Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе методологического эскиза.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Прилагается презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_poznanie.docx30.7 КБ
Файл metodologicheskiy_eskiz.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДС «Тополёк» г.Волгодонска

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность

 по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

на основе методологического эскиза.

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Михайленко Н.И.

«Совместное с учителем стремление даёт мир чудесный»

Н. Рерих

Цель: Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать условия для само-выражения, само-реализации, познания себя (как хранителя взрослого опыта);
  • создать условия для формирования чувства первооткрывателя, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • содействовать развитию познавательной активности, заинтересованности, воображения;
  • продолжать работу по развитию лексико-грамматического строя речи;
  • способствовать развитию фонематического анализа и синтеза, фразовой, монологической, диалогической речи;
  • продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности;
  • формировать внимательное отношение к образу буквы, к слову;

способствовать развитию просодической стороны речи (эмоционально и выразительно передавать содержание былины);

  • развивать уважительное отношение к предкам, Отечеству, формируя чувство патриотизма.
  • развивать ассоциативное мышление.

Предварительная работа:

        Игры на развитие воображения  (создавать образ предмета на основе букв).

        Игры на развитие ассоциативного мышления (на основе услышанного сочетания звуков и  слов).

        Игры на развитие звукобуквенного анализа.

        Составление описательного рассказа по картине «Три богатыря».

        Зарисовка схемы-модели по былине «Три поездки Ильи Муромца».

        Пересказ былины «Три поездки Ильи Муромца» на основе схемы-модели.

        Развитие умения составлять короткие изречения по типу: «Доскажи словечко».

        Знакомство с русскими былинами и их  исполнителем «баяном».

        Разучивание слов песни «Богатырская наша сила» (А. Пахмутова, Н. Добронравов) с сопровождающими её движениями.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители!

Дети, представьтесь, пожалуйста.

Дети называют своё имя  и проходят на места.

Логопед: Ребята, все мы знаем, что вы будущие защитники Отечества и готовитесь к этому серьёзно и с желанием, а мы взрослые, вам в этом помогаем. А ведь настоящие богатыри-защитники – это умные и находчивые люди. И вот сегодня я вам предлагаю пройти испытание, где вам понадобится ум, находчивость, воображение и трудолюбие и выполнить богатырские задания.

Занятие сопровождается слайдами презентации

1. Игра:  «Что это? Кто это?».  Ассоциация по звуку.  Слайд 2 (на слайде логопедический «профиль» звука «Б» в графическом изображении)

Ведущий (гость-родитель)  игры получает карточку, на которой написана песенка звука «Б» разным способом и в разном ритме. Взрослый произносит эти сочетания звуков с разной интонацией. Дети слушают эту песенку и определяют или описывают то, что они услышали.

«ББ..ББ..ББ..»   «Брррр.Брррр.Брррр»  «бя-бя-бя»  «бубу – бубу» и т. д

Дети отвечают: «Я услышал, как заводится старая машина…»,  «Я услышал, как дразнится малыш», «Я услышал чьё-то ворчание» и т. д.

Логопед: Как интересно! Ребята, а вы поняли, что это ваше воображение помогло представить  то, что вы услышали?  Расскажите, как образуется  звук «Б».

Дети рассказывают об особенностях артикуляции звука «Б»

 

2. Игра: Найди звук «Б».  Нахождение места звука в слове. Слайд 3

На слайде изображены предметы, в названии которых звук «Б» стоит в разных позициях (бутерброд, бабушка, бусы…)

Логопед:  Назовите слова, в которых звук «Б» стоит в начале слова.

              Назовите слова, в которых звук «Б» стоит в середине слова.

                  Назовите слова, в которых есть два звука «Б».

Дети выполняют задания поочерёдно.

3. Игра: «Дорисуй». Ассоциация-картинка.

Элементы рассказа-описания. Слайд 4  (на слайде картики-ассоциации )

Логопед: Друзья, сейчас вам предстоит выполнить творческое задание: «Дорисуй образ».

