Главные вкладки

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Бородулина Елена Викторовна

    Цель:

    Коррекционно-образовательная:

    ·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.

    Коррекционно-развивающая:

    ·         Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

    ·         Развивать общую моторику, мелкую, координацию движений;

    ·         Развивать внимание слуховое и зрительное, память.

    Коррекционно-воспитательная:

    ·         Воспитывать у детей умение слушать друг друга.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_borodulina.docx20.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

    Тема: Гласные звуки и буквы.

    Цель:

    Коррекционно-образовательная:

    • Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.

    Коррекционно-развивающая:

    • Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
    • Развивать общую моторику, мелкую, координацию движений;
    • Развивать внимание слуховое и зрительное, память.

    Коррекционно-воспитательная:

    • Воспитывать у детей умение слушать друг друга.

    Оборудование:

    • Демонстрационный материал:  изображение книжного героя Югорки; слайды с изображениями героев сказки О. Лебедевой «Буровичок Югорка»;   зашумленные изображения букв;  грибы с картинками; корзинки с местом звука в слове; серединки цветов с гласными буквами.
    • Раздаточный материал: пластмассовые буквы А, О, У, И; ягоды с картинками; лепестки цветов с картинками; ребусы на березовых листочках; карточки с картинками и звуковыми схемами.  

    Ход:

    № п/п

    Название этапа

    Содержание этапа

    Организация и ответы детей

    1.

    Организационный момент

    - Ребята, у меня сейчас очень хорошее настроение. Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. А кому еще сейчас радостно, хорошо? Поделитесь с нами.

    - Встаньте в круг и возьмитесь за руки. По очереди пожмем друг другу руки и передадим свое хорошее настроение. Всем будет хорошо и весело!

    Дети стоят в плоскастном кругу.

    2.

    Образовательная ситуация

    - Ребята, как называется край, в котором мы живем? Правильно. Только на нашей югорской земле есть удивительный веселый герой из книжки буровичок Югорка. Чтобы было нам всем весело, давайте оживим  нашего Югорку. Но как и в сказке, для того, чтобы ожил Югорка и превратился в настоящего мальчика, нужно узнать его семь необычных друзей и выполнить их задания. Поможем Югорке?

    - Югра.

    - Да.

    3.

    Основной этап

    - Смотрите, а вот и первый друг Югорки – Белый Олень. Он приготовил вот такое задание: на деревьях наших прекрасных лесов – родины Белого Оленя - спрятались буквы. Скажите, какая буква спрятана на первом дереве, на втором, на следующем, на последнем дереве?

    - Правильно вы узнали буквы. А теперь придумайте слова, начинающиеся с этих звуков: со звука А, У, И, О.

    - Молодцы, ребята, вы справились с заданием первого друга Югорки.

    Дети стоят полукругом у доски.

    - Буква А, У, И, О.

    - Аист, арбуз.

    Утка, удочка.

    Иголка, индюк.

    Облако, осы.

    4.

    Развитие фонематических процессов

    - Еще один друг и помощница – Хозяйка Озер Красавица Аннэ и ее задание:  нужно собрать грибы в нашем лесу. Перед вами буквы, поднимите ту букву, которой заканчивается слово на грибочке: зебра, ведро, двери, кенгуру, пальто, гуси, груша.

    Правильно, ребята. Вот и еще одно задание позади.

    Дети собирают грибы в корзинку, садятся за столы. Поднимают нужную букву (А, О, И, У, О, И, А)

    5.

    Развитие фонематических процессов

    - Это Говорящие Камни – их задание:  надо разложить эти полезные ягоды с наших болот в корзинки, но так, чтобы слова со звуком О в начале слова лежали в первой корзине, со звуком О в середине слова во второй корзине, в конце слова – в третьей корзине. Будьте внимательны, не ошибайтесь.    

         Хорошо, ребята, вы не ошиблись.

    Дети сидят за столами, выходят к доске, прикрепляют ягоды к корзинкам.

    - В слове обруч звук О находится в начале слова и т.д.

    6.

    Физкультурная пауза

    - А вот еще один сказочный герой – Черная Куропатка. Слушайте: она предлагает вам немного отдохнуть. Давайте прогуляемся по лесу:

        Мы пошли по ягоды в дальний лес.

        Видимо невидимо там чудес:

        Мы видали рыжего муравья,

        Повстречали белочку у ручья.

        Отыскали беленький мы грибок,

        Положили бережно в кузовок.

        Ну а спелой ягоды нам не счесть,

        Как домой воротимся – будем есть.

        Мы в лесу гуляли бы до утра,

        Но вот вечер близится – спать пора!

    Разомнем пальчики:

        Этот пальчик в лес пошел.

        Этот пальчик гриб нашел.

        Этот пальчик чистить стал.

        Этот пальчик жарить стал.

        А этот пальчик сел и съел,

        Потому и потолстел!

    - Как хорошо мы отдохнули, но надо прощаться с Куропаткой.

    Дети идут по кругу.

    Руки в стороны.

    Присели.

    Руки вверх.

    «Сорвали грибок»

    Положили в  корзину

    «Собирают ягоды»

    «Едят»

    По кругу.

    Руки под щеку.

    Дети разгибают пальчики на обеих руках.

    7.

    Развитие фонематических процессов

    - А это друг – Певчая Рыба. Она вот какое задание приготовила: соберите правильно лепестки у цветочков. К середине цветка с буквой А подберите лепестки-слова, в которых в середине звук А, с буквой О – слова со звуком О, с буквой У – слова с буквой У.

    Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание.

    Дети выходят к доске, собирают цветы.

    - В слове мак звук А и т.д.

    8.

    Развитие фонематических процессов

    - Смотрите – это Двойная Береза. Вот ее задание: на своих листочках она загадала слова, вы должны их отгадать по первым звукам картинок.

    Молодцы, мы почти у цели.

    Дети стоят у стола, прикрепляют к доске ребусы, говорят слова, загаданные в ребусах.

    9.

    Развитие навыков звукового анализа

    - Узнаете этого героя? Это Старик Север.

    Нужно на карточках определить звуковые схемы, соответствующие картинкам.

    Очень хорошо.

    Дети сидят за столами, выполняют задание.

    10.

    Рефлексивное осмысление

    - Ребята, посмотрите, кто устроил хоровод Югорке?

    - А сколько их? Почему?

    - Справились с задачей?

    - Ребята, вы - молодцы, помогли Югорке, нашли всех друзей и выполнили их задания.

    Чем вы помогли, что делали сегодня?

    - Его друзья.

    - Семь. Нам нужно было узнать его семь необычных друзей и выполнить их задания.

    - Да.

    Дети стоят полукругом, перечисляют задания героев.

    11.

    Оценка

    - Ребята, вы оживили веселого Буровичка Югорку, и он на лыжах едет к нам в гости, чтобы поблагодарить вас за помощь, передать вам на память и удачу свои веселые медальки!

    Дети стоят полукругом перед экраном.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

    Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

    Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

    Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

    Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

    Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...