Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

 

В ходе образовательной деятельности дети должны:

  1.  научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;
  2. Закрепить представления о мягкости согласных;
  3. Упражняться в различении существительных мужского, женского и среднего рода, научиться соотносить притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ с существительными;
  4. Упражняться в спряжении глаголов в настоящем времени (без 2 лица единственного числа);
  5. Тренироваться в умении составлять предложения по сюжетным картинкам с использованием приставочных глаголов;
  6. Тренироваться в образовании относительных прилагательных от названий деревьев ЛИПА, КЛЕН, ТОПОЛЬ, КАЛИНА и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Й - Ль»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе образовательной деятельности дети должны:

  1.  научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;
  2. Закрепить представления о мягкости согласных;
  3. Упражняться в различении существительных мужского, женского и среднего рода, научиться соотносить притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ с существительными;
  4. Упражняться в спряжении глаголов в настоящем времени (без 2 лица единственного числа);
  5. Тренироваться в умении составлять предложения по сюжетным картинкам с использованием приставочных глаголов;
  6. Тренироваться в образовании относительных прилагательных от названий деревьев ЛИПА, КЛЕН, ТОПОЛЬ, КАЛИНА и др.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Предметные картинки – лимон, лев, лента, олень, тюльпаны, липа, хлеб, клюв, ель, альбом, малина, клетка, линейка, лифт, улитка, поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, калитка, маяк, белье, копейка, юбка, майка, яхта, кофейник, ягоды, мойка, двойка, айва, попугай, баян;
  • Сюжетные картинки на приставочные глаголы от глагола ЛИТЬ (ПОЛИВАТЬ, НАЛИВАТЬ, ВЫЛИВАТЬ);
  • Сюжетная картинка «Дети помогают маме» (при наличии);

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Отгадывание загадок:

Ты рукой его не тронь!

Грива есть, но он не конь.

Нет копыт, а есть клыки

И на лапах коготки. – ЛЕВ

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень. - ЛИМОН

Что же это за девица -

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? - ЕЛЬ

Какой первый звук в словах ЛЕВ? ЛИМОН?  - ЛЬ.

Какой последний звук в слове ЕЛЬ? - Ль

Логопед: Дети, сегодня на занятии мы будем повторять звук Ль и учиться его отличать от других звуков.

2. Произнесение и характеристика звука Ль – согласный, мягкий, звонкий.

Произнесение хором, индивидуально, по цепочке. Наблюдение за артикуляцией.

3. Дифференциация звука Ль и Й на слух:

Игра «Поймай звук» - хлопни в ладоши, если услышишь слог или слово со звуком Ль!

А) в слогах и звуках: ЛЯ, Я, ЛИ, АЛЬ, АЙ, Й, ЛЮ, ЮЛЬ, Ю, ЛЕ, ЕЛЬ, Е …

Б) в словах: елка, яблоко, лед, еж, юг, люди, люк, Юля, Люба, Лена, ела, ель, полено…

4. Игра «Подари картинку кукле Любе».

Из предложенных на панно картинок, выбрать только картинки со звуком Ль и подарить кукле Любе (смотри оборудование), проговаривая по образцу, используя притяжательные местоимения:

Это мой лимон. Я подарю ЛЮБЕ свой лимон.

Это моя липа. Я подарю ЛЮБЕ свою липу.  

Это мое пальто. Я подарю ЛЮБЕ свое пальто.

5. Звуковой анализ и синтез обратных слогов.

АЛЬ, ОЛЬ, УЛЬ, ИЛЬ.

Какой первый звук в этом слоге?  - А

Какой последний звук в этом слоге? Ль

Сколько всего звуков в этом слоге? 2

Выложите фишками слог АЛЬ?

Сколько фишек нужно положить? 2

Какая первая фишка? Вторая? Красная, зеленая. 

Почему вторая фишка зеленого цвета? – Потому что звук Ль – согласный, мягкий.

6. Игра «Попугай ».

Логопед: давайте поиграем в игру «ПОПУГАЙ» - вам надо будет повторить за мной, как попугайчикам, слоговые дорожки.

АЛЬ-ОЛЬ-УЛЬ-ИЛЬ

ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ

ОЛЬ-ИЛЬ-УЛЬ-АЛЬ

ЛИ-ЛЯ-ЛЮ-ЛЁ

 7. Упражнение в употреблении приставочных глаголов от глагола ЛИТЬ:

А) составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов:

Лена поливает тюльпаны.

Коля поливает тюльпаны.

Оля наливает воду в лейку.

Толя наливает воду в лейку.

Люда выливает воду из лейки.

Лёня выливает воду из лейки.

Б) преобразование глаголов единственного числа настоящего времени во множественное:

Лена и Коля поливают тюльпаны.

Оля и Толя наливают воду в лейку.

Люда и Леня выливают воду из лейки.

В) преобразование глаголов множественного числа настоящего времени во множественное число прошедшего времени:

Лена и Коля поливали тюльпаны.

Оля и Толя наливали воду в лейку.

Люда и Леня выливали воду из лейки.

8. Физкультминутка.

Со скороговоркой:

ЕХАЛИ МЫ, ЕХАЛИ, ДО КЛЕНА ДОЕХАЛИ.

КЛЕН МЫ ОБЪЕХАЛИ и ДОМОЙ ПОЕХАЛИ.

Такое же стихотворение с ЛИПОЙ, ЕЛЬЮ, ТОПОЛЕМ.

9. Игра «Скажи правильно» - спряжение глаголов настоящего времени по образцу (исключая 2 лицо единственного числа).

ПОЛИВАТЬ ЛИЛИИ.

Я… поливаю лилии.

Мы … поливаем лилии.

Вы … поливаете лилии.

Он … поливает лилии.

Она… поливает лилии.

Они … поливают лилии.

Тоже самое с глаголами:

ЛЕПИТЬ ОЛЕНЯ.

КЛЕВАТЬ КЛЮКВУ.

10. Составление рассказа по картинке «Дети  помогают маме».  

А) подбор  имен: ТОЛЯ, ЛЕНА, ИЛЮША.

Б)преобразование имен в полные: АНАТОЛИЙ, ЕЛЕНА, ИЛЬЯ.

В) подбор названий деревьев и кустарников со звуком ЛЬ: тополь, липа, клен, калина, малина.

Г) беседа:

Что делает ЕЛЕНА?

Кому помогает ЕЛЕНА?

Что делают Илья и АНАТОЛИЙ?

Чего здесь будет много?

Д) объединение ответов в рассказ, заучивание рассказа:

Дети помогают маме. ЕЛЕНА помогает маме мыть окна. АНАТОЛИЙ и ИЛЬЯ копают ямы. Тут будет много кленов, лип, тополей, калины и малины.

11. Игра «Устроим аллеи в новом саду».

Образование относительных прилагательных от названий деревьев, кустарников:

Аллея из кленов - … кленовая аллея

Аллея из тополей - …

Алеея из лип  - …

Аллея из калин - ….

   

9. Домашнее задание.

Нарисовать картинку выучить рассказ «Дети помогают маме», нарисовать картинку, как ты помогаешь своей маме.

10. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

План-конспект фронтальной логопедической ОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Звуки П , П* и буква П"

​​План-конспектфронтальной логопедической ОДпо обучению грамотев подготовительной группе компенсирующей направленностипо теме  "Звуки П, П* и буква П"...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект подгруппового зянятия по обучению грамоте "Приключения буквы К на космодроме"...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...