Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75

     

    Тема: «Мир технических чудес: бытовая техника».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod.docx28.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75

    Тема: «Мир технических чудес: бытовая техника».

    Образовательная область: «Коммуникация».

    Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»,  «Коммуникация»,  «Здоровье».

    Длительность:  20 – 25 минут

    Цель: Развивать связную речь детей через ознакомление с бытовой техникой

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • Закреплять представления о бытовой технике, её назначении, важности использования  электроприборов в быту.
    • Совершенствовать речь как средство общения. Уточнять и активизировать словарный запас по теме. Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
    • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже).
    • Совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением по опорным картинкам.
    • Автоматизация свистящих звуков во фразовой речи.

    Коррекционно-развивающие:

    • Развивать у детей зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги (располагать изображения предметов по памяти в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение).
    • Развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями, творческое воображение, работать над темпом и ритмом речи.
    • Развивать речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и память, словесно-логическое мышление.
    • Развивать построение высказывания, умение более точно характеризовать предмет, излагать свои мысли понятно для окружающих.

    Воспитательные:

    • Воспитывать доброжелательность, умение играть в различные дидактические игры, согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей.
    • Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения между детьми.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисунков, фотографий, предметных и сюжетных  картин с изображением бытовой техники; Познавательные беседы о русском быте: способе приготовления еды, стирки  и глажения белья; чтение литературных произведений (стихотворений, коротких рассказов) о бытовой технике и беседа по их содержанию.

    Оборудование:  интерактивная доска, магнитная доска, предметные картинки с изображением бытовой техники, Парные карточки «Подбери по смыслу» (презентация - П); запись «Спор электроприборов» (П); Картинки приборов на шею; Игра «Расставь как на схеме» (П); карточки индивидуальные А4 разделенные на 6 квадратов, индивидуальные предметные картинки по теме; мяч; игра «Четвертый лишний» (бытовая техника – двусоставные слова; стол); подарки – наклейки.

    Ход занятия:

    1. Вступительная часть.

    (дети стоят у интерактивной доски полукругом).

     Занятие у нас сегодня необычное. Мы отправляемся с вами в мир технических чудес!

    Как вы думаете, что же это за мир такой -  технический? чудеса?  

    Отгадайте загадки и сами догадайтесь, что это за мир такой,  в который мы попадем:

    Эта прачка-автомат

    Нам стирает всё подряд (стиральная машина)

    1-ый слайд: появляются картинки - отгадки

    Из ковра чистюля-робот

    Тянет пыль и грязь в свой хобот (пылесос)

    Сушит ветер-суховей

    Кудри мамочки моей (фен)

    Пар пустил дракон хвостатый

    И разгладил шарфик мятый (утюг)

    Что это на картинках, ребята? Как назвать эти предметы одним словом? Какие еще бытовые приборы вы знаете? (дети называют, на слайде появляются картинки)

    Правильно,  мы отправляемся с вами в чудесный мир  бытовой техники, которая помогает человеку в домашней работе.

    2. Основная часть

    2.1. Совершенствование  грамматического строя речи (образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже).

    (Встают вокруг стола)

    Предметы бытовой техники: (пылесос, фен, миксер, печка…). Ребята, посмотрите как много бытовой техники. Где можно увидеть в жизни так много бытовых приборов в одном месте?  (в магазине бытовой техники). Правильно. Поиграем в игру

    Игра с мячом «Чего много в магазине?».

    Я начинаю говорить предложение, а вы,  поймав мяч, продолжите,  говорите чего много в магазине.

    У меня дома есть утюг, а в магазине много … утюгов.

    У меня дома есть пылесос, а в магазине много … пылесосов.

    У меня дома есть электронные часы, а в магазине много … электронных часов.

    У меня дома есть миксер, а в магазине много … миксеров.

    У меня дома есть компьютер, а в магазине много … компьютеров.

    У меня дома есть фен, а в магазине много … фенов.

    2. 2. Развитие у детей зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного внимания и памяти. Закрепление умения отражать в речи их пространственное расположение.

    (Сидя за столами)

    А сейчас закроем глаза и представим, что мы находимся в магазине «Эльдорадо» -   в огромном магазине бытовой техники города Иркутска: на полках расставлена бытовая техника. Откройте глаза. Какая техника стоит на верхней полке;

     на нижней полке.

    Запомните, где стоят приборы.

    Расставьте приборы так, как было в магазине на своей карточке.

