Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе методологического эскиза.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Прилагается презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_poznanie.docx30.7 КБ
Файл metodologicheskiy_eskiz.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДС «Тополёк» г.Волгодонска

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность

 по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

на основе методологического эскиза.

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Михайленко Н.И.

«Совместное с учителем стремление даёт мир чудесный»

Н. Рерих

Цель: Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать условия для само-выражения, само-реализации, познания себя (как хранителя взрослого опыта);
  • создать условия для формирования чувства первооткрывателя, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • содействовать развитию познавательной активности, заинтересованности, воображения;
  • продолжать работу по развитию лексико-грамматического строя речи;
  • способствовать развитию фонематического анализа и синтеза, фразовой, монологической, диалогической речи;
  • продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности;
  • формировать внимательное отношение к образу буквы, к слову;

способствовать развитию просодической стороны речи (эмоционально и выразительно передавать содержание былины);

  • развивать уважительное отношение к предкам, Отечеству, формируя чувство патриотизма.
  • развивать ассоциативное мышление.

Предварительная работа:

        Игры на развитие воображения  (создавать образ предмета на основе букв).

        Игры на развитие ассоциативного мышления (на основе услышанного сочетания звуков и  слов).

        Игры на развитие звукобуквенного анализа.

        Составление описательного рассказа по картине «Три богатыря».

        Зарисовка схемы-модели по былине «Три поездки Ильи Муромца».

        Пересказ былины «Три поездки Ильи Муромца» на основе схемы-модели.

        Развитие умения составлять короткие изречения по типу: «Доскажи словечко».

        Знакомство с русскими былинами и их  исполнителем «баяном».

        Разучивание слов песни «Богатырская наша сила» (А. Пахмутова, Н. Добронравов) с сопровождающими её движениями.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители!

Дети, представьтесь, пожалуйста.

Дети называют своё имя  и проходят на места.

Логопед: Ребята, все мы знаем, что вы будущие защитники Отечества и готовитесь к этому серьёзно и с желанием, а мы взрослые, вам в этом помогаем. А ведь настоящие богатыри-защитники – это умные и находчивые люди. И вот сегодня я вам предлагаю пройти испытание, где вам понадобится ум, находчивость, воображение и трудолюбие и выполнить богатырские задания.

Занятие сопровождается слайдами презентации

1. Игра:  «Что это? Кто это?».  Ассоциация по звуку.  Слайд 2 (на слайде логопедический «профиль» звука «Б» в графическом изображении)

Ведущий (гость-родитель)  игры получает карточку, на которой написана песенка звука «Б» разным способом и в разном ритме. Взрослый произносит эти сочетания звуков с разной интонацией. Дети слушают эту песенку и определяют или описывают то, что они услышали.

«ББ..ББ..ББ..»   «Брррр.Брррр.Брррр»  «бя-бя-бя»  «бубу – бубу» и т. д

Дети отвечают: «Я услышал, как заводится старая машина…»,  «Я услышал, как дразнится малыш», «Я услышал чьё-то ворчание» и т. д.

Логопед: Как интересно! Ребята, а вы поняли, что это ваше воображение помогло представить  то, что вы услышали?  Расскажите, как образуется  звук «Б».

Дети рассказывают об особенностях артикуляции звука «Б»

 

2. Игра: Найди звук «Б».  Нахождение места звука в слове. Слайд 3

На слайде изображены предметы, в названии которых звук «Б» стоит в разных позициях (бутерброд, бабушка, бусы…)

Логопед:  Назовите слова, в которых звук «Б» стоит в начале слова.

              Назовите слова, в которых звук «Б» стоит в середине слова.

                  Назовите слова, в которых есть два звука «Б».

Дети выполняют задания поочерёдно.

3. Игра: «Дорисуй». Ассоциация-картинка.

Элементы рассказа-описания. Слайд 4  (на слайде картики-ассоциации )

Логопед: Друзья, сейчас вам предстоит выполнить творческое задание: «Дорисуй образ».

