План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Аракчеева Виктория Васильевна, Павловская Елена Викторовна, Сычёва Анастасия Викторовна

Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР

Автор: Сычёва Анастасия Викторовна, учитель-логопед первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №69 «Дюймовочка» комбинированного вида», г. Северодвинск

Тема:

Цели:

Ход.

Оборудование:

Карта Страны Красивой Речи.

Игрушка: мышка.

Картинки-медали с изображением мышек из пособия   «Грустный, радостный…»

Зеркала, схема характеристики звука, символы звука,  человечек в синем комбинезоне,  картинки: мышка, воздушные шарики.

Пособие «Поезд», картинки со звуком /ш/ и без него.

Раздаточные символы.

Демонстрационная  буква Ш и другие, пособие «Весёлая азбука», кассы букв

Итог.

Звук /ш/, буква Ш.

1) чётко произносить звук /ш/, определять его артикуляционную и акустическую характеристики, символы; автоматизировать звук /ш/ (изолированный, в слогах, словах, фразе);

2) продолжать формировать фонематический анализ и синтез, умение определять наличие и место звука в слове, упражнять в звуковом анализе слова (шаги) с выкладыванием схемы и выделением ударного слога, ударного гласного звука;

3) упражнять в придумывании предложения с заданным словом;

4) познакомить с графемой Ш, развивать буквенный гнозис (находить букву Ш среди других), звуко-буквенный анализ и синтез (преобразовывать слоги, слова: аш-ваш-наш-наша-каша-Маша);

5) развивать мимическую мускулатуру, умение определять эмоциональное состояние по картинке.

   1.Организационный момент. Развитие слухового внимания.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но пройти в Страну Красивой Речи сможет тот, кто отгадает загадку:

Кто за стенкою шуршит?

Тонким голосом пищит?

Сыр от них не утаишь.

Всем ворам воришка…

          (Мышь.)

   2. Развитие мимической мускулатуры, умения определять эмоциональное состояние по картинке.

  Психогимнастика  «Настроение мышек»: дети выбирают медаль с изображением мышки, описывают её эмоциональное состояние и изображают его. Надев медаль, ребёнок превращается в мышку.

    3. Артикуляционная и акустическая  характеристика звука  /ш/,  его символы. Развитие диафрагмального  дыхания, длительного плавного и прерывистого  речевого выдоха. Автоматизация изолированного звука /ш/.

- Как мышка шуршит бумажкой? (ш-ш-ш.) Какой звук мы слышим? Расскажите про звук /ш/ по схеме-подсказочке, найдите соответствующие символы. Внимание: звук /ш/ - всегда твёрдый согласный!

- Мышки надувают воздушные шарики: «ш-ш-ш-ш». Сдувается шарик, выходит воздух: «шшшшш» (изображают жестами).

 

 4. Автоматизация звука /ш/ в слогах.

Упражнение «Мышки шепчутся». Дети воспроизводят за логопедом слоговые ряды: ша-шо-шу…

  5. Развитие фонематического анализа. Автоматизация звука /ш/ в словах.

         Игра «Поезд»: дети выбирают слова-«пассажиры» со звуком /ш/ и провожают их в вагончики, ориентируясь на схемы места звука в слове.

- Почему на вокзале остались пассажиры без билетов? (В этих словах нет звука /ш/.)

  6. Автоматизация /ш/ во фразе. Составление предложений с данным словом.

  Детям предлагается придумать предложения с любым словом-«пассажиром» из звукового поезда.

  7. Автоматизация звука /ш/ во фразе. Динамическая пауза: логоритмическое упражнение «Мышки».

Мышки

Жили-были мышки        /Пригнуться, руки у груди.

На лесной опушке.        /Встать, руки в стороны.

Жили-были мышки        / Пригнуться, руки у груди.

В маленькой избушке.        /Встать, руки – «крыша».

Мыли мышки ушки,        /По тексту.

Мыли мышки лапочки,/

Наряжались мышки,        /

Надевали тапочки.        /

Вышли мыши как-то раз/Ходьба.

Посмотреть, который час./Повороты в стороны.

Раз, два, три, четыре,        /Поочерёдные движения руками

Мыши дёрнули за гири./сверху вниз.

Вдруг раздался                 /Присесть, уши закрыть

страшный звон!                / руками.

Убежали мыши вон.        /Бег; на свои места.

  8. Развитие фонематического анализа слова.

- Скажите, чего или кого боятся мышки? В ответе должен быть звук /ш/ (кошки, шороха, мышеловки, шума, шагов…)

- Мышки как услышат шаги, так и задрожат от страха. Чтобы вы, мышки, стали веселее и смелее, я вам предлагаю поработать со словом шаги, зашифровать его. (Полный анализ слова.)

                       

 9. Знакомство с буквой Ш, развитие буквенного гнозиса, звуко-буквенного анализа и  синтеза.

А) Звук /ш/  обозначается на письме  буквой Ш. На что она похожа? Из каких элементов состоит? Найдите букву Ш в кассе букв.

Б) Упражнение «Волшебная цепочка». Печатание - преобразование  в кассах букв: АШ-ВАШ-НАШ-НАША-КАША-МАША. (Для детей 1 подгруппы цепочку можно сократить.)

Наелись мышки пшённой каши и стали вспоминать, что узнали во время путешествия по СКР. А кто вспомнит – превращается из мышки в ребёнка.  

С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой всегда этот звук?  Есть ли у него младший братец? Какое задание для вас было трудным? Что понравилось? Почему в «Поезде» поехали не все слова?

 Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.

Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Й - Ль»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе образовательной деятельности дети должны: научиться четко артикулировать и произносить звуки Й и Ль; научиться отличать эти звуки друг от друга;Закрепить представления ...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

Цель: Познакомиться с буквой П, печатать букву П в тетрадях; знать основные отличия звука от буквы. Выделение заданного согласного звука в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста...