План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Аракчеева Виктория Васильевна, Павловская Елена Викторовна, Сычёва Анастасия Викторовна

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_zanyatiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР

Автор: Сычёва Анастасия Викторовна, учитель-логопед первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №69 «Дюймовочка» комбинированного вида», г. Северодвинск

Тема:



Цели:



















Ход.

Оборудование:


Карта Страны Красивой Речи.















Демонстрационные буквы Щ, Ч, С,  кружки зелёного цвета, игрушки: Чебурашка, щенок, куколка Сима,

зеркала, схема характеристики звука, символы звуков.










Мешочек.















Пособие «Звуковая мозаика».














Картинки со звуками /щ/, /ч/, /с’/.





Картинка: паровоз.





Мешочек.


































Тетради, простые карандаши.













Тетради, цветные карандаши, листы с заданием, кассы букв, демонстрационные таблицы с правилами:  ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У.


Итог.

Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/.  Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.


1) чётко произносить звуки /щ/, /ч/, /с’/, сравнивать их артикуляционные и акустические характеристики, символы;

2) упражнять в  дифференциации звуков /щ/ -  /с’/, /ч/ (изолированных звуков, в слогах, словах, фразах);

3) продолжать формировать фонематические функции: фонематический анализ и синтез (определять недостающий звук, исправлять неправильно названные звуки в слове), фонематических представлений (находить картинки с нужным звуком), слоговой анализ слов с выделением ударного слога;

4) закрепить графемы Щ, Ч, С, правила: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; развивать звукобуквенный анализ и синтез: дописывать недостающие буквы в словах, преобразовывать слоги (чу-щу-сю, ся-ча-ща);

5) упражнять в образовании с существительных помощью суффикса –ищ-; составлении сложноподчинённых предложений с разными союзами.


   1.Организационный момент. Развитие фонематического анализа.

   Логопед: - Сегодня мы снова отправимся в путешествие по Стране Красивой Речи. Чтобы войти в неё, нужно выполнить задание: определить, к каким звукам мы пойдём сегодня в гости. Послушайте стихотворения. Назовите, какие звуки часто встречаются в первом стихотворении:

Щёткой чищу я щеночка,

Щекочу ему бочочки.

                   (/ч/, /щ/.)


Какие часто встречающиеся звуки вы слышите во втором стихотворении:

У Симы есть щенок, весёленький щенок.

На полу щенок сидит, просит пищи и пищит.

        (/щ/, /с’/.)

    2. Закрепление графем Щ, Ч, С. Сравнение артикуляционных и акустических  характеристик звуков,  их  символов. Дифференциация изолированных звуков.

        Логопед просит детей назвать буквы, которые выставлены на доске. - Какие звуки они обозначают? (Выставляются символы.)

- Как работают органы речи при произнесении звука /щ/, /ч/, /с’/? Что общего у этих звуков? Какие отличия?

     Логопед знакомит детей с игровыми персонажами, от лица которых далее предлагаются задания.


    3. Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ в слоговых рядах:

А) из 2 слогов (ча – ща; сё-щё; цу-чу…);

Б) из 3 слогов (ча-ся-ща; щу-чу-сю…).

  Дети повторяют «слоговые дорожки».


  1. Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ в словах. Развитие фонематических функций.

А) /щ/ - /ч/ - упражнение «Закончи слово звуком /щ/ или /ч/»:

товари-       клю-       бога-       ово-       бор-

гра-            ле-           пла-        обру-       плю-

мя-             кала-        ве-          вра-         кле-

    (Логопед называет слово и бросает мешочек ребёнку. Ребёнок возвращает мешочек взрослому, называя получившееся слово.)


Б) Упражнение «Повтори пару слов» (последовательность меняется):

плач-плащ            печать-пищать          помещать-помечать

щёлка-чёлка         горячий-горящий        щегол-чехол

чётки-щётки         точу-тащу


В) /с’/ - /щ/ - игра «Звуковая мозаика»:

жёлтая фишка – звук /с’/, фиолетовая - /щ/:

сила – трещина – сеять –

посёлок – ущелье – десять –

угощение – щипать – похищать

(Дети закрывают фишками квадраты на игровом поле, сравнивают получившийся узор с образцом.)


Г) Упражнение «Исправь ошибку»:

Косей Бессмертный, клеси, щука, рыщь, сётка, щенок, щекрет, сёки, семена, ящик, щиний, щейф.

(Дети находят и исправляют неправильно произнесённые слова.)


   5. Развитие фонематических представлений.

Игра «Где чьи вещи?». Детям предлагается навести порядок: разложить картинки к игрушкам – Симе со звуком /с‘/, Чебурашке - /ч/, щенку - /щ/.


 6. Образование существительных с помощью суффикса

–ищ-.

   Упражнение «Поездка в Страну Великанов». Поездка на паровозе: чу-щу-чу-щу-чу-щу… (движения руками).

В этой стране все предметы и существа огромных размеров:

рак – рачище    щука-             хвост-               кисель-

жук-                   бык-               нос -                  селёдка-    

язык-                  мяч-               усы-                  письмо-

паук-                   калач-           гусь-                  сосиска-

хомяк-                куча-              лисёнок-           бусы-

волк-                   ключ-            осина-                коса-

туча-                   печенье-         лиса-                 роса-


  7. Динамическая пауза: логоритмическое упражнение «Котище и щеглёнок». Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ во фразе.

Кот и щеглёнок

Загадка.        Глазищи, усищи,

                Когтищи, хвостище,

                А моется всех чище.                (Кот.)

Щеглёнок выпал из гнезда,        /Подняться на носки, руки /вверх; резко присесть.

Ему теперь грозит беда:        /Наклоны головы в стороны.

Котище чёрный рыщет,        /Наклоны туловища в                      

                                                  /стороны с

Птенцов и птичек ищет.        / вытягиванием шеи.

Щеглёнка видит чёрный кот,        /

К нему, мурлыча, он идёт,        / Ходьба крадучись.

Ступает очень мягко                /

По травке каждой лапкой…        /

Щеглёнок помощи не ждёт        /Приседания.

И от отчаянья в полёт!                /Прыжок вверх.

И вот удача – высота                /Взмахи руками -

Спасла щеглёнка от кота.        /«крыльями».


   8. Развитие слогового анализа.

Детям предлагается в каждом слове определить количество слогов, нарисовать слоговую схему в тетради и  на схеме выделить ударный слог:

Чище (__/  __),  носище, волчище, часовщик;

2 подгруппа: + щучка, светящийся.


    9. Дифференциация звуков /щ/ - /ч/, /с’/ в во фразе. Составление сложноподчинённых предложений.

Детям предлагается дополнить предложения:

Весной солнце греет чаще, поэтому…

Чёрный щенок весело запищал, когда…

Вася взял пустой ящик, чтобы…

Ящерица спряталась под камень, потому что…

Ася приготовит вкусное варенье, если…


   10. Закрепление правописания: ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

А) «Допиши нужную букву»: -ука, -асы, -има, ро-а, -ум, гу-и. Закрепление правила.

Б) преобразование слогов в кассах букв:  чу-щу-сю, ся-ча-ща.

 




Какой из звуков  /щ/, /ч/ или  /с’/ можно протянуть долго, какой произносится быстро? Какой звук называется свистящим, куда упирается язык при его произнесении? Звуки /ч/, /щ/ - шипящие, куда направлен кончик языка?

Закрепление правила: ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; правила деления слов на слоги. В слове один ударный слог, т.к. только один ударный гласный звук.

Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе образовательной деятельности дети должны: научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;Закрепить представления ...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...