Перед вами буква…«Б». Работая над образом,  букву можно разворачивать в любом направлении. Если вам понадобится помощь, попросите её у взрослых.

Логопед: Ребята, что у вас получилось? Кто работал самостоятельно, покажите нам результат.

Дети: Я нарисовал бочку с краном. Она стоит на даче, в неё наливают воду, чтобы поливать грядки с овощами. Это солнышко в небе, а над ним облако.

Дети изображают бабушку, собаку, рыбу, неуклюжего человека с большим животом, грузовую машину  и комментируют свои рисунки.

Логопед: Вот такие фантазёры наши ребята!

4. Игра: «Картинки подружились».  Элементы монологической речи. Слайд 5 (на слайде несколько картинок, нарисованные детьми на подготовительном этапе по подготовке к занятию)

Логопед: Друзья, могли бы ваши картинки-образы подружиться? Придумайте и расскажите одну небольшую  историю, которая могли бы произойти с этими персонажами и предметами.

Дети объединяют в рассказ понравившиеся картинки.

Однажды летом наша семья гостила  у бабушки в деревне. Утром мы с папой решили пойти на рыбалку, а за нами увязалась собака. Мама отправилась в магазин за хлебом, который скоро привезли на грузовике. Мы наловили немного рыбы, и бабушка сварила вкусную уху.

Логопед: Вот такие выдумщики наши ребята!

5. Игра: «Слово в слове». Слайд 6,7 (на слайде картинка «богатырь» и буква Б; слова, которые можно найти в этом слове)

Логопед: Ребята, назовите слова, которые начинаются на звук «Б». Назовите героя русских былин, человека безмерной силы, стойкости, отваги, совершающего военные подвиги.

Дети: Богатырь!

Логопед: Ребята, запишем это слово. Попробуем найти слова, которые в нём спрятались.

Дети: Бог, ты, богат, тор, торг,  рот, гора, бор, бар, рога,  грот, рог, аты-баты.

Несколько слов дети записывают на доске.

Логопед: Очень хорошо, спасибо!

6. Динамическая пауза «Богатырская наша сила» Фонограмма. Слайд 8. (общее фото детей;  затем включается фонограмма, сопровождающаяся эпизодами из мультфильмов о богатырях)

Логопед: Уважаемые гости предлагаем вашему вниманию нашу любимую песню, которую мы покажем по-своему.

Звучит фонограмма А. Пахмутовой и видео на основе мультфильма «Три богатыря»

Дети вместе с логопедом  подпевают и выполняют движения под музыку.

Маршируем на месте

То не грозное небо хмурится - руки сгибаются в локтях и выбрасываются вверх и в стороны

Не сверкают в степи клинки – выпрямленные руки «смотрят» вверх и в стороны

Это батюшки Ильи Муромца – руки на поясе

Вышли биться ученики   -          перекрёстные движениями выпрямленными руками

Маршируем на месте

За победу их ветры молятся  - покачивание туловищем, руки над головой

Ждут их тернии и венцы – переплетены руки перед собой, «корона» из ладони за головой

Разгулялися добры молодцы, - руки разводят в стороны

Распотешились молодцы!  - похлопываем ладонями бёдра, туловище, грудь, плечи

Эх, да надобно жить красиво, - руки разводят в стороны, нога вперёд на пятку, хлопок

Эх, да надобно жить раздольно! – руки в стороны, вторая нога вперёд

Богатырская наша сила – руки  на уровне плеч, локти согнуты

Сила духа и сила воли  – выдох «ХА!», руки согнуты на уровне плеч, кулаки к плечам

Маршируем на месте

7. Слово-перекрёсток. «Богатырь – кто это?». Рисунок-модель.

 Слайды  9,10,11,12,13,14,15,16  (на слайдах изображены картинки о богатырях – богатырь во время сражения, с молодой девушкой, с друзьями, работающий на земле, с друзьями, с врагом, со знаменем)

Логопед: Ребята, вы хотите стать богатырями? Какого человека можно назвать богатырём?

Дети: Богатырь – это человек, который любит свою Родину, умеет защищать свой народ.

Логопед: А кто сейчас может встать на защиту своего народа?

Дети: Солдаты, лётчики, танкисты-военные.

Логопед:  Да, эти воины современные богатыри. Ребята, а о чём говорит вам слово «богатырь»? Это…? О чём вы подумали, что представили,  когда услышали это слово?

Дети:  Богатырь – это тот, кто живёт с Богом в душе, кто богат любовью к своей Родине. Тот, кто сражается, любит свою жену и свой народ, может победить чудище, умеет дружить, работает на земле, всегда побеждает  врага.

Дети, рассматривают слайды и обобщают свои знания о богатыре.

Логопед: Я предлагаю вам создать рисунок-модель, где вы изобразите то, что может быть связано со словом "богатырь", по которому все смогли бы понять кто такой богатырь  (богатырь в центре). По модели можно понять, кто такой богатырь.

Логопед: У вас получились карта-модель.

(Предполагаемый результат: в центре изображения богатырь, лучами от него – изображения – щита, меча, булавы,…)

8. Игра: «Доскажи слово»  Слайд 17 (на слайде изображены – конь, меч, булава, шлем, кольчуга, щит)

Один из детей начинает поговорку о богатыре,  гости заканчивают.

Суть этих фраз зарисована детьми на предварительном занятии.

Дети: У богатыря голова кругла, как… булава.

После боя на печь богатырь положил… меч.

Смело прыгает в огонь Бурушка – богатырский… конь.

Для богатыря в бою подруга – плотная… кольчуга.

Если богатырь попадёт в плен, то не потеряет свой… шлем.

Бой идёт, кулак трещит, богатырю верный друг - …щит!

Фраза для гостей:

Кто из богатырей всех добрей и ему не страшен… змей? (Добрыня)

Логопед: Спасибо, ребята, ваши поговорки были похожи на маленькие стихи. А нас ждёт следующее задание.

9. Игра:  «О чём говорит слово…» Слайд 18 (на слайде показаны синонимы таких слов как – богатырь, земля, враг, победа)

Логопед: Друзья, мы с вами общаемся на русском языке, как и наши богатыри. А каждое слов имеет своё значение, оно нам о чём-то говорит. А о чём нам говорят эти слова? О чём можно подумать, услышав эти слова? Внимание!

Богатырь –  Дети:  высокий и сильный человек, воин, защитник, солдат

Земля –  Дети: матушка, кормилица,  Родина, народ

Враг –  Дети: недруг, захватчик, басурманин, душегуб, разбойник

Победа – Дети: мир, радость, свобода

Логопед: Вот такие слова и многие другие использовал в своих сказках, былинах, рассказах, сказитель, которого называли…

Дети: Баян.

Логопед: Есть ли  у слова «богатырь» родственные слова?

Дети: баю-бай, баюкать, баять.

10. Игра: «Баян» Слайд 19,20,21,22,23 (на слайдах картинки с изображением баяна, зарисовки былины «Три поездки Ильи Муромца» логопедом и  детьми; общее фото около картины Васнецова «Три богатыря»)

 

Пересказ былины «Три поездки Ильи Муромца»

Логопед: Ребята, помните, мы с вами работали над былиной «Три поездки Ильи Муромца»? Расскажите нашим гостям эту былину как будто вы русский сказитель «баян», используйте схему.  

Логопед начинает повествование, а дети, рассказывая поочерёдно, имитируют игру на гуслях.

Жил-был Илья Муромец.  Защищал он землю русскую. Как-то он нашёл камень, а на нём написано: «Направо  пойдёшь – убитым будешь. Прямо пойдёшь – женатым будешь. Налево пойдёшь – богатым будешь».

 Думает Илья Муромец: «Зачем мне налево идти – не нужны мне деньги, а женатым мне, зачем быть, я уже стар. Пойду-ка,  я направо». Здесь он встретил 40 разбойников.  Хотели они Илью ограбить и убить. Илья М. им отвечает: «Что меня грабить, нет у меня денег, только шапка из куницы, седло черкесское, а вот конь бесценный. Рассердились на него разбойники: «Да он над нами насмехается!».  Как взял Илья Муромец шапку с головы – сюда махнул – улица, а туда – переулочек. Взмолился атаман: «Илья Муромец, будь нашим атаманом!». А Илья им отвечает: «Идите к своим жёнам и детям, нечего тут блуждать, богатырскую кровь проливать».

        Поехал Илья Муромец прямо – где женатому быть. Увидел терем, куда его пригласила царевна. Царевна угостила его вином заморским, хлебом пахучим, мясом лебединым, а потом и говорит: «Ты устал с дороги, приляг на кровать». Но Илья Муромец был умный, понял, что кровать с хитростью и бросил на неё царевну. Кровать перевернулась, и открылся погреб.  Закричал Илья Муромец: «Эй, слуги безымянные, несите ключи от погреба!». Слуги отвечают: «Дедушка незнаемый, нет у нас ключей, но мы знаем дорогу в погреб». Дверь погреба была присыпана песком и завалена дубовыми брёвнами. Илья Муромец разгрёб песок руками, а брёвна ногами отодвинул. Вошёл, а там 40 царевичей, 40 богатырей. Илья Муромец им говорит: «Царевичи, идите по своим землям, а вы, богатыри – по своим местам».

        Вернулся Илья Муромец к камню и пошёл туда, где богатому быть. Прошёл три версты, нашёл другой камень, а там написано: «Тот, кто камень отодвинет – богатым будет». Илья Муромец начал двигать камень, а сам в землю ушёл по колено, повернул плечом и отодвинул камень. Достал богатство – золото, серебро, жемчуг, яхонт – погрузил на Бурушку и поехал в Киев. Илья Муромец на эти богатства построил три церкви, остальное раздал вдовам и сиротам.

        Вот такой Илья Муромец – сильный, умный, догадливый.  Он не такой как все, он сначала думает, а потом делает.  Слава русским богатырям!

 Итог.

Логопед: Уважаемые гости и ребята, на этом наше занятие подошло к концу, ребята, я благодарю вас хорошую работу и желаю вам стать богатырями, а значит защитниками своей семьи и нашей Родины.  

Логопед вручает детям памятные наклейки и раскраски.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методологический эскиз Интегрированная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности Учитель-логопед высшей квалификационной категории Михайленко Н. И .

Слайд 2

Ассоциация по звуку - Б…Б… Б… - БББ…БББ…БББ.…

Слайд 3

Найди звук «Б»

Слайд 4

Ассоциация-картинка

Слайд 5

Картинки подружились

Слайд 6

Слово в слове

Слайд 7

Бог, ты, богат, тор, рот, гора, бор, бар, рога, грот, рог, рыба

Слайд 8

Движение под музыку

Слайд 9

Слово - перекрёсток

Слайд 10

сражение

Слайд 11

любовь

Слайд 12

Чудище

Слайд 13

Друзья

Слайд 14

земля

Слайд 15

враг

Слайд 16

победа

Слайд 17

Доскажи слово

Слайд 18

О чём говорит слово… Богатырь – сильный человек, воин, защитник, солдат Земля – матушка , кормилица, Родина, народ Враг – недруг, захватчик, басурманин, душегуб, разбойник Победа – мир, радость, свобода

Слайд 19

Баян - сказитель, сказочник, рассказчик , поэт

Слайд 21

Три поездки Ильи Муромца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и  инструктором по физической культуре)Цели:         Коррекционно-образ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме “Варежковая сказка!” Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга...

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспект  ООД  по познавательному развитию в   подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речиТема: «Решение задач. Вес предметов....