Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной группе «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Носова Ирина Валерьевна

Конспект ООД предназначен для работы с детьми в подготовительной группы по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe2_zanyatie_puteshestvie_v_kosmos.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по развитию лексико – грамматического строя речи

в подготовительной группе

Тема:  «Путешествие в космос» 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

​ Расширять представления детей о космосе.

​ Расширять, активизировать словарь по теме (орбитальный отсек, обсерватория).

  •  Продолжать формировать умение согласовывать существительные, прилагательные с числительными;
  •  Продолжать формировать умение подбирать синонимы к словам (ракета, космонавт).
  •  Закреплять умение подбирать родственные слова к слову «Звезда»
  •  Продолжать формировать умение составлять сложносочиненные предложения с союзом А на основе антонимов (наречий)
  •  Продолжать формировать умение составлять предложения, используя сравнительную степень прилагательного
  •  Продолжать формировать умение составлять предложения с однородными членами (дополнения, сказуемые, определения)
  •  Учить строить предложения с предлогами из-за, из-под

Коррекционно-развивающие:

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память.

Развивать  общую и мелкую моторику  в процессе использования здоровоьесберегающих технологий (шарики су-джок)

Закреплять умение чётко, кратко отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

 Создавать положительный эмоциональный настрой.

 Воспитывать у детей любознательность к окружающему миру, воображение.

 Воспитывать умение слушать сверстников и педагога.

 Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: предметные, картинки с изображением планет, созвездий, спутников для счета; счетные палочки; аудиофайл; шарики су-джок; тюбики с «питанием» космонавтов, пано с изображением звездного неба, небесных тел и инопланетян «Где спрятался инопланетянин?», слайды для игр «Сравни» и «Скажи наоборот»

Ход:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А теперь давайте поздороваемся друг с другом? Встаньте в круг.

- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

- Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

- Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

- Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

- Ты пришел! (разводят руки в сторону)

- Хорошо! (обнимаются)

- Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Я желаю, чтобы оно было такое же чудесное и у вас.

- Вы готовы заниматься?

- Да, готовы заниматься, очень будем мы стараться!

  1. Основная часть
  1. Подбор синонимов к слову космонавт

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я вам сегодня предлагаю отправиться в космическое путешествие!

- Скажите, как называется профессия людей, которые летают в космос? (Профессия людей, которые летают в космос называется космонавты) Как назвать космонавта по-другому? (астронавт, космический пилот, звездоплаватель)

2. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве, подбор синонимов к слову ракета

- Что нужно, чтобы полететь в космос? (Ракета) Как ещё по-другому можно назвать ракету? (звездолет, космический корабль, космолет). Я предлагаю вам сложить космический корабль из палочек (самостоятельно, без опоры на схему).

Воспитатель: чтобы лететь в космос, нужна специальная одежда. Вы знаете, как она называется? (Одежда космонавта называется скафандр). Давайте наденем его.

Надеваем скафандры:

сначала натягиваем на правую ногу,

затем брючину на левую ногу,

надеваем правый рукав, левый,

застегиваем молнию, ремни,

надеваем шлем.

Готовы? Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск! (звучит музыка)

Вот мы уже и в космосе!

Подбор однородных дополнений, сказуемых

3. Подбор однородных дополнений, сказуемых

- Скажите, что есть в космосе, подберите слова-предметы? (В космосе есть солнце, планеты, луна, кометы, метеориты)

- Что делают космонавты, подберите слова-действия (Космонавты изучают космос, наблюдают за звёздами, надевают скафандр, управляют ракетой).

Ракета состоит из нескольких частей. Сейчас мы находимся в орбитальном отсеке, здесь космонавты работают, наблюдают, проводят эксперименты. Посмотрите, у меня есть специальный прибор, он называется телескоп. В него можно рассматривать звезды даже с Земли. А на Земле есть целые сооружения – обсерватории, где наблюдают за небесными телами.

4.Согласование существительных, прилагательных с числительными

Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминаторы (телескоп) и посчитайте, сколько мы  видим созвездий, планет, спутников?

Одна далёкая планета, две… .

Один  большой спутник,…

Одно яркое созвездие…

5. Игра «Семейка слов» (подбор родственных слов к слову «звезда»)

Воспитатель: Ребята, мы сейчас пролетаем мимо звезд, и я хочу познакомить вас с новой семейкой слов. Во всех этих словах есть короткое слово «звезда» (дети подбирают родственные слова, выкладывают звезды, собирают  созвездие).

