Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Цель: познакомить детей с перелетными птицами.

    Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить  составлять сюжетный рассказ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_perelyotnye_ptitsy.docx20.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    Тема: «Перелетные птицы»

    Цель: познакомить детей с перелетными птицами.

    Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; учить  составлять сюжетный рассказ.

    Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением птиц, нарисованное полотно с прорезями, картинно-графический план по теме «Птицы»; раздаточный материал — карточки с изображением птиц.

    Ход занятия.

    I.  Организационный момент.

    -  Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние месяцы, признаки осени.

    -   Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?

    - Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так называются? Назовите перелетных птиц.

    - Назовите перелетных, водоплавающих. Почему они называются водоплавающие»? Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудка, лапы, хвост, клюв.)        

    - Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)        

    -  Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.)

    II. Основная часть.

    1. Рассказ логопеда        
      Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану
    • Как называется птица?
    • Какая птица по размеру?        
    • Какие перья?        
    • Какой хвост идолов?

    —Чем питается?        
         
    ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.        

    СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми

    ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Питается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насекомых.

    ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв короткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми.

    АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвет, та. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.

    ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапа перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.

    1.         Физкультминутка

    Птички прыгают, летают.                             Дети прыгают,

    Крошки птички собирают.                      «клюют»,

    Перышки почистили,                            изображают,

       Клювики почистили. 

        Птички летают, поют,                                машут руками,

        Зернышки клюют.                               наклоняются.

    3. Игра «Сосчитай»

     - Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат 1 столах), сосчитайте, сколько их? (Два чижа, пять ласточек и т.д.)

    4. Игра «Кто где живет» (по картинке)

    Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ей (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).

    Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образование сложных прилагательных (короткохвостая утка, остроклювый грач, краснолапый гусь, длиннолапая цапля, чернокрылый ворон, тонкошеий аист и т.д.).

       5. Составление предложений

    Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, Используя следующие слова: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела и т.д.    

     6. Составление рассказа по плану

      III. Заключительная часть.

    Назовите перелётных птиц. Почему их называют перелётными? Что нового вы узнали на занятии?

        Материал для закрепления:

     I Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, лебедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, горихвостка).

    Знать строение птиц, внешние признаки.    

    Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие».    

     Составить рассказ о птице.  

      II. Грамматический строй речи и словообразование.

    1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.    

    Например: грач — грачи — грачей и т.д.       

    2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Например: чиж — чижик и т.д.    

     3. Образование сложных прилагательных.    

    Например: короткий хвост — короткохвостая утка;    

         острый клюв — ... ,

          черное крыло — ..., .  

          красные лапы — ...,

    тонкие лапы — ... ,

    Длинные лапы — ... и т.д.

    4. Образование приставочных глаголов.

    Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.

    Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.

    Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д.

    Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.

    1. Согласование числительных с существительными.
    2. Дидактическая игра «Сосчитай».        
    3. Подбор слов-антонимов.

    Например; короткий хвост — длинный хвост,

    длинные лапы — ... ,

    тонкая шея — ... ,

    черное крыло — ... ,        

    острый клюв — и т.д.

    7.        Правильное употребление предлогов:.в, на, с, из, под, из-под, за, над.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

    Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

    Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

    Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

    Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...

    Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"

    Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Лесная школа"

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Лесная школа"...