    Игра «Расставь как на схеме»

    2-ой слайд:

    Верхний ряд: утюг миксер фен

    Нижний ряд: пылесос соковыжималка плита

     Расскажите,  как стояли приборы в магазине бытовой техники.

    Ответы детей,  где расположены предметы (начало, середина, конец ряда)

     Проверка.

    2. 3. Развитие слухового внимания

    3-ий слайд: звуки: пылесос, фен, микроволновая печь; 

    Ой,  что это ребята?  Что это? (Дети угадывают прибор по звуку). Да, ребята, что - то они расшумелись. Они, наверное, спорят,  кто из них самый важный и самый нужный.  Какая же техника самая нужная? Сейчас каждый из вас возьмет роль одного из электроприборов и докажет, что он самый нужный в доме.

    2.4.  Развитие связной речи через составление описательного рассказа о бытовой технике.

    (Дети стоят в кругу):

    В начале рассказа вы скажете,  как называется предмет, потом скажете, что вы очень нужный предмет, и закончите тем,  почему этот предмет так нужен, какое действие он выполняет:

    схема:  ? ! =

    Например: Я – пылесос. Я самая необходимая в доме бытовая техника. Без меня не убрать чисто в квартире.

    Дети выбирают картинку, одевают на шею и рассказывают о себе: часы, утюг, холодильник, телефон, пылесос, электропечь.

    Высказывания детей.

    Вывод: Все бытовые приборы очень важны и очень нужны.

    2. 5. Развитие тонкой моторики, координации речи с движениями, творческого воображения, работа над темпом и ритмом речи

    (Стоят в кругу)

    Побудьте еще немного бытовой техникой, изобразим электроприборы, а потом вы опять превратитесь в ребятишек:

    Динамическая пауза

    Ходят часики тик – так, тик – так (наклоны головы к плечам).

    И мы тоже можем так!

    Гладит – гладит утюжок, (движения руками вправо-влево)

    Помогает нам дружок.

    Холодильник (встать на цыпочки), телефон (рука к уху)

    Не бывает без них дом! (руки треугольником над головой)

    Пылесос (присесть), электропечь, (встать, руки в стороны)

    Чтобы пироги испечь (печем пироги).

    Вот помощники людей, (хлопаем в ладоши)

    С ними жить нам веселей!

    2.6. Совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением по опорным картинкам.

    (Дети сидят за столами)

    Поиграем в игру «Что  раньше, а что теперь» и вы сами поймете, какую важную роль играет бытовая техника в жизни людей. Посмотрите на экран:

     4-ый слайд: 6 картинок поставленных вразброс: Веник – пылесос. Таз - стиральная машина. Солнечные часы – электронные часы. Русская печь– электроплита. Печатная машинка  - компьютер. Палка – утюг.

    Назовите, что нарисовано на картинках. Как вы думаете,  какие картинки можно поставить вместе и почему.

    Составьте предложение. Начните говорить со слова __ Раньше…, продолжите словами__ А теперь есть …

     5, 6, 7, 8,  слайд: правильные пары

    Раньше пол подметали веником, а теперь есть пылесос.

    Раньше время узнавали по солнечным часам, а теперь есть электронные часы.

    Раньше одежду стирали в тазу, а теперь есть стиральная машина.

    Раньше еду готовили на печи, а теперь есть электроплита.

    Раньше печатали на печатной машинке, а теперь на компьютере.

    Раньше одежду гладили палкой, а теперь есть утюг.

    2. 7. Развитие речевого слуха, словесно-логического мышления

    (Стоя полукругом у магнитной доски).

    А еще в магазине и дома у вас есть приборы, названия которых очень сложные и состоят из двух слов, угадайте,  найдите прибор, который я назову на картинке:

    Игра «Четвертый лишний» на магнитной доске

    Мясо рубит… Сок выжимает… Хлеб режет… Кофе варит…(один лишний)

    А это что за предмет? (стол)  А почему он здесь лишний?

    3. Заключительная часть

    Вот и подошло к концу наше путешествие по миру технических чудес. Для чего же нужна бытовая техника? Понравилось вам в мире технических чудес?  

    Вы очень старались,  и поэтому я дарю вам вот такие наклейки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организованная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (аппликация) "Деревья в лесу" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР)

    Программные задачи:Обучающие: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный заапас.Развивающие: Развивать творческое воображение, фантази...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

    Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".

    Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....