Главные вкладки

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Аракчеева Виктория Васильевна, Павловская Елена Викторовна, Сычёва Анастасия Викторовна

    Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР

    Автор: Сычёва Анастасия Викторовна, учитель-логопед первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №69 «Дюймовочка» комбинированного вида», г. Северодвинск

    Тема:

    Цели:

    Ход.

    Оборудование:

    Карта Страны Красивой Речи.

    Игрушка: мышка.

    Картинки-медали с изображением мышек из пособия   «Грустный, радостный…»

    Зеркала, схема характеристики звука, символы звука,  человечек в синем комбинезоне,  картинки: мышка, воздушные шарики.

    Пособие «Поезд», картинки со звуком /ш/ и без него.

    Раздаточные символы.

    Демонстрационная  буква Ш и другие, пособие «Весёлая азбука», кассы букв

    Итог.

    Звук /ш/, буква Ш.

    1) чётко произносить звук /ш/, определять его артикуляционную и акустическую характеристики, символы; автоматизировать звук /ш/ (изолированный, в слогах, словах, фразе);

    2) продолжать формировать фонематический анализ и синтез, умение определять наличие и место звука в слове, упражнять в звуковом анализе слова (шаги) с выкладыванием схемы и выделением ударного слога, ударного гласного звука;

    3) упражнять в придумывании предложения с заданным словом;

    4) познакомить с графемой Ш, развивать буквенный гнозис (находить букву Ш среди других), звуко-буквенный анализ и синтез (преобразовывать слоги, слова: аш-ваш-наш-наша-каша-Маша);

    5) развивать мимическую мускулатуру, умение определять эмоциональное состояние по картинке.

       1.Организационный момент. Развитие слухового внимания.

    - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но пройти в Страну Красивой Речи сможет тот, кто отгадает загадку:

    Кто за стенкою шуршит?

    Тонким голосом пищит?

    Сыр от них не утаишь.

    Всем ворам воришка…

              (Мышь.)

       2. Развитие мимической мускулатуры, умения определять эмоциональное состояние по картинке.

      Психогимнастика  «Настроение мышек»: дети выбирают медаль с изображением мышки, описывают её эмоциональное состояние и изображают его. Надев медаль, ребёнок превращается в мышку.

        3. Артикуляционная и акустическая  характеристика звука  /ш/,  его символы. Развитие диафрагмального  дыхания, длительного плавного и прерывистого  речевого выдоха. Автоматизация изолированного звука /ш/.

    - Как мышка шуршит бумажкой? (ш-ш-ш.) Какой звук мы слышим? Расскажите про звук /ш/ по схеме-подсказочке, найдите соответствующие символы. Внимание: звук /ш/ - всегда твёрдый согласный!

    - Мышки надувают воздушные шарики: «ш-ш-ш-ш». Сдувается шарик, выходит воздух: «шшшшш» (изображают жестами).

     

     4. Автоматизация звука /ш/ в слогах.

    Упражнение «Мышки шепчутся». Дети воспроизводят за логопедом слоговые ряды: ша-шо-шу…

      5. Развитие фонематического анализа. Автоматизация звука /ш/ в словах.

             Игра «Поезд»: дети выбирают слова-«пассажиры» со звуком /ш/ и провожают их в вагончики, ориентируясь на схемы места звука в слове.

    - Почему на вокзале остались пассажиры без билетов? (В этих словах нет звука /ш/.)

      6. Автоматизация /ш/ во фразе. Составление предложений с данным словом.

      Детям предлагается придумать предложения с любым словом-«пассажиром» из звукового поезда.

      7. Автоматизация звука /ш/ во фразе. Динамическая пауза: логоритмическое упражнение «Мышки».

    Мышки

    Жили-были мышки        /Пригнуться, руки у груди.

    На лесной опушке.        /Встать, руки в стороны.

    Жили-были мышки        / Пригнуться, руки у груди.

    В маленькой избушке.        /Встать, руки – «крыша».

    Мыли мышки ушки,        /По тексту.

    Мыли мышки лапочки,/

    Наряжались мышки,        /

    Надевали тапочки.        /

    Вышли мыши как-то раз/Ходьба.

    Посмотреть, который час./Повороты в стороны.

    Раз, два, три, четыре,        /Поочерёдные движения руками

    Мыши дёрнули за гири./сверху вниз.

    Вдруг раздался                 /Присесть, уши закрыть

    страшный звон!                / руками.

    Убежали мыши вон.        /Бег; на свои места.

      8. Развитие фонематического анализа слова.

    - Скажите, чего или кого боятся мышки? В ответе должен быть звук /ш/ (кошки, шороха, мышеловки, шума, шагов…)

    - Мышки как услышат шаги, так и задрожат от страха. Чтобы вы, мышки, стали веселее и смелее, я вам предлагаю поработать со словом шаги, зашифровать его. (Полный анализ слова.)

                           

     9. Знакомство с буквой Ш, развитие буквенного гнозиса, звуко-буквенного анализа и  синтеза.

    А) Звук /ш/  обозначается на письме  буквой Ш. На что она похожа? Из каких элементов состоит? Найдите букву Ш в кассе букв.

    Б) Упражнение «Волшебная цепочка». Печатание - преобразование  в кассах букв: АШ-ВАШ-НАШ-НАША-КАША-МАША. (Для детей 1 подгруппы цепочку можно сократить.)

    Наелись мышки пшённой каши и стали вспоминать, что узнали во время путешествия по СКР. А кто вспомнит – превращается из мышки в ребёнка.  

    С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой всегда этот звук?  Есть ли у него младший братец? Какое задание для вас было трудным? Что понравилось? Почему в «Поезде» поехали не все слова?

     Оценка деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

    Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

    конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

    Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

    План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

    конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

    данные конспекты разработаны для воспитателей  с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...