Перед вами буква…«Б». Работая над образом,  букву можно разворачивать в любом направлении. Если вам понадобится помощь, попросите её у взрослых.

Логопед: Ребята, что у вас получилось? Кто работал самостоятельно, покажите нам результат.

Дети: Я нарисовал бочку с краном. Она стоит на даче, в неё наливают воду, чтобы поливать грядки с овощами. Это солнышко в небе, а над ним облако.

Дети изображают бабушку, собаку, рыбу, неуклюжего человека с большим животом, грузовую машину  и комментируют свои рисунки.

Логопед: Вот такие фантазёры наши ребята!

4. Игра: «Картинки подружились».  Элементы монологической речи. Слайд 5 (на слайде несколько картинок, нарисованные детьми на подготовительном этапе по подготовке к занятию)

Логопед: Друзья, могли бы ваши картинки-образы подружиться? Придумайте и расскажите одну небольшую  историю, которая могли бы произойти с этими персонажами и предметами.

Дети объединяют в рассказ понравившиеся картинки.

Однажды летом наша семья гостила  у бабушки в деревне. Утром мы с папой решили пойти на рыбалку, а за нами увязалась собака. Мама отправилась в магазин за хлебом, который скоро привезли на грузовике. Мы наловили немного рыбы, и бабушка сварила вкусную уху.

Логопед: Вот такие выдумщики наши ребята!

5. Игра: «Слово в слове». Слайд 6,7 (на слайде картинка «богатырь» и буква Б; слова, которые можно найти в этом слове)

Логопед: Ребята, назовите слова, которые начинаются на звук «Б». Назовите героя русских былин, человека безмерной силы, стойкости, отваги, совершающего военные подвиги.

Дети: Богатырь!

Логопед: Ребята, запишем это слово. Попробуем найти слова, которые в нём спрятались.

Дети: Бог, ты, богат, тор, торг,  рот, гора, бор, бар, рога,  грот, рог, аты-баты.

Несколько слов дети записывают на доске.

Логопед: Очень хорошо, спасибо!

6. Динамическая пауза «Богатырская наша сила» Фонограмма. Слайд 8. (общее фото детей;  затем включается фонограмма, сопровождающаяся эпизодами из мультфильмов о богатырях)

Логопед: Уважаемые гости предлагаем вашему вниманию нашу любимую песню, которую мы покажем по-своему.

Звучит фонограмма А. Пахмутовой и видео на основе мультфильма «Три богатыря»

Дети вместе с логопедом  подпевают и выполняют движения под музыку.

Маршируем на месте

То не грозное небо хмурится - руки сгибаются в локтях и выбрасываются вверх и в стороны

Не сверкают в степи клинки – выпрямленные руки «смотрят» вверх и в стороны

Это батюшки Ильи Муромца – руки на поясе

Вышли биться ученики   -          перекрёстные движениями выпрямленными руками

Маршируем на месте

За победу их ветры молятся  - покачивание туловищем, руки над головой

Ждут их тернии и венцы – переплетены руки перед собой, «корона» из ладони за головой

Разгулялися добры молодцы, - руки разводят в стороны

Распотешились молодцы!  - похлопываем ладонями бёдра, туловище, грудь, плечи

Эх, да надобно жить красиво, - руки разводят в стороны, нога вперёд на пятку, хлопок

Эх, да надобно жить раздольно! – руки в стороны, вторая нога вперёд

Богатырская наша сила – руки  на уровне плеч, локти согнуты

Сила духа и сила воли  – выдох «ХА!», руки согнуты на уровне плеч, кулаки к плечам

Маршируем на месте

7. Слово-перекрёсток. «Богатырь – кто это?». Рисунок-модель.

 Слайды  9,10,11,12,13,14,15,16  (на слайдах изображены картинки о богатырях – богатырь во время сражения, с молодой девушкой, с друзьями, работающий на земле, с друзьями, с врагом, со знаменем)

Логопед: Ребята, вы хотите стать богатырями? Какого человека можно назвать богатырём?

Дети: Богатырь – это человек, который любит свою Родину, умеет защищать свой народ.

Логопед: А кто сейчас может встать на защиту своего народа?

Дети: Солдаты, лётчики, танкисты-военные.

Логопед:  Да, эти воины современные богатыри. Ребята, а о чём говорит вам слово «богатырь»? Это…? О чём вы подумали, что представили,  когда услышали это слово?

Дети:  Богатырь – это тот, кто живёт с Богом в душе, кто богат любовью к своей Родине. Тот, кто сражается, любит свою жену и свой народ, может победить чудище, умеет дружить, работает на земле, всегда побеждает  врага.

Дети, рассматривают слайды и обобщают свои знания о богатыре.

Логопед: Я предлагаю вам создать рисунок-модель, где вы изобразите то, что может быть связано со словом "богатырь", по которому все смогли бы понять кто такой богатырь  (богатырь в центре). По модели можно понять, кто такой богатырь.

Логопед: У вас получились карта-модель.

(Предполагаемый результат: в центре изображения богатырь, лучами от него – изображения – щита, меча, булавы,…)

8. Игра: «Доскажи слово»  Слайд 17 (на слайде изображены – конь, меч, булава, шлем, кольчуга, щит)

Один из детей начинает поговорку о богатыре,  гости заканчивают.

Суть этих фраз зарисована детьми на предварительном занятии.

Дети: У богатыря голова кругла, как… булава.

После боя на печь богатырь положил… меч.

Смело прыгает в огонь Бурушка – богатырский… конь.

Для богатыря в бою подруга – плотная… кольчуга.

Если богатырь попадёт в плен, то не потеряет свой… шлем.

Бой идёт, кулак трещит, богатырю верный друг - …щит!

Фраза для гостей:

Кто из богатырей всех добрей и ему не страшен… змей? (Добрыня)

Логопед: Спасибо, ребята, ваши поговорки были похожи на маленькие стихи. А нас ждёт следующее задание.

9. Игра:  «О чём говорит слово…» Слайд 18 (на слайде показаны синонимы таких слов как – богатырь, земля, враг, победа)

Логопед: Друзья, мы с вами общаемся на русском языке, как и наши богатыри. А каждое слов имеет своё значение, оно нам о чём-то говорит. А о чём нам говорят эти слова? О чём можно подумать, услышав эти слова? Внимание!

Богатырь –  Дети:  высокий и сильный человек, воин, защитник, солдат

Земля –  Дети: матушка, кормилица,  Родина, народ

Враг –  Дети: недруг, захватчик, басурманин, душегуб, разбойник

Победа – Дети: мир, радость, свобода

Логопед: Вот такие слова и многие другие использовал в своих сказках, былинах, рассказах, сказитель, которого называли…

Дети: Баян.

Логопед: Есть ли  у слова «богатырь» родственные слова?

Дети: баю-бай, баюкать, баять.

10. Игра: «Баян» Слайд 19,20,21,22,23 (на слайдах картинки с изображением баяна, зарисовки былины «Три поездки Ильи Муромца» логопедом и  детьми; общее фото около картины Васнецова «Три богатыря»)

 

Пересказ былины «Три поездки Ильи Муромца»

Логопед: Ребята, помните, мы с вами работали над былиной «Три поездки Ильи Муромца»? Расскажите нашим гостям эту былину как будто вы русский сказитель «баян», используйте схему.  

Логопед начинает повествование, а дети, рассказывая поочерёдно, имитируют игру на гуслях.

Жил-был Илья Муромец.  Защищал он землю русскую. Как-то он нашёл камень, а на нём написано: «Направо  пойдёшь – убитым будешь. Прямо пойдёшь – женатым будешь. Налево пойдёшь – богатым будешь».

 Думает Илья Муромец: «Зачем мне налево идти – не нужны мне деньги, а женатым мне, зачем быть, я уже стар. Пойду-ка,  я направо». Здесь он встретил 40 разбойников.  Хотели они Илью ограбить и убить. Илья М. им отвечает: «Что меня грабить, нет у меня денег, только шапка из куницы, седло черкесское, а вот конь бесценный. Рассердились на него разбойники: «Да он над нами насмехается!».  Как взял Илья Муромец шапку с головы – сюда махнул – улица, а туда – переулочек. Взмолился атаман: «Илья Муромец, будь нашим атаманом!». А Илья им отвечает: «Идите к своим жёнам и детям, нечего тут блуждать, богатырскую кровь проливать».

        Поехал Илья Муромец прямо – где женатому быть. Увидел терем, куда его пригласила царевна. Царевна угостила его вином заморским, хлебом пахучим, мясом лебединым, а потом и говорит: «Ты устал с дороги, приляг на кровать». Но Илья Муромец был умный, понял, что кровать с хитростью и бросил на неё царевну. Кровать перевернулась, и открылся погреб.  Закричал Илья Муромец: «Эй, слуги безымянные, несите ключи от погреба!». Слуги отвечают: «Дедушка незнаемый, нет у нас ключей, но мы знаем дорогу в погреб». Дверь погреба была присыпана песком и завалена дубовыми брёвнами. Илья Муромец разгрёб песок руками, а брёвна ногами отодвинул. Вошёл, а там 40 царевичей, 40 богатырей. Илья Муромец им говорит: «Царевичи, идите по своим землям, а вы, богатыри – по своим местам».

        Вернулся Илья Муромец к камню и пошёл туда, где богатому быть. Прошёл три версты, нашёл другой камень, а там написано: «Тот, кто камень отодвинет – богатым будет». Илья Муромец начал двигать камень, а сам в землю ушёл по колено, повернул плечом и отодвинул камень. Достал богатство – золото, серебро, жемчуг, яхонт – погрузил на Бурушку и поехал в Киев. Илья Муромец на эти богатства построил три церкви, остальное раздал вдовам и сиротам.

        Вот такой Илья Муромец – сильный, умный, догадливый.  Он не такой как все, он сначала думает, а потом делает.  Слава русским богатырям!

 Итог.

Логопед: Уважаемые гости и ребята, на этом наше занятие подошло к концу, ребята, я благодарю вас хорошую работу и желаю вам стать богатырями, а значит защитниками своей семьи и нашей Родины.  

Логопед вручает детям памятные наклейки и раскраски.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методологический эскиз Интегрированная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности Учитель-логопед высшей квалификационной категории Михайленко Н. И .

Слайд 2

Ассоциация по звуку - Б…Б… Б… - БББ…БББ…БББ.…

Слайд 3

Найди звук «Б»

Слайд 4

Ассоциация-картинка

Слайд 5

Картинки подружились

Слайд 6

Слово в слове

Слайд 7

Бог, ты, богат, тор, рот, гора, бор, бар, рога, грот, рог, рыба

Слайд 8

Движение под музыку

Слайд 9

Слово - перекрёсток

Слайд 10

сражение

Слайд 11

любовь

Слайд 12

Чудище

Слайд 13

Друзья

Слайд 14

земля

Слайд 15

враг

Слайд 16

победа

Слайд 17

Доскажи слово

Слайд 18

О чём говорит слово… Богатырь – сильный человек, воин, защитник, солдат Земля – матушка , кормилица, Родина, народ Враг – недруг, захватчик, басурманин, душегуб, разбойник Победа – мир, радость, свобода

Слайд 19

Баян - сказитель, сказочник, рассказчик , поэт

Слайд 21

Три поездки Ильи Муромца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и  инструктором по физической культуре)Цели:         Коррекционно-образ...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме “Варежковая сказка!” Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспект  ООД  по познавательному развитию в   подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речиТема: «Решение задач. Вес предметов....