Главные вкладки

    Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Федосова Екатерина Александровна

    Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_kosmos.docx29.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад№454 г. Челябинска

    Конспект занятия по формированию

    лексико - грамматических категорий и развитию связной речи

     для детей старшей группы с нарушениями речи

    по теме: «Космическое путешествие»

      выполнила:

    Федосова Е. А.

    учитель - логопед

     I категории

    Челябинск 2017

    Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • Уточнять и расширять знания детей о космосе;
    • Активизировать словарь по данной теме;
    • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

    Коррекционно-развивающие:

    • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
    • Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
    • Развитие лексико - грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
    • Развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

    Коррекционно-воспитательные:

    • Воспитывать у детей внимание к собственной речи, интерес к занятию.
    • Формирование навыков взаимопонимания, инициативности, самостоятельности.

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Познавательное развитие».

    Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе.

    Материалы и оборудование:

     счетные палочки, иллюстрации с изображением космоса, планет, сюжетные картины с изображением персонажей - Смешариков,  картина с изображением «нужных»  предметов для космоса,  звездочки-наклейки,  «космические камни», калейдоскоп,  медали  «Настоящий космонавт».

    Ход занятия:

    -Давайте, ребята друг друга поприветствуем!

    Доброе утро, добрый день!

    Нам здороваться не лень.

    Друг на друга посмотрели

     И улыбками согрели.

    Улыбнитесь вы гостям,

    Будут рады они вам!

    1.-Ребята, отгадайте  загадку:

    Яркие цветочки вечером расцветают,

    А утром увядают(звезды)

    У каждого из вас есть конверт.  В нем разноцветные звездочки. Предлагаю вам выбрать звезду такого цвета, которая подходит под ваше настроение и приклеить ее на это полотно (выставляется мольберт).

    -Замечательно, я вижу, что у вас у всех хорошее, радостное настроение. Проходите все в космический класс, где мы немножко освежим наши знания.

    - Чтобы собраться в космос, мы вместе должны собрать с собой в дорогу те предметы, которые будут нам необходимы ! Помогите мне, пожалуйста, разобраться, что нам может понадобиться (выставляется картина с изображением предметов, дети отбирают те предметы, которые могут понадобиться, а что может потерять свою актуальность из- за невесомости).

    -Молодцы! Все собрали,  а напомните мне, пожалуйста, что нам еще нужно для полета?

    -Правильно, нужна ракета, ее мы будем создавать вместе, прошу вас переместиться в нашу космическую лабораторию и построить ракету по чертежам! (дети выкладывают большую ракету из счетных палочек на столе по образцу).

    - Итак, ракета готова, значит, пора идти на космодром!

    Логоритмика:

    Дружно в ногу мы идем,

    Мы идем на космодром.

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках.

    Вот  проверили осанку

     И свели лопатки.

    Ждет нас быстрая ракета

    Для полета на планеты!

    -Необходимо проверить готовность к полету. Пожалуйста, наденьте скафандры, обуйте космическую обувь! Наденьте космические рукавицы! (дети выполняют задание, логопед проверяет)(“Какие теплые и толстые рукавицы», «Как ты чудесно выглядишь в скафандре», «Плотно ли сидит скафандр»?)

    Садимся в ракету. Начинаем отсчет!

    10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (звучит космическая музыка)

    -Поздравляю вас с выходом в космическое пространство! Начинаем космическое путешествие! Наши гости – это Центр управления полетом, они будут, следит за нами, и помогать нам.

    -Приступим к изучению и наблюдению в космосе, что вы видите за бортом корабля? (планеты, созвездия, звезды, солнце и т. д.)

    -Мы  видим в космосе много разных звезд, предлагаю немного потренировать нашу память и поиграть в игру «Семейка слов».

    1Дидактическая игра «Семейка слов»:

    -Давайте  образуем слова одной семейки. Я буду передавать вам» космические камни», а вы – отвечайте  верно.

    -Как можно ласково назвать звезду? (звездочка)

    -Если на небе много звезд, то небо будет, какое? (звездное)

    -Если звезды собраны семейкой, то это? (созвездие)

    -Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

    - Как в сказках называли волшебника, который предсказывал будущее по звездам? (звездочет)

    -Ребята, а вы знаете, как называется самая яркая звезда? (Солнце)

    -Внимание, внимание! Справа я вижу парад планет. Планеты выстроились в ряд, чтобы полюбоваться вами. Только в спешке они потерялись и не могут припомнить, сколько их было! Поможем, ребята?

    2.Дидактическое упражнение «1,2,3»

    1 планета, 2 планеты, 3 планеты, …9 планет.

     Логопед:

    -Молодцы, ребята, вы справились! Вокруг солнца вращается 9 планет, а вот и первая планета - Меркурий. Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте все вместе произнесем это слово - МЕРКУРИЙ.

    - Смотрите, нас встречает инопланетянин, он так напуган!

    Инопланетянин: «На моей планете поселились фантастические животные. Может, вы поможете понять, что это за животные?»

    Давайте опишем их:

    3.Образование притяжательных прилагательных:

    -« У животного крокодилий хвост, верблюжьи горбы, птичьи лапы»

    « У животного совиные глаза и кроличье туловище»

    « У животного – медвежье туловище и собачья морда»

    «У животного волчья голова и совиные крылья»

    «У животного лошадиная голова и птичьи крылья, ноги»

    «У животного утиные ноги и беличий хвост»

    -Я думаю, инопланетянину нечего бояться, все эти животные добрые»

    Логопед:

    Отправляемся дальше (звучит музыка)

    4.Физминутка: Космос»

    Один, два, три, четыре, пять,

    (ходьба на месте)

    В космос мы летим опять.

    (соединить руки над головой)

    Отрываюсь от Земли,

    (подпрыгнуть)

    долетаю до Луны.

    (руки в стороны, покружиться)

    На орбите повисим,

    (покачать руками вперед-назад)

    И опять домой спешим.

    (ходьба на месте)

    Логопед:

     Приближаемся к планете Венера, на ней так жарко, что можно испечь пироги за две минуты. Запомните это слово - Венера.

    -Смотрите, здесь какое – то послание зашифрованное .Да это же стихотворение, я думаю, мы сможем его расcказать .

    5.Чтение стихотворения по мнемотаблице (читают два ребенка)

    Логопед:  -Мы приближаемся к планете Марс.

    -Нас встречают Марсиане. И предлагают поиграть.  Отвечайте на вопросы предложением, чтобы с ними подружиться.

    Игра «Скажи наоборот»

    В солнечный день на Земле светло, а в космосе - (темно)

    Летом на солнце очень жарко, а в космосе – очень ( холодно)

    На Земле люди совершают движения быстро, а в Космосе - (медленно)

    На земле работать легко, а в космосе - (тяжело)

    Земля - наша родная планета, а другие планеты - (чужие)

    -Молодцы, ребята!

    7. Из Центра управления полета пришло сообщение, что над планетой Юпитер нависла угроза. Помогите планете.

    «Найди отличия у космонавтов»

     Угроза миновала, а нам пора лететь дальше. Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете - Сатурн. Обратите внимание, эту планету окружают кольца, произнесите название этой планеты - САТУРН.

    Находят конверт, в нем задание.

    8.«Образуй слово»

    -Летает к звездам - звездолет

    По луне ходит - луноход

    Звезды падают – это звездопад

    Те, кто живет на Земле - земляне

    Те, кто живет на Марсе – марсиане

    Существа с иных планет – инопланетяне

    Сесть на Землю - приземлиться

    Сесть на Луну - прилуниться

    Корабль, летящий меж планет - межпланетный корабль

    Логопед:

    -И снова летим! Мы приближаемся к Луне.

    -Ой, ребята, а кто это так сильно хотел прилуниться на Луну?

    -Вы узнали этих героев?

    -Да это -  Смешарики! Они поспорили друг с другом как- то, а о чем – вам сейчас расскажут наши космонавты (вызываются три ребенка)

     Пересказ рассказа по картинкам

    Жил-был кролик по имени  Крош. Он был большим  мечтателем. Однажды  он размечтался о том,  как  полетит на Луну.

    «Вот прилечу на Луну, первым делом сниму шлем, чтобы подышать лунным воздухом.

     –Затем, я установлю большой флаг, чтобы он развевался на ветру.

    -Потом,  попью холодной лунной водички…

    -А потом,  помою ракету под проливным лунным дождем….

    И тут пришел Ежик:

    -«Крош, Крош, ты такой фантазер! На Луне ты не сможешь снять шлем, потому что там нет воздуха!»

    -«И флаг твой развеваться на ветру не будет, потому что там нет ветра!»

    -«И водички у тебя на Луне не получится - там нет воды!»

    -«Значит и дождей там тоже не бывает?- догадался  Крош.

    А Ежик сказал: «Прежде, чем мечтать, лучше книжки почитать!»

    Логопед:

    - Ребята, нам нужно спешить, осталось долететь до двух планет Солнечной системы - это Нептун и Плутон. Эти планеты, как и Уран,   находятся далеко, и там очень холодно. Чтобы нам с Вами не заболеть, посылаем им запрос, все ли у вас в порядке?

    Игра «Составь предложение»

    Наши космонавты по очереди будут расшифровывать послание, а космонавт Андрей П.  будет им помогать.

     (ребенок зарисовывает схему предложения на мольберте)

    Корабль, на, летит, космический, Луна.

    Яркие, небо, большие, на, звезды.

    Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

    Люди, планета, на , Земля, живут.

    Родную, на, космонавты, землю, возвращаются.

    Логопед:

    -Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?

    Эта планета - любимый наш дом,

    На ней мы все вместе с рожденья живем.

    Планета прекрасна, моря, океаны,

    Цветы и деревья, там, разные страны,

    И солнце сияет с зари до заката,

    Что за планета, скажите, ребята? (Земля)

    (звучит космическая музыка)

    - Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к самой любимой планете - Земля.

    Мы в невесомости.

     Этюд «Невесомость»

    Наш корабль благополучно приземлился. Что вам больше всего понравилось в путешествии? Какие планеты Вам запомнились? Что показалось более интересным? Вы выполнили все задания, и я могу вас всех принять в свою команду космонавтов. Центр управления полетами прислал вам награду- медали.

    По порядку все планеты

    Назовёт любой из нас:

    Раз — Меркурий,

    Два — Венера,

    Три — Земля,

    Четыре — Марс.

    Пять — Юпитер,

    Шесть — Сатурн,

    Семь — Уран,

    За ним — Нептун.

    Он восьмым идёт по счёту.

    А за ним уже, потом,

    И девятая планета

    Под названием Плутон.


    Инопланетянин: А у нас зима.
    Землянин: У нас наступил день.
    Инопланетянин: А у нас ночь.
    Игра «Хвастунишки» А теперь похвастаемся
    Землянин: Наша планета красивая,
    Инопланетянин: а наша еще красивее.
    Землянин: У нас моря глубокие, 
    Инопланетянин: а у нас еще глубже
    Землянин: Наши горы высокие, 
    Инопланетянин: а у нас - выше.
    Землянин: Наш хлеб вкусный, 
    Инопланетянин: а у нас вкуснее.
    Землянин: Наши реки чистые, 
    Инопланетянин: а наши чище.
    Землянин: Наши солдаты смелые, 
    Инопланетянин: а наши смелее.
    Воспитатель: Инопланетяне и Земляне подружились. И сейчас мы придумаем, как лучше сохранить в памяти эту встречу двух миров.
    Дети предлагают.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

    Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

    Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

    Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...

    Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"

    Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"...

    Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

    Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....