)

Только и его домик бесцветный, а может раскрасим домик и этого звука. Подскажите, в какую краску возьмём для раскрашивания? Почему?

- Звук Бь - согласный, мягкий, звонкий. Значит красим в зелёный цвет.

А вот и хозяин домика. Он предлагает нам поиграть в прятки.

Артикуляция звуков Бь по схеме.

- Зубы участвуют в произнесении звука? (нет).

- Язык участвуют в произнесении звука? (нет).

- А что участвует в произнесении звука? (губы).

- При произнесении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожат. Звук Бь - согласный, мягкий, как вата и звонкий.

Развитие фонематического слуха. Игра «Найди где спрятался звук «Бь»

Воспитатель. Делим сова на слоги и определяем в каком слоге спрятался звук «Бь».

Физминутка

Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.

Воспитатель.  Наши звуковички предлагают нам размяться.

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Связь звуков и буквы.

Воспитатель.  Наши звуковички хотят показать какой буквой они обозначаются.

Был когда-то полукруг,

К палочке пришёл он вдруг.

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Вот так руки протяните и движенья повторите.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальцы поочередно в кулак) 

Вышел пальчик погулять.

(Указательным пальцем правой руки выполнить круговые движения в центре левой ладони).

Только вышел из ворот - глядь, другой к нему идет.

(К указательному присоединить средний палец) 

Вместе весело идти, ну - ка, третий выходи.

 (Присоединить безымянный палец) 

Вместе встанем в хоровод – вот. (Хлопок. Затем сменить руку) 

Выполнение задания в прописях – штриховка, написание буквы Б.

Дифференциация звука в словах и предложениях.

Воспитатель. Наши звуки опять от нас спрятались. Предлагаю вас сделать звукобуквенный разбор слов и найти их. Первое слово для разбора «БАРАБАН». Считаем сколько звуков в этом слове. Делим слово на слоги. Разбираем слоги по порядку. Записываем слово буквами. Ставим ударение.

Второе слово «БИНТ». Выполняем разбор слова самостоятельно. А теперь посмотрите правильно и выполнили задание.

Упражнение «Чтение слогов по лесенке»

- Ребята, на синей лесенке какой звук Б – мягкий или твердый?

- Ребята, на зеленой лесенке какой звук Бь – мягкий или твердый?

Игра «Мягкий – твердый звук»

Воспитатель. Делимся на две команды. Мальчики – встают, если услышат мягкий звук в словах, Девочки - если твердый.

Составление предложений по картине.

«Запись» графической схемы предложения.

Воспитатель. Наши звуковички спрашивают, умеете ли вы составлять предложения по картине? А я вам ещё предлагаю показать, как мы умеем составлять схемы предложений. (Дети составляют предложения по картине.)

Итог: Какие звуки мы сегодня вспоминали? Дайте им характеристику. Вы запомнили, какой буквой они записываются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте (подготовительная группа)"Страна Красивой речи"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте "Страна Красивой речи".Цели занятия:Образовательные:Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в со...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет "Шипящие согласные звуки".

В ходе непосредственно образовательной деятельности происходит закрепление знаний о гласных   звуках,  о согласных твёрдых и мягких звуках, развивается фонематический слух через выполнение з...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды» Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П

Дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями - одна из сложных тем  при подготовке  детей к обучению в школе. Предлагаемый конспект занятия поможет  учителя...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 лет с использованием технологий: здоровьесберегающая, проблемно-игровая. Тема «Звук и буква У»

Конспект непосредственно образовательной деятельности   по подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 летс использованием технологий: здоровьесберегающая, проблемно-игровая.Тема «Звук...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТЕМА: «Заведём мотор» (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

Данный материал предназначен для знакомства со звуками [р], [рь]; обучения подбора слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти...