Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной группе «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Носова Ирина Валерьевна

Конспект ООД предназначен для работы с детьми в подготовительной группы по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe2_zanyatie_puteshestvie_v_kosmos.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по развитию лексико – грамматического строя речи

в подготовительной группе

Тема:  «Путешествие в космос» 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

​ Расширять представления детей о космосе.

​ Расширять, активизировать словарь по теме (орбитальный отсек, обсерватория).

  •  Продолжать формировать умение согласовывать существительные, прилагательные с числительными;
  •  Продолжать формировать умение подбирать синонимы к словам (ракета, космонавт).
  •  Закреплять умение подбирать родственные слова к слову «Звезда»
  •  Продолжать формировать умение составлять сложносочиненные предложения с союзом А на основе антонимов (наречий)
  •  Продолжать формировать умение составлять предложения, используя сравнительную степень прилагательного
  •  Продолжать формировать умение составлять предложения с однородными членами (дополнения, сказуемые, определения)
  •  Учить строить предложения с предлогами из-за, из-под

Коррекционно-развивающие:

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память.

Развивать  общую и мелкую моторику  в процессе использования здоровоьесберегающих технологий (шарики су-джок)

Закреплять умение чётко, кратко отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

 Создавать положительный эмоциональный настрой.

 Воспитывать у детей любознательность к окружающему миру, воображение.

 Воспитывать умение слушать сверстников и педагога.

 Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: предметные, картинки с изображением планет, созвездий, спутников для счета; счетные палочки; аудиофайл; шарики су-джок; тюбики с «питанием» космонавтов, пано с изображением звездного неба, небесных тел и инопланетян «Где спрятался инопланетянин?», слайды для игр «Сравни» и «Скажи наоборот»

Ход:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А теперь давайте поздороваемся друг с другом? Встаньте в круг.

- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

- Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

- Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

- Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

- Ты пришел! (разводят руки в сторону)

- Хорошо! (обнимаются)

- Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Я желаю, чтобы оно было такое же чудесное и у вас.

- Вы готовы заниматься?

- Да, готовы заниматься, очень будем мы стараться!

  1. Основная часть
  1. Подбор синонимов к слову космонавт

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я вам сегодня предлагаю отправиться в космическое путешествие!

- Скажите, как называется профессия людей, которые летают в космос? (Профессия людей, которые летают в космос называется космонавты) Как назвать космонавта по-другому? (астронавт, космический пилот, звездоплаватель)

2. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве, подбор синонимов к слову ракета

- Что нужно, чтобы полететь в космос? (Ракета) Как ещё по-другому можно назвать ракету? (звездолет, космический корабль, космолет). Я предлагаю вам сложить космический корабль из палочек (самостоятельно, без опоры на схему).

Воспитатель: чтобы лететь в космос, нужна специальная одежда. Вы знаете, как она называется? (Одежда космонавта называется скафандр). Давайте наденем его.

Надеваем скафандры:

сначала натягиваем на правую ногу,

затем брючину на левую ногу,

надеваем правый рукав, левый,

застегиваем молнию, ремни,

надеваем шлем.

Готовы? Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск! (звучит музыка)

Вот мы уже и в космосе!

Подбор однородных дополнений, сказуемых

3. Подбор однородных дополнений, сказуемых

- Скажите, что есть в космосе, подберите слова-предметы? (В космосе есть солнце, планеты, луна, кометы, метеориты)

- Что делают космонавты, подберите слова-действия (Космонавты изучают космос, наблюдают за звёздами, надевают скафандр, управляют ракетой).

Ракета состоит из нескольких частей. Сейчас мы находимся в орбитальном отсеке, здесь космонавты работают, наблюдают, проводят эксперименты. Посмотрите, у меня есть специальный прибор, он называется телескоп. В него можно рассматривать звезды даже с Земли. А на Земле есть целые сооружения – обсерватории, где наблюдают за небесными телами.

4.Согласование существительных, прилагательных с числительными

Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминаторы (телескоп) и посчитайте, сколько мы  видим созвездий, планет, спутников?

Одна далёкая планета, две… .

Один  большой спутник,…

Одно яркое созвездие…

5. Игра «Семейка слов» (подбор родственных слов к слову «звезда»)

Воспитатель: Ребята, мы сейчас пролетаем мимо звезд, и я хочу познакомить вас с новой семейкой слов. Во всех этих словах есть короткое слово «звезда» (дети подбирают родственные слова, выкладывают звезды, собирают  созвездие).

-  Как назвать звезду ласково? (звездочка)

- Если на небе много звезд, какое оно? (звездное)

- Как назвать корабль, который летит к звездам? (звездолет)

- Профессия человека, который считает звезды? (звездочет)

- Как называется явление, когда звезды падают с неба? (звездопад)

- Как назвать скопление звезд на небе? (созвездие) Посмотрите, как вы думаете, какое созвездие у нас получилось?

Воспитатель обрисовывает рисунок вокруг звезд и обращает внимание детей на то, что это созвездие малой медведицы.  

6. Развитие мелкой моторики

Воспитатель: ребята, а кто посчитал, сколько планет мы с вами пролетели?

- Сколько планет в солнечной системе? (восемь)

- Чем похожи все планеты? (формой)

- Чем отличаются? (размером, цветом).

- Возьмите шарики (Су – Джок прибор). На что похожи эти шары? Почему?

- Покажите, как планеты движутся вокруг Солнца. (Дети выполняют круговые движения шарика по ладошки.)

- Теперь давайте откроем шары и достанем кольца.

(Далее дети вместе выполняют пальчиковую гимнастику с использованием кольца Су – Джок.)

По порядку все планеты назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий, (кольцо надевают на большой палец левой руки и массируют его)

Два — Венера, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)

Три — Земля, (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)

Четыре — Марс, (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)

Пять — Юпитер, (кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его)

Шесть — Сатурн, (кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его)

Семь — Уран, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)

Восьмой — Нептун(кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его) 

7. Игра «Исправь ошибку и собери предложение».  Закреплять умение правильно составлять предложения, согласовывая члены предложения. (аудиофайл)

