Главные вкладки

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
    план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

    Аракчеева Виктория Васильевна, Павловская Елена Викторовна, Сычёва Анастасия Викторовна

    Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytye_zanyatiya.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР

    Автор: Сычёва Анастасия Викторовна, учитель-логопед первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №69 «Дюймовочка» комбинированного вида», г. Северодвинск

    Тема:



    Цели:



















    Ход.

    Оборудование:


    Карта Страны Красивой Речи.















    Демонстрационные буквы Щ, Ч, С,  кружки зелёного цвета, игрушки: Чебурашка, щенок, куколка Сима,

    зеркала, схема характеристики звука, символы звуков.










    Мешочек.















    Пособие «Звуковая мозаика».














    Картинки со звуками /щ/, /ч/, /с’/.





    Картинка: паровоз.





    Мешочек.


































    Тетради, простые карандаши.













    Тетради, цветные карандаши, листы с заданием, кассы букв, демонстрационные таблицы с правилами:  ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.


    Итог.

    Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/.  Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.


    1) чётко произносить звуки /щ/, /ч/, /с’/, сравнивать их артикуляционные и акустические характеристики, символы;

    2) упражнять в  дифференциации звуков /щ/ -  /с’/, /ч/ (изолированных звуков, в слогах, словах, фразах);

    3) продолжать формировать фонематические функции: фонематический анализ и синтез (определять недостающий звук, исправлять неправильно названные звуки в слове), фонематических представлений (находить картинки с нужным звуком), слоговой анализ слов с выделением ударного слога;

    4) закрепить графемы Щ, Ч, С, правила: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; развивать звукобуквенный анализ и синтез: дописывать недостающие буквы в словах, преобразовывать слоги (чу-щу-сю, ся-ча-ща);

    5) упражнять в образовании с существительных помощью суффикса –ищ-; составлении сложноподчинённых предложений с разными союзами.


       1.Организационный момент. Развитие фонематического анализа.

       Логопед: - Сегодня мы снова отправимся в путешествие по Стране Красивой Речи. Чтобы войти в неё, нужно выполнить задание: определить, к каким звукам мы пойдём сегодня в гости. Послушайте стихотворения. Назовите, какие звуки часто встречаются в первом стихотворении:

    Щёткой чищу я щеночка,

    Щекочу ему бочочки.

                       (/ч/, /щ/.)


    Какие часто встречающиеся звуки вы слышите во втором стихотворении:

    У Симы есть щенок, весёленький щенок.

    На полу щенок сидит, просит пищи и пищит.

            (/щ/, /с’/.)

        2. Закрепление графем Щ, Ч, С. Сравнение артикуляционных и акустических  характеристик звуков,  их  символов. Дифференциация изолированных звуков.

            Логопед просит детей назвать буквы, которые выставлены на доске. - Какие звуки они обозначают? (Выставляются символы.)

    - Как работают органы речи при произнесении звука /щ/, /ч/, /с’/? Что общего у этих звуков? Какие отличия?

         Логопед знакомит детей с игровыми персонажами, от лица которых далее предлагаются задания.


        3. Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ в слоговых рядах:

    А) из 2 слогов (ча – ща; сё-щё; цу-чу…);

    Б) из 3 слогов (ча-ся-ща; щу-чу-сю…).

      Дети повторяют «слоговые дорожки».


    1. Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ в словах. Развитие фонематических функций.

    А) /щ/ - /ч/ - упражнение «Закончи слово звуком /щ/ или /ч/»:

    товари-       клю-       бога-       ово-       бор-

    гра-            ле-           пла-        обру-       плю-

    мя-             кала-        ве-          вра-         кле-

        (Логопед называет слово и бросает мешочек ребёнку. Ребёнок возвращает мешочек взрослому, называя получившееся слово.)


    Б) Упражнение «Повтори пару слов» (последовательность меняется):

    плач-плащ            печать-пищать          помещать-помечать

    щёлка-чёлка         горячий-горящий        щегол-чехол

    чётки-щётки         точу-тащу


    В) /с’/ - /щ/ - игра «Звуковая мозаика»:

    жёлтая фишка – звук /с’/, фиолетовая - /щ/:

    сила – трещина – сеять –

    посёлок – ущелье – десять –

    угощение – щипать – похищать

    (Дети закрывают фишками квадраты на игровом поле, сравнивают получившийся узор с образцом.)


    Г) Упражнение «Исправь ошибку»:

    Косей Бессмертный, клеси, щука, рыщь, сётка, щенок, щекрет, сёки, семена, ящик, щиний, щейф.

    (Дети находят и исправляют неправильно произнесённые слова.)


       5. Развитие фонематических представлений.

    Игра «Где чьи вещи?». Детям предлагается навести порядок: разложить картинки к игрушкам – Симе со звуком /с‘/, Чебурашке - /ч/, щенку - /щ/.


     6. Образование существительных с помощью суффикса

    –ищ-.

       Упражнение «Поездка в Страну Великанов». Поездка на паровозе: чу-щу-чу-щу-чу-щу… (движения руками).

    В этой стране все предметы и существа огромных размеров:

    рак – рачище    щука-             хвост-               кисель-

    жук-                   бык-               нос -                  селёдка-    

    язык-                  мяч-               усы-                  письмо-

    паук-                   калач-           гусь-                  сосиска-

    хомяк-                куча-              лисёнок-           бусы-

    волк-                   ключ-            осина-                коса-

    туча-                   печенье-         лиса-                 роса-


      7. Динамическая пауза: логоритмическое упражнение «Котище и щеглёнок». Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ во фразе.

    Кот и щеглёнок

    Загадка.        Глазищи, усищи,

                    Когтищи, хвостище,

                    А моется всех чище.                (Кот.)

    Щеглёнок выпал из гнезда,        /Подняться на носки, руки /вверх; резко присесть.

    Ему теперь грозит беда:        /Наклоны головы в стороны.

    Котище чёрный рыщет,        /Наклоны туловища в                      

                                                      /стороны с

    Птенцов и птичек ищет.        / вытягиванием шеи.

    Щеглёнка видит чёрный кот,        /

    К нему, мурлыча, он идёт,        / Ходьба крадучись.

    Ступает очень мягко                /

    По травке каждой лапкой…        /

    Щеглёнок помощи не ждёт        /Приседания.

    И от отчаянья в полёт!                /Прыжок вверх.

    И вот удача – высота                /Взмахи руками -

    Спасла щеглёнка от кота.        /«крыльями».


       8. Развитие слогового анализа.

    Детям предлагается в каждом слове определить количество слогов, нарисовать слоговую схему в тетради и  на схеме выделить ударный слог:

    Чище (__/  __),  носище, волчище, часовщик;

    2 подгруппа: + щучка, светящийся.


        9. Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ в во фразе. Составление сложноподчинённых предложений.

    Детям предлагается дополнить предложения:

    Весной солнце греет чаще, поэтому…

    Чёрный щенок весело запищал, когда…

    Вася взял пустой ящик, чтобы…

    Ящерица спряталась под камень, потому что…

    Ася приготовит вкусное варенье, если…


       10. Закрепление правописания: ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

    А) «Допиши нужную букву»: -ука, -асы, -има, ро-а, -ум, гу-и. Закрепление правила.

    Б) преобразование слогов в кассах букв:  чу-щу-сю, ся-ча-ща.

     




    Какой из звуков  /щ/, /ч/ или  /с’/ можно протянуть долго, какой произносится быстро? Какой звук называется свистящим, куда упирается язык при его произнесении? Звуки /ч/, /щ/ - шипящие, куда направлен кончик языка?

    Закрепление правила: ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; правила деления слов на слоги. В слове один ударный слог, т.к. только один ударный гласный звук.

    Оценка деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

    конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

    Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

    План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

    конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    данные конспекты разработаны для воспитателей  с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...