План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytye_zanyatiya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР
Автор: Сычёва Анастасия Викторовна, учитель-логопед первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №69 «Дюймовочка» комбинированного вида», г. Северодвинск
Тема: Цели: Ход. Оборудование: Карта Страны Красивой Речи. Демонстрационные буквы Щ, Ч, С, кружки зелёного цвета, игрушки: Чебурашка, щенок, куколка Сима, зеркала, схема характеристики звука, символы звуков. Мешочек. Пособие «Звуковая мозаика». Картинки со звуками /щ/, /ч/, /с’/. Картинка: паровоз. Мешочек. Тетради, простые карандаши. Тетради, цветные карандаши, листы с заданием, кассы букв, демонстрационные таблицы с правилами: ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Итог. | Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 1) чётко произносить звуки /щ/, /ч/, /с’/, сравнивать их артикуляционные и акустические характеристики, символы; 2) упражнять в дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/ (изолированных звуков, в слогах, словах, фразах); 3) продолжать формировать фонематические функции: фонематический анализ и синтез (определять недостающий звук, исправлять неправильно названные звуки в слове), фонематических представлений (находить картинки с нужным звуком), слоговой анализ слов с выделением ударного слога; 4) закрепить графемы Щ, Ч, С, правила: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; развивать звукобуквенный анализ и синтез: дописывать недостающие буквы в словах, преобразовывать слоги (чу-щу-сю, ся-ча-ща); 5) упражнять в образовании с существительных помощью суффикса –ищ-; составлении сложноподчинённых предложений с разными союзами. 1.Организационный момент. Развитие фонематического анализа. Логопед: - Сегодня мы снова отправимся в путешествие по Стране Красивой Речи. Чтобы войти в неё, нужно выполнить задание: определить, к каким звукам мы пойдём сегодня в гости. Послушайте стихотворения. Назовите, какие звуки часто встречаются в первом стихотворении: Щёткой чищу я щеночка, Щекочу ему бочочки. (/ч/, /щ/.) Какие часто встречающиеся звуки вы слышите во втором стихотворении: У Симы есть щенок, весёленький щенок. На полу щенок сидит, просит пищи и пищит. (/щ/, /с’/.) 2. Закрепление графем Щ, Ч, С. Сравнение артикуляционных и акустических характеристик звуков, их символов. Дифференциация изолированных звуков. Логопед просит детей назвать буквы, которые выставлены на доске. - Какие звуки они обозначают? (Выставляются символы.) - Как работают органы речи при произнесении звука /щ/, /ч/, /с’/? Что общего у этих звуков? Какие отличия? Логопед знакомит детей с игровыми персонажами, от лица которых далее предлагаются задания. 3. Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ в слоговых рядах: А) из 2 слогов (ча – ща; сё-щё; цу-чу…); Б) из 3 слогов (ча-ся-ща; щу-чу-сю…). Дети повторяют «слоговые дорожки».
А) /щ/ - /ч/ - упражнение «Закончи слово звуком /щ/ или /ч/»: товари- клю- бога- ово- бор- гра- ле- пла- обру- плю- мя- кала- ве- вра- кле- (Логопед называет слово и бросает мешочек ребёнку. Ребёнок возвращает мешочек взрослому, называя получившееся слово.) Б) Упражнение «Повтори пару слов» (последовательность меняется): плач-плащ печать-пищать помещать-помечать щёлка-чёлка горячий-горящий щегол-чехол чётки-щётки точу-тащу В) /с’/ - /щ/ - игра «Звуковая мозаика»: жёлтая фишка – звук /с’/, фиолетовая - /щ/: сила – трещина – сеять – посёлок – ущелье – десять – угощение – щипать – похищать (Дети закрывают фишками квадраты на игровом поле, сравнивают получившийся узор с образцом.) Г) Упражнение «Исправь ошибку»: Косей Бессмертный, клеси, щука, рыщь, сётка, щенок, щекрет, сёки, семена, ящик, щиний, щейф. (Дети находят и исправляют неправильно произнесённые слова.) 5. Развитие фонематических представлений. Игра «Где чьи вещи?». Детям предлагается навести порядок: разложить картинки к игрушкам – Симе со звуком /с‘/, Чебурашке - /ч/, щенку - /щ/. 6. Образование существительных с помощью суффикса –ищ-. Упражнение «Поездка в Страну Великанов». Поездка на паровозе: чу-щу-чу-щу-чу-щу… (движения руками). В этой стране все предметы и существа огромных размеров: рак – рачище щука- хвост- кисель- жук- бык- нос - селёдка- язык- мяч- усы- письмо- паук- калач- гусь- сосиска- хомяк- куча- лисёнок- бусы- волк- ключ- осина- коса- туча- печенье- лиса- роса- 7. Динамическая пауза: логоритмическое упражнение «Котище и щеглёнок». Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ во фразе. Кот и щеглёнок Загадка. Глазищи, усищи, Когтищи, хвостище, А моется всех чище. (Кот.) Щеглёнок выпал из гнезда, /Подняться на носки, руки /вверх; резко присесть. Ему теперь грозит беда: /Наклоны головы в стороны. Котище чёрный рыщет, /Наклоны туловища в /стороны с Птенцов и птичек ищет. / вытягиванием шеи. Щеглёнка видит чёрный кот, / К нему, мурлыча, он идёт, / Ходьба крадучись. Ступает очень мягко / По травке каждой лапкой… / Щеглёнок помощи не ждёт /Приседания. И от отчаянья в полёт! /Прыжок вверх. И вот удача – высота /Взмахи руками - Спасла щеглёнка от кота. /«крыльями». 8. Развитие слогового анализа. Детям предлагается в каждом слове определить количество слогов, нарисовать слоговую схему в тетради и на схеме выделить ударный слог: Чище (__/ __), носище, волчище, часовщик; 2 подгруппа: + щучка, светящийся. 9. Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ в во фразе. Составление сложноподчинённых предложений. Детям предлагается дополнить предложения: Весной солнце греет чаще, поэтому… Чёрный щенок весело запищал, когда… Вася взял пустой ящик, чтобы… Ящерица спряталась под камень, потому что… Ася приготовит вкусное варенье, если… 10. Закрепление правописания: ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. А) «Допиши нужную букву»: -ука, -асы, -има, ро-а, -ум, гу-и. Закрепление правила. Б) преобразование слогов в кассах букв: чу-щу-сю, ся-ча-ща. Какой из звуков /щ/, /ч/ или /с’/ можно протянуть долго, какой произносится быстро? Какой звук называется свистящим, куда упирается язык при его произнесении? Звуки /ч/, /щ/ - шипящие, куда направлен кончик языка? Закрепление правила: ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; правила деления слов на слоги. В слове один ударный слог, т.к. только один ударный гласный звук. Оценка деятельности детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.
Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе образовательной деятельности дети должны: научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;Закрепить представления ...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».
Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки с, сь, буква С».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Закрепить правильное произношение звуков С – Сь научиться различать эти звуки на слух и в произношении;Тренироваться...