Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему:
    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

    Сабсай Елена Леонидовна

    Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_2.docx21.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    детский сад №54 комбинированного вида

    Красносельского района Санкт-Петербурга

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым  нарушением речи

    Тема : «Рыбы: морские, речные, аквариумные».

    Направления развития (образовательная область): речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

    Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

    Образовательные технологии: игровые технологии, технология наглядного моделирования, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.

    Составлен:

    учителем-логопедом

    Сабсай Еленой Леонидовной.

    2014 г

    Цель:  обобщить материал по теме: «Рыбы».

    Задачи:

    Образовательные:

    - актуализация и активизация словаря по теме: "Рыбы";

    - обучение  детей обобщать и классифицировать (морских рыб, аквариумных рыб, рыб, живущих в пресноводных водоемах);

    -  совершенствование навыка  выделять признаки различия и сходства между рыбками;

    - упражнение  детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану;

    - совершенствование навыка детей в образовании существительных множественного числа именительного падежа;

    - совершенствование навыка детей в составлении предложений по предметной картинке;

    - обучение детей выделению слов-действий и слов-признаков из придуманного предложения.

    Развивающие:

    - развитие мышления и памяти;

     - развитие коммуникативных  навыков у детей;

    - развитие умений оценивать свою деятельность и деятельность других детей;

    - воспитание у детей интереса к занятиям;

    - формирование положительной учебной мотивации;

    - развитие навыков самоконтроля.

    Воспитательные:

    - воспитание коммуникативных качеств;

    - воспитание экологической  грамотности  у детей.

    Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб,  разрезные картинки (рыб), слайд-шоу "Рыбы", ноутбук, проектор.

    Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

    Ход работы:

    Деятельность логопеда.

    Деятельность детей.

    I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

    Логопед загадывает детям загадки.

    - Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы попробуете их отгадать:

    Жива в воде она,

    Поймаешь, вытащишь ее –

    Умрет она тогда.

             

    Крылья есть, да не летает,

    Глаза есть, да не мигает,

    Ног нет, да не догонишь.

     

    Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

     

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток.

     

    -Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

    II. Основная часть.

    -Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья?

    - Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается?

    - Есть хвост. Для чего рыбам хвост?  

    -Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда?

    - Рыба живет в воде. Где может жить рыба?

    -Как называются рыбы, живущие в море ?

     в реке...

    в аквариуме...

    - Дети, назовите, пожалуйста, отличительные признаки рыб.

    - Сейчас каждый из вас составит свою рыбку из частей разрезанной картинки.

    - У каждой рыбки есть своё название, отгадайте загадки, найдите свою рыбку, и как она называется.

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно.

    Колюч, да не еж

    Кто это?

     

    К нам из сказки приплыла,

    Там царицей была.

    Это рыбка не простая.

    Рыбка...

     

    Ярко – красный или черный,

    Очень резвый и проворный,

    Длинный острый хвостик носит

    И зовется ...

    - Молодцы.!

    На какие группы можно поделить этих рыб?

    - Всё правильно! А сейчас каждый из вас поработает с карточкой. Найдите и обведите в кружок только аквариумных рыбок.

    - Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

    - Чем они отличаются и чем похожи? Составьте небольшой рассказ -сравнение.

    III. Физкультминутка.

    -Умницы! Давайте немножко отдохнём.

    Как в аквариуме нашем

    Рыбки золотые пляшут.

    Они весело резвятся

    В чистой тепленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке,

    То помашут плавниками,

    То закружатся кругами.

    IV. Продолжение.

    -  Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы?

    - Но в море еще живут морские животные.

    Логопед показывает картинки., на которых изображены рыбы и морские животные.

    - Нужно найти морских животных.

    - Чем отличаются морские животные от рыб?

    - А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

    Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

    - Сейчас давайте с вами посмотрим фильм, с теми рыбами, о которых мы с вами сегодня говорили.

    - Сейчас каждый из вас выберет ту картинку, рыба, которая понравилась или запомнилась больше всего.

    - Теперь поиграем в игру "Один-много"

    -Теперь каждый из вас составит предложение про свою рыбку.

    - Молодцы! Все справились со своей задачей. Сейчас каждый из вас назовет слово-действие и слово-признак, которое было использовано в предложении.

    V. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

    - Итак, о ком мы сегодня говорили?

    - Каких рыб вы запомнили?

    - Какое задание понравилось больше всего?

    -Кто сегодня понравился больше всего и почему?

    Молодцы! Все сегодня занимались очень хорошо. Всем спасибо.

    Рыба.

    Рыбка.

    Рыбка.

    Рыбы.

    Плавники.

    Плавает.

    Руль.

    Это чешуя.

    В аквариуме, в море и т. д.

    Морские

    Речные

    Аквариумные.

    У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей.

    Дети выполняют задание.

    Сом и показывают картинку.

    Ерш и показывают картинку.

    Золотая и показывают картинку.

    Меченосец.

    На пресноводных рыб и аквариумных.

    Детям раздаются индивидуальные карточки. Каждый выполняет совё задание.

    Дети отвечают.

    Примерный рассказ одного из детей:

    Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся.

    Дети выполняют движения по тексту, изображают резвящихся рыбок.

    В море.

    Кит и дельфин.

    Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.

    Дети рассматривают картинки и называют рыб.

    Дети смотрят фильм-презентацию про рыб и повторяют их названия.

    Дети выбирают себе по картинке.

    Дети называют свою рыбку во множественном числе.

    Каждый ребёнок составляет предложение в соответствии со своей картинкой.

    Дети по очереди называют свои слова.

    Дети отвечают на вопросы. Оценивают деятельность друг друга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

    НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

    Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

    Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

    Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

    План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

    Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...