Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной группе «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект ООД предназначен для работы с детьми в подготовительной группы по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД по развитию лексико – грамматического строя речи
в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в космос»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
∙Расширять представления детей о космосе.
∙Расширять, активизировать словарь по теме (орбитальный отсек, обсерватория).
- Продолжать формировать умение согласовывать существительные, прилагательные с числительными;
- Продолжать формировать умение подбирать синонимы к словам (ракета, космонавт).
- Закреплять умение подбирать родственные слова к слову «Звезда»
- Продолжать формировать умение составлять сложносочиненные предложения с союзом А на основе антонимов (наречий)
- Продолжать формировать умение составлять предложения, используя сравнительную степень прилагательного
- Продолжать формировать умение составлять предложения с однородными членами (дополнения, сказуемые, определения)
- Учить строить предложения с предлогами из-за, из-под
Коррекционно-развивающие:
∙Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память.
∙Развивать общую и мелкую моторику в процессе использования здоровоьесберегающих технологий (шарики су-джок)
∙Закреплять умение чётко, кратко отвечать на поставленные вопросы.
Коррекционно-воспитательные:
∙ Создавать положительный эмоциональный настрой.
∙ Воспитывать у детей любознательность к окружающему миру, воображение.
∙ Воспитывать умение слушать сверстников и педагога.
∙ Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: предметные, картинки с изображением планет, созвездий, спутников для счета; счетные палочки; аудиофайл; шарики су-джок; тюбики с «питанием» космонавтов, пано с изображением звездного неба, небесных тел и инопланетян «Где спрятался инопланетянин?», слайды для игр «Сравни» и «Скажи наоборот»
Ход:
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А теперь давайте поздороваемся друг с другом? Встаньте в круг.
- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
- Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
- Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
- Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
- Ты пришел! (разводят руки в сторону)
- Хорошо! (обнимаются)
- Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Я желаю, чтобы оно было такое же чудесное и у вас.
- Вы готовы заниматься?
- Да, готовы заниматься, очень будем мы стараться!
- Основная часть
- Подбор синонимов к слову космонавт
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я вам сегодня предлагаю отправиться в космическое путешествие!
- Скажите, как называется профессия людей, которые летают в космос? (Профессия людей, которые летают в космос называется космонавты) Как назвать космонавта по-другому? (астронавт, космический пилот, звездоплаватель)
2. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве, подбор синонимов к слову ракета
- Что нужно, чтобы полететь в космос? (Ракета) Как ещё по-другому можно назвать ракету? (звездолет, космический корабль, космолет). Я предлагаю вам сложить космический корабль из палочек (самостоятельно, без опоры на схему).
Воспитатель: чтобы лететь в космос, нужна специальная одежда. Вы знаете, как она называется? (Одежда космонавта называется скафандр). Давайте наденем его.
Надеваем скафандры:
сначала натягиваем на правую ногу,
затем брючину на левую ногу,
надеваем правый рукав, левый,
застегиваем молнию, ремни,
надеваем шлем.
Готовы? Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск! (звучит музыка)
Вот мы уже и в космосе!
Подбор однородных дополнений, сказуемых
3. Подбор однородных дополнений, сказуемых
- Скажите, что есть в космосе, подберите слова-предметы? (В космосе есть солнце, планеты, луна, кометы, метеориты)
- Что делают космонавты, подберите слова-действия (Космонавты изучают космос, наблюдают за звёздами, надевают скафандр, управляют ракетой).
Ракета состоит из нескольких частей. Сейчас мы находимся в орбитальном отсеке, здесь космонавты работают, наблюдают, проводят эксперименты. Посмотрите, у меня есть специальный прибор, он называется телескоп. В него можно рассматривать звезды даже с Земли. А на Земле есть целые сооружения – обсерватории, где наблюдают за небесными телами.
4.Согласование существительных, прилагательных с числительными
Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминаторы (телескоп) и посчитайте, сколько мы видим созвездий, планет, спутников?
Одна далёкая планета, две… .
Один большой спутник,…
Одно яркое созвездие…
5. Игра «Семейка слов» (подбор родственных слов к слову «звезда»)
Воспитатель: Ребята, мы сейчас пролетаем мимо звезд, и я хочу познакомить вас с новой семейкой слов. Во всех этих словах есть короткое слово «звезда» (дети подбирают родственные слова, выкладывают звезды, собирают созвездие).
- Как назвать звезду ласково? (звездочка)
- Если на небе много звезд, какое оно? (звездное)
- Как назвать корабль, который летит к звездам? (звездолет)
- Профессия человека, который считает звезды? (звездочет)
- Как называется явление, когда звезды падают с неба? (звездопад)
- Как назвать скопление звезд на небе? (созвездие) Посмотрите, как вы думаете, какое созвездие у нас получилось?
Воспитатель обрисовывает рисунок вокруг звезд и обращает внимание детей на то, что это созвездие малой медведицы.
6. Развитие мелкой моторики
Воспитатель: ребята, а кто посчитал, сколько планет мы с вами пролетели?
- Сколько планет в солнечной системе? (восемь)
- Чем похожи все планеты? (формой)
- Чем отличаются? (размером, цветом).
- Возьмите шарики (Су – Джок прибор). На что похожи эти шары? Почему?
- Покажите, как планеты движутся вокруг Солнца. (Дети выполняют круговые движения шарика по ладошки.)
- Теперь давайте откроем шары и достанем кольца.
(Далее дети вместе выполняют пальчиковую гимнастику с использованием кольца Су – Джок.)
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий, (кольцо надевают на большой палец левой руки и массируют его)
Два — Венера, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)
Три — Земля, (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)
Четыре — Марс, (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)
Пять — Юпитер, (кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его)
Шесть — Сатурн, (кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его)
Семь — Уран, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)
Восьмой — Нептун. (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)
7. Игра «Исправь ошибку и собери предложение». Закреплять умение правильно составлять предложения, согласовывая члены предложения. (аудиофайл)
Ребята, информацию космонавты передают через звуковые радиоволны, я сейчас вот что слышу. Но мне, кажется, что я что-то не так поняла. Исправьте ошибки.
- Небе появилась на первая звезда.
- Луна спутник это Земли.
- Есть космосе необитаемые в планеты.
- Космонавт открытый в вышел космос.
- Астроном звездами за наблюдает.
8. Подбор однородных прилагательных
- Какими должны быть космонавты, подберите слова - признаки? Космонавт какой? (Космонавты должны быть смелыми, отважными, храбрыми)
А чтобы быть такими, космонавты много тренируются. Давайте и мы потренируемся
9. Физкультминутка
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься: (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе)
10. «Что из чего сделано?»
А сейчас мы с вами оказались в жилом отсеке, здесь космонавты обедают и отдыхают. Я так проголодалась! А вы? Давайте посмотрим, что же у нас сегодня на обед и почему все продукты питания в тюбиках? (В космосе невесомость – вещи ничего не весят) Посмотрите, что я захватила с собой – на первое у нас суп с грибами (грибной), на второе каша из гречки (гречневая), на третье – чай с лимоном (лимонный), на десерт - варенье с малиной (малиновое)
11. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (слайды)
Воспитатель: Ребята, космонавты в свободно время очень любят играть в игру и называть слова наоборот и предлагают вам с ними поиграть. Посмотрите на экран и составьте предложения:
1.Планет мало, а звезд много
2. Ракета высокая, а летающая тарелка низкая
3.Планета большая, а звезда маленькая
4.Ракета летит быстро, а луноход едет медленно
5.Спутник летит вверх, а комета летит вниз
6.Скафандр тяжелый, а шлем легкий
11. Игра «Сравни». Образование сравнительной степени прилагательных (слайды)
Воспитатель: Посмотрите на картинки, сравните 2 изображенных предмета и составьте предложения:
1.Что медленнее? (показ картинок: самолёт, ракета) Ответ: Самолёт медленнее ракеты.
2.Что больше? (показ картинок Солнце, Земля) Ответ: Солнце больше Земли.
3.Что мощнее? (показ картинок телескопа и микроскопа?) Ответ: Телескоп мощнее микроскопа.
12. «Где спрятались инопланетяне?» Формирование умения детей строить предложения с предлогами (из-под, из-за, между). Активизировать словарь. Воспитывать устойчивость внимания.
Ребята, скажите, как называются жители другой планеты? Давайте рассмотрим картинку-панно и расскажем, где спрятались инопланетяне? Можно предложить образец высказывания. (инопланетянин выглядывает из-за спутника. Необходимо найти всех героев. Материал: карта солнечной системы, с изображением планет, спутников, комет, метеоритов, маленькие инопланетяне.
III. Заключительная часть. Итог занятия.
Воспитатель: Понравился вам полет в космос? Но нам пора возвращаться
- Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-339180-1384324998.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"
НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/25/picture-20748.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».
Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/20/picture-261614-1405860508.jpg)
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-344303-1384434602.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "Путешествие в страну маленьких слов". Тема: "Предлоги В, НА, ПОД, ЗА".
Целью данного занятия является уточнение пространственных отношений предлогов В, НА, ПОД, ЗА и в правильном употреблении их в речи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/26/picture-941387-1503755511.jpg)
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1411356-1665599921.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"
Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....