Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сабсай Елена Леонидовна

Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №54 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым  нарушением речи

Тема : «Рыбы: морские, речные, аквариумные».

Направления развития (образовательная область): речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Образовательные технологии: игровые технологии, технология наглядного моделирования, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Составлен:

учителем-логопедом

Сабсай Еленой Леонидовной.

2014 г

Цель:  обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательные:

- актуализация и активизация словаря по теме: "Рыбы";

- обучение  детей обобщать и классифицировать (морских рыб, аквариумных рыб, рыб, живущих в пресноводных водоемах);

-  совершенствование навыка  выделять признаки различия и сходства между рыбками;

- упражнение  детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану;

- совершенствование навыка детей в образовании существительных множественного числа именительного падежа;

- совершенствование навыка детей в составлении предложений по предметной картинке;

- обучение детей выделению слов-действий и слов-признаков из придуманного предложения.

Развивающие:

- развитие мышления и памяти;

 - развитие коммуникативных  навыков у детей;

- развитие умений оценивать свою деятельность и деятельность других детей;

- воспитание у детей интереса к занятиям;

- формирование положительной учебной мотивации;

- развитие навыков самоконтроля.

Воспитательные:

- воспитание коммуникативных качеств;

- воспитание экологической  грамотности  у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб,  разрезные картинки (рыб), слайд-шоу "Рыбы", ноутбук, проектор.

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход работы:

Деятельность логопеда.

Деятельность детей.

I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед загадывает детям загадки.

- Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы попробуете их отгадать:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

         

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

 

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

 

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

 

-Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

II. Основная часть.

-Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья?

- Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается?

- Есть хвост. Для чего рыбам хвост?  

-Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда?

- Рыба живет в воде. Где может жить рыба?

-Как называются рыбы, живущие в море ?

 в реке...

в аквариуме...

- Дети, назовите, пожалуйста, отличительные признаки рыб.

- Сейчас каждый из вас составит свою рыбку из частей разрезанной картинки.

- У каждой рыбки есть своё название, отгадайте загадки, найдите свою рыбку, и как она называется.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Колюч, да не еж

Кто это?

 

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка...

 

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется ...

- Молодцы.!

На какие группы можно поделить этих рыб?

- Всё правильно! А сейчас каждый из вас поработает с карточкой. Найдите и обведите в кружок только аквариумных рыбок.

- Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

- Чем они отличаются и чем похожи? Составьте небольшой рассказ -сравнение.

III. Физкультминутка.

-Умницы! Давайте немножко отдохнём.

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами.

IV. Продолжение.

-  Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы?

- Но в море еще живут морские животные.

Логопед показывает картинки., на которых изображены рыбы и морские животные.

- Нужно найти морских животных.

- Чем отличаются морские животные от рыб?

- А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

- Сейчас давайте с вами посмотрим фильм, с теми рыбами, о которых мы с вами сегодня говорили.

- Сейчас каждый из вас выберет ту картинку, рыба, которая понравилась или запомнилась больше всего.

- Теперь поиграем в игру "Один-много"

-Теперь каждый из вас составит предложение про свою рыбку.

- Молодцы! Все справились со своей задачей. Сейчас каждый из вас назовет слово-действие и слово-признак, которое было использовано в предложении.

V. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

- Итак, о ком мы сегодня говорили?

- Каких рыб вы запомнили?

- Какое задание понравилось больше всего?

-Кто сегодня понравился больше всего и почему?

Молодцы! Все сегодня занимались очень хорошо. Всем спасибо.

Рыба.

Рыбка.

Рыбка.

Рыбы.

Плавники.

Плавает.

Руль.

Это чешуя.

В аквариуме, в море и т. д.

Морские

Речные

Аквариумные.

У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей.

Дети выполняют задание.

Сом и показывают картинку.

Ерш и показывают картинку.

Золотая и показывают картинку.

Меченосец.

На пресноводных рыб и аквариумных.

Детям раздаются индивидуальные карточки. Каждый выполняет совё задание.

Дети отвечают.

Примерный рассказ одного из детей:

Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся.

Дети выполняют движения по тексту, изображают резвящихся рыбок.

В море.

Кит и дельфин.

Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.

Дети рассматривают картинки и называют рыб.

Дети смотрят фильм-презентацию про рыб и повторяют их названия.

Дети выбирают себе по картинке.

Дети называют свою рыбку во множественном числе.

Каждый ребёнок составляет предложение в соответствии со своей картинкой.

Дети по очереди называют свои слова.

Дети отвечают на вопросы. Оценивают деятельность друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи). Тема: «Порядок в доме»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи).Тема: «Поряд...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи). Тема: «Порядок в доме»

Конспект НОД по развитию по развитию лексико грамматических компонентов речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи)....