-  Как назвать звезду ласково? (звездочка)

- Если на небе много звезд, какое оно? (звездное)

- Как назвать корабль, который летит к звездам? (звездолет)

- Профессия человека, который считает звезды? (звездочет)

- Как называется явление, когда звезды падают с неба? (звездопад)

- Как назвать скопление звезд на небе? (созвездие) Посмотрите, как вы думаете, какое созвездие у нас получилось?

Воспитатель обрисовывает рисунок вокруг звезд и обращает внимание детей на то, что это созвездие малой медведицы.  

6. Развитие мелкой моторики

Воспитатель: ребята, а кто посчитал, сколько планет мы с вами пролетели?

- Сколько планет в солнечной системе? (восемь)

- Чем похожи все планеты? (формой)

- Чем отличаются? (размером, цветом).

- Возьмите шарики (Су – Джок прибор). На что похожи эти шары? Почему?

- Покажите, как планеты движутся вокруг Солнца. (Дети выполняют круговые движения шарика по ладошки.)

- Теперь давайте откроем шары и достанем кольца.

(Далее дети вместе выполняют пальчиковую гимнастику с использованием кольца Су – Джок.)

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий, (кольцо надевают на большой палец левой руки и массируют его)

Два — Венера, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)

Три — Земля, (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)

Четыре — Марс, (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)

Пять — Юпитер, (кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его)

Шесть — Сатурн, (кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его)

Семь — Уран, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)

Восьмой — Нептун(кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его) 

7. Игра «Исправь ошибку и собери предложение».  Закреплять умение правильно составлять предложения, согласовывая члены предложения. (аудиофайл)

Ребята, информацию космонавты передают через звуковые радиоволны, я сейчас вот что слышу. Но мне, кажется, что я что-то не так поняла. Исправьте ошибки.

  • Небе появилась на первая звезда.
  • Луна спутник это Земли.
  • Есть космосе необитаемые в планеты.
  • Космонавт открытый в вышел космос.
  • Астроном звездами за наблюдает.

8. Подбор однородных прилагательных

- Какими должны быть космонавты, подберите слова - признаки? Космонавт какой? (Космонавты должны быть смелыми, отважными, храбрыми)

А чтобы быть такими, космонавты много тренируются. Давайте и мы потренируемся

9. Физкультминутка

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься:  (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками) 

Приседать и вновь вставать  (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе)

10. «Что из чего сделано?» 

А сейчас мы с вами оказались в жилом отсеке, здесь космонавты обедают и отдыхают. Я так проголодалась! А вы? Давайте посмотрим, что же у нас сегодня на обед и почему все продукты питания в тюбиках? (В космосе невесомость – вещи ничего не весят) Посмотрите, что я захватила с собой – на первое у нас суп с грибами (грибной), на второе каша из гречки (гречневая), на третье – чай с лимоном (лимонный), на десерт - варенье с малиной (малиновое)

11. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (слайды)

Воспитатель: Ребята, космонавты в свободно время очень любят играть в игру и  называть слова наоборот и предлагают вам с ними поиграть. Посмотрите на экран и составьте предложения:

1.Планет мало, а звезд много

2. Ракета высокая, а летающая тарелка низкая

3.Планета большая, а звезда маленькая

4.Ракета летит быстро, а луноход едет медленно

5.Спутник летит вверх, а комета летит вниз

6.Скафандр тяжелый, а шлем легкий

11. Игра «Сравни». Образование сравнительной степени прилагательных (слайды)

 Воспитатель: Посмотрите на картинки, сравните 2 изображенных предмета и составьте предложения:

1.Что  медленнее? (показ картинок: самолёт,  ракета) Ответ: Самолёт медленнее ракеты.

2.Что больше? (показ картинок Солнце, Земля) Ответ:  Солнце больше  Земли.

3.Что мощнее? (показ картинок телескопа и микроскопа?) Ответ: Телескоп мощнее микроскопа.

12. «Где спрятались инопланетяне?» Формирование умения детей строить предложения с предлогами (из-под, из-за, между). Активизировать словарь. Воспитывать устойчивость внимания.

Ребята, скажите, как называются жители другой планеты? Давайте рассмотрим картинку-панно и расскажем, где спрятались инопланетяне? Можно предложить образец высказывания. (инопланетянин выглядывает из-за спутника. Необходимо найти всех героев. Материал: карта солнечной системы, с изображением планет, спутников, комет, метеоритов, маленькие инопланетяне.

III. Заключительная часть. Итог занятия.

Воспитатель: Понравился вам полет в космос? Но нам пора возвращаться

- Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Наш город»

Конспект предназначен для детей  подготовительной группы  компенсирующей направленности  с ОНР....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"

Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....