Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Составила и провела: Ломанова И.Н.
Учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ "ДС №7 «Рябинушка»
Пояснительная записка
Предлагаю Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматических средств языка на тему :«Зима. Зимующие птицы». В ходе занятия у детей закрепляются знания о зиме и зимующих птицах: почему их так называют, чем питаются, почему не улетают в теплые края? У детей совершенствуется грамматический строй речи, пополняется и активизируется словарь по теме «Зима. Зимующие птицы». Так же занятие направлено на развитие зрительного восприятия, логического мышления, развитие дыхания, общей и мелкой моторики; на воспитание у детей желания помогать зимующим птицам.
Форма проведения занятия групповая.
Использование и переключение детей на различные виды деятельности в течение занятия, помогает удерживать внимание детей, это повышает эффективность занятия, снимается утомляемость и перенапряжение, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия. На занятии происходит частая смена динамических поз.
При подготовке к занятию проводилась предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке за птицами, беседы, чтение художественной литературы о зимующих птицах, игры на развитие внимания, зрительной памяти. Рассматривались иллюстрации «В зимнем парке», зимующих птиц. Разучивались пальчиковая гимнастика: «Кормушка». Разучивали упражнение на развитие координации речи с движением, развитие общих речевых навыков «Скачет шустрая синица», упражнение на развитие дыхания , упражнения по совершенствованию слоговой структуры слов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы» (наступила, зима, снег, холодно; ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; голодный, кормить, сыпать). Совершенствование грамматического строя речи: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов; закреплять употребление в речи предлогов - В;- НА; - ЗА, - НАД. Упражнять в проговаривании чистоговорки. Продолжать учить определять количество слогов в слове.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе и желание заботиться о зимующих птицах.
Оборудование. мультимедийные средства обучения, презентация к занятию. Предметные картинки по теме «Зимующие птицы», листы с заданиями по числу детей, карандаши.
Подготовка педагога: составление конспекта к занятию и необходимого материала; работа с родителями – изготовление кормушки для птиц.
Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание физминутки «Скачет шустрая синица», пальчиковой гимнастики «Кормушка».
I Организационный момент
Логопед: -Здравствуйте! Я рада видеть всех вас! Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем доброе утро!
Логопед: Ребята, сегодня я шла в наш детский сад и вдруг увидела в снегу лежит птичка, вот посмотрите, она не может летать. Как ты думаешь Саша, почему? Лёва, а как ты думаешь, почему?
Дети: Потому что на улице зима, холодно, она замёрзла.
Логопед: Правильно. Я тоже так думаю. Наступила зима, землю покрыло снегом, стало холодно. Как нам помочь нашей птичке? Как вы думаете?
Дети: Её надо согреть.
Упражнение на развитие дыхания.
Логопед: Правильно нам надо на неё подышать согреть её своим теплым дыханием. Подойдите поближе и подышите на птичку.
Логопед: - Посмотрите наша птичка согрелась и улетела.
Логопед: Присядьте на ковёр. Кто узнал, что это за птица?
Дети: Синица.
Логопед: Правильно, это синица она зимующая птица.
2. Логопед: Ребята, про синиц есть много пословиц и поговорок. Сейчас одну пословицу про синичку расскажет Семен.
Синичка - воробью сестричка.
Коля, повтори эту пословицу.
3.Чистоговорки:
Логопед: Порадуем синицу и произнесем про неё чистоговорку.
(Логопед обращает внимание на произношение детьми чистоговорки).
ЦА-ЦА-ЦА- красивая синица
ЦУ-ЦУ-ЦУ – отпустили мы синицу
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – какие молодцы.
Логопед: Ребята, посмотрите на зимующих птиц и вспомните, как они называются.
Дети: Сова, сорока, ворона, дятел, голубь, воробей, синица, снегирь.
Логопед: Почему их называют зимующими птицами?
Дети: Потому что они не улетают в тёплые края, а остаются зимовать.
Логопед: А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.
4. Игра «Четвёртый лишний»
Цель: классификация перелётных и зимующих птиц.
Логопед: Посмотрите внимательно, назовите. Каких птиц вы видите:
Дети: голубь, сорока, синица, ласточка.
Логопед: Как вы думаете, какая птица лишняя?
Дети: Ласточка, а ты Даша как думаешь?
Логопед: Почему она лишняя?
Дети: Потому что все птицы зимующие, а ласточка перелетная.
Логопед: Верно, ребята.
6. Слоговая структура слова.
Логопед: Сколько частей в слове синица.
Логопед: Ребята вставайте прохлопайте и определите: сова, ворона.
7. Игра с мячом «Назови ласково»
Логопед: Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково. Кому кину мяч – тот называет.
Воробей – воробышек,
Ворона - воронушка,
Голубь - голубок,
Снегирь - снегирек,
Синица- синичка,
Сова – совушка.
Логопед: Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Как же им помочь? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть. И сейчас смастерим кормушку для птиц.
8. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ребята дощечки пилили, пилили. | пилящие движения ребром ладони |
И дружно кормушку для птиц мастерили. | стучать кулаком по ладони |
В нее мы насыплем для птиц угощенье: | растирание подушечек пальцев |
Немного семян, и остатки печенья, |
загибаем пальцы |
Сушеные фрукты и хлебные крошки | |
И сала на ветки развесим немножко. | |
А чтобы на птичий обед посмотреть | «очки» подносим к глазам |
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. | «Пальчики шагают», указательный палец поднести к губам. |
9. Упр. «Угостим птиц»
Цель: Закреплять знания детей о том, чем питаются птицы.
Логопед: Кормушки мы сделали, вспомните, чем вы угощаете птиц, прилетающих к кормушке на нашем участке. Пройдите к столам, возьмите листы с заданиями и карандаши. Проведите карандашом линию от каждой птицы к угощению, предназначенному ей, расскажите, кого и чем вы угостили. Молодцы, всем птицам дали угощение.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
10. Физминутка «Скачет шустрая синица» А.Барто
Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Логопед: Подходите, ко мне. | (Прыжки на месте на двух ногах.) |
Ей на месте не сидится, | (Прыжки на месте на левой ноге.) |
Прыг-скок, прыг-скок, | (Прыжки на месте на правой ноге.) |
Завертелась, как волчок. | (Кружимся на месте.) |
Вот присела на минутку, | (Присели.) |
Почесала клювом грудку, | (Встали, наклоны головы влево-вправо.) |
И с дорожки — на плетень, | (Прыжки на месте на левой ноге.) |
Тири-тири, | (Прыжки на месте на правой ноге.) |
Тень-тень-тень! | (Прыжки на месте на двух ногах.) |
Мы долго играли, наши глазоньки устали.
11.Зрительная гимнастика.
Цель: Развитие зрительного внимания.
Логопед: «Следите за птичкой».
Мы птичку увидали и с ней поиграли.
Птичка вправо полетела - глазки вправо посмотрели.
Птичка влево полетела- глазки влево посмотрели.
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри – не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу!
Логопед держит птичку в руке и выполняет движения в соответствии с текстом, дети сопровождают движения взглядом.
12. Игра «Весёлая синичка»
Логопед. Поиграем в игру «Весёлая синичка».
Цель: составление предложений с предлогами «в», «на», «за», «над».
Логопед. Скажи полным предложением, где сидит синица.
Дети: Синица над крышей дома.
Синица сидит в дупле.
Синица сидит за забором.
Синица сидит на ветке дерева.
13. Логопед: Когда пойдёте на прогулку, возьмите с собой кормушки, которые вы сделали с родителями, чтобы прикрепить их на вашем участке и насыпать корм для птиц.
14. Окончание занятия.
Логопед: Кому помогли, как её можно назвать ласково?
Вспомним о ком мы сегодня говорили?
(Мы говорили о зимующих птицах).
-Каких зимующих птиц ты Даша запомнила?
(Дети перечисляют).
Что нового узнали? (Ответы детей).
Логопед: Саша ты сегодня много отвечала.
Лёва ты сегодня быстро думал.
Джавид, Даша вы сегодня правильно говорили.
Мне было с вами интересно.
Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.
Используемая литература:
1. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО в старшей группе 5-6 лет». –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
2. О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно!». –СПб.: Издательский дом «Литера», 2005
3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2/ Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
4. Останкова Ю.В. Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке к школе. Волгоград: Учитель, 2007.
5. Интернет ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Составила и провела: Ломанова И.Н.
Учитель-логопед I квалификационной категории
МДОУ №7 «Рябинушка»
Пояснительная записка
Предлагаю Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматических средств языка на тему :«Зима. Зимующие птицы». В ходе занятия у детей закрепляются знания о зиме и зимующих птицах: почему их так называют, чем питаются, почему не улетают в теплые края? У детей совершенствуется грамматический строй речи, пополняется и активизируется словарь по теме «Зима. Зимующие птицы». Так же занятие направлено на развитие зрительного восприятия, логического мышления, развитие дыхания, общей и мелкой моторики; на воспитание у детей желания помогать зимующим птицам.
Форма проведения занятия групповая.
Использование и переключение детей на различные виды деятельности в течение занятия, помогает удерживать внимание детей, это повышает эффективность занятия, снимается утомляемость и перенапряжение, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия. На занятии происходит частая смена динамических поз.
При подготовке к занятию проводилась предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке за птицами, беседы, чтение художественной литературы о зимующих птицах, игры на развитие внимания, зрительной памяти. Рассматривались иллюстрации «В зимнем парке», зимующих птиц. Разучивались пальчиковая гимнастика: «Кормушка». Разучивали упражнение на развитие координации речи с движением, развитие общих речевых навыков «Скачет шустрая синица», упражнение на развитие дыхания , упражнения по совершенствованию слоговой структуры слов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы» (наступила, зима, снег, холодно; ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; голодный, кормить, сыпать). Совершенствование грамматического строя речи: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов; закреплять употребление в речи предлогов - В;- НА; - ЗА, - НАД. Упражнять в проговаривании чистоговорки. Продолжать учить определять количество слогов в слове.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе и желание заботиться о зимующих птицах.
Оборудование. мультимедийные средства обучения, презентация к занятию. Предметные картинки по теме «Зимующие птицы», листы с заданиями по числу детей, карандаши.
Подготовка педагога: составление конспекта к занятию и необходимого материала; работа с родителями – изготовление кормушки для птиц.
Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание физминутки «Скачет шустрая синица», пальчиковой гимнастики «Кормушка».
I Организационный момент
Логопед: -Здравствуйте! Я рада видеть всех вас! Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем доброе утро!
Логопед: Ребята, сегодня я шла в наш детский сад и вдруг увидела в снегу лежит птичка, вот посмотрите, она не может летать. Как ты думаешь Саша, почему? Лёва, а как ты думаешь, почему?
Дети: Потому что на улице зима, холодно, она замёрзла.
Логопед: Правильно. Я тоже так думаю. Наступила зима, землю покрыло снегом, стало холодно. Как нам помочь нашей птичке? Как вы думаете?
Дети: Её надо согреть.
Упражнение на развитие дыхания.
Логопед: Правильно нам надо на неё подышать согреть её своим теплым дыханием. Подойдите поближе и подышите на птичку.
Логопед: - Посмотрите наша птичка согрелась и улетела.
Логопед: Присядьте на ковёр. Кто узнал, что это за птица?
Дети: Синица.
Логопед: Правильно, это синица она зимующая птица.
2. Логопед: Ребята, про синиц есть много пословиц и поговорок. Сейчас одну пословицу про синичку расскажет Семен.
Синичка - воробью сестричка.
Коля, повтори эту пословицу.
3.Чистоговорки:
Логопед: Порадуем синицу и произнесем про неё чистоговорку.
(Логопед обращает внимание на произношение детьми чистоговорки).
ЦА-ЦА-ЦА- красивая синица
ЦУ-ЦУ-ЦУ – отпустили мы синицу
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – какие молодцы.
Логопед: Ребята, посмотрите на зимующих птиц и вспомните, как они называются.
Дети: Сова, сорока, ворона, дятел, голубь, воробей, синица, снегирь.
Логопед: Почему их называют зимующими птицами?
Дети: Потому что они не улетают в тёплые края, а остаются зимовать.
Логопед: А сейчас проверим, кто из вас как запомнил зимующих птиц.
4. Игра «Четвёртый лишний»
Цель: классификация перелётных и зимующих птиц.
Логопед: Посмотрите внимательно, назовите. Каких птиц вы видите:
Дети: голубь, сорока, синица, ласточка.
Логопед: Как вы думаете, какая птица лишняя?
Дети: Ласточка, а ты Даша как думаешь?
Логопед: Почему она лишняя?
Дети: Потому что все птицы зимующие, а ласточка перелетная.
Логопед: Верно, ребята.
6. Слоговая структура слова.
Логопед: Сколько частей в слове синица.
Логопед: Ребята вставайте прохлопайте и определите: сова, ворона.
7. Игра с мячом «Назови ласково»
Логопед: Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково. Кому кину мяч – тот называет.
Воробей – воробышек,
Ворона - воронушка,
Голубь - голубок,
Снегирь - снегирек,
Синица- синичка,
Сова – совушка.
Логопед: Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Как же им помочь? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть. И сейчас смастерим кормушку для птиц.
8. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ребята дощечки пилили, пилили. | пилящие движения ребром ладони |
И дружно кормушку для птиц мастерили. | стучать кулаком по ладони |
В нее мы насыплем для птиц угощенье: | растирание подушечек пальцев |
Немного семян, и остатки печенья, | загибаем пальцы |
Сушеные фрукты и хлебные крошки | |
И сала на ветки развесим немножко. | |
А чтобы на птичий обед посмотреть | «очки» подносим к глазам |
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. | «Пальчики шагают», указательный палец поднести к губам. |
9. Упр. «Угостим птиц»
Цель: Закреплять знания детей о том, чем питаются птицы.
Логопед: Кормушки мы сделали, вспомните, чем вы угощаете птиц, прилетающих к кормушке на нашем участке. Пройдите к столам, возьмите листы с заданиями и карандаши. Проведите карандашом линию от каждой птицы к угощению, предназначенному ей, расскажите, кого и чем вы угостили. Молодцы, всем птицам дали угощение.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
10. Физминутка «Скачет шустрая синица» А.Барто
Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Логопед: Подходите, ко мне. | (Прыжки на месте на двух ногах.) |
Ей на месте не сидится, | (Прыжки на месте на левой ноге.) |
Прыг-скок, прыг-скок, | (Прыжки на месте на правой ноге.) |
Завертелась, как волчок. | (Кружимся на месте.) |
Вот присела на минутку, | (Присели.) |
Почесала клювом грудку, | (Встали, наклоны головы влево-вправо.) |
И с дорожки — на плетень, | (Прыжки на месте на левой ноге.) |
Тири-тири, | (Прыжки на месте на правой ноге.) |
Тень-тень-тень! | (Прыжки на месте на двух ногах.) |
Мы долго играли, наши глазоньки устали.
11.Зрительная гимнастика.
Цель: Развитие зрительного внимания.
Логопед: «Следите за птичкой».
Мы птичку увидали и с ней поиграли.
Птичка вправо полетела - глазки вправо посмотрели.
Птичка влево полетела- глазки влево посмотрели.
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри – не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу!
Логопед держит птичку в руке и выполняет движения в соответствии с текстом, дети сопровождают движения взглядом.
12. Игра «Весёлая синичка»
Логопед. Поиграем в игру «Весёлая синичка».
Цель: составление предложений с предлогами «в», «на», «за», «над».
Логопед. Скажи полным предложением, где сидит синица.
Дети: Синица над крышей дома.
Синица сидит в дупле.
Синица сидит за забором.
Синица сидит на ветке дерева.
13. Логопед: Когда пойдёте на прогулку, возьмите с собой кормушки, которые вы сделали с родителями, чтобы прикрепить их на вашем участке и насыпать корм для птиц.
14. Окончание занятия.
Логопед: Кому помогли, как её можно назвать ласково?
Вспомним о ком мы сегодня говорили?
(Мы говорили о зимующих птицах).
-Каких зимующих птиц ты Даша запомнила?
(Дети перечисляют).
Что нового узнали? (Ответы детей).
Логопед: Саша ты сегодня много отвечала.
Лёва ты сегодня быстро думал.
Джавид, Даша вы сегодня правильно говорили.
Мне было с вами интересно.
Надеюсь, все птицы хорошо перезимуют и весной порадуют нас своими звонкими песнями.
Используемая литература:
- Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО в старшей группе 5-6 лет». –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017
- О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно!». –СПб.: Издательский дом «Литера», 2005
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2/ Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
- Останкова Ю.В. Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке к школе. Волгоград: Учитель, 2007.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме «Сокровища царицы Математики» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Ход НОД:Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:...

Организованная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (аппликация) "Деревья в лесу" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (ОНР)
Программные задачи:Обучающие: Закреплять знания детей об осени. Совершенствовать навыки работы с природным материалом. Обогащать словарный заапас.Развивающие: Развивать творческое воображение, фантази...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи "Соберем грибочки".
Конспект по формированию навыков счета в пределах 10, навыка считать двойками,представлений о прямоугольнике, как геометрической фигуре, умения измерять объем условными мерками....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Весенние капели" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Представляю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми ...