Главные вкладки

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Чикина Елена Анатольевна

    В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формированию навыка звукового анализа слова; происходит закрепление представлений об осени и её приметах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие № _______

    Тема занятия: Формирование представления о звуках речи. Слово.

    Коррекционно-образовательные цели: формирование представлений  о звуках речи, словах, знакомство с органами артикуляционного аппарата;  формирование навыка звукового анализа слова; закрепление представлений об осени и её приметах.

    Коррекционно-развивающие цели: развитие длительного плавного выдоха, подвижности органов артикуляционного аппарата, связной речи, фонематического слуха, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитание бережного отношения к своему здоровью.

    Оборудование: звучащие предметы (музыкальные инструменты: бубен, дудочка, погремушка, бумага с ножницами, молоток), осенние листья, картинка с изображением дома, 3 белых кружка для обозначения звуков, 20 каштанов, волшебная корзинка.

    Ход занятия.

    1. Оргмомент.

    Приветствие детей. Создание положительного эмоционального настроя.

    2. Сообщение темы занятия.

    Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки, слова.

    3.        Игра «Молчанка»

    Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».

    Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки. (Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.)

    4. Игра «Угадай-ка».

    А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

    Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

    Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши — это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

    Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

    5. Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

    Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.

    В домике этом

    Красные двери,

     Рядом с дверями —

    Белые звери.

    Любят зверушки

    Конфеты и плюшки.

    Н.В. Новотворцева

    В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п или б-б-б. Эти звуки мы произносим губами. Поднимите язык вверх. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощёлкайте язычком.  Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

    6.        Артикуляционная гимнастика.

    Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

    Упражнения для губ и языка.

    А еще надо научиться правильно дышать.

    7. Дыхательная гимнастика.

    Упражнение на дыхание «Осенние листочки».

    Сейчас мы с вами будем учиться длительно плавно выдыхать. Встаньте возле своих стульчиков, возьмите листочки за черешок (веточку, палочку), поднесите к губам, но не слишком близко. Сделайте вдох, вытяните губы вперёд и тихонько подуйте на листочки. (Следить, чтобы дети не надували щёки и не поднимали плечи. Упражнение повторяется 3-4 раза).

    8. Физкультминутка.

    Дети встают возле стульчиков и выполняют упражнения, произносят слова вместе с логопедом.

    - Давайте представим, что вы – осенние листочки.

    Листья осенние тихо кружатся.                      Дети кружатся, расставив руки.

    Листья нам под ноги тихо ложатся.          Приседают.

    И под ногами шуршат, шелестят.              Движения руками влево-вправо.

    Будто опять закружиться хотят.             Кружатся на носочках.

    9. Знакомство с понятием «Слово».

    Мы с вами слушали много разных звуков. Звуки складываются в слова. То есть все слова состоят из звуков. Давайте попробуем произнести слова, выделяя каждый звук. (Осень, дождь, солнце, лист). Сложите руки «чашечкой», давайте «соберём» звуки в слова, я буду произносить слова медленно и тихо, выделяя все звуки, а вы быстро и громко. (Я - ооосссееенннь, дддооожжждддь, лллииисссттт, дети – осень, дождь, лист)

    Выставляется картинка с изображением дома, а под ней – три кружочка. Послушайте, как «оживают» кружочки, они превращаются в звуки д, о, м. Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук д, перед собой — звук о, вправо — звук м. Опять «соберем» их — д, о, м. Получилось слово ... (дом). Все слова состоят из звуков.

    10.        Дифференциация понятий «звук — слово».

    Присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: «А-о-у-и».

    - Что вы сейчас произносили, слова или звуки? (Звуки.)

    - А сейчас скажите я раздала вам каштаны. Это  - слова.  Я «положу» ваши слова в эту красивую корзинку.

    Дети называют слова, логопед кладет каштаны в корзинку.

    11. Подведение итога занятия. Оценка деятельности детей.

    - Что мы слушали? (Звуки.)

    - Чем мы слушали? (Ушами.)

    - Чем произносим звуки? (Ртом.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

    Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

    На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    План   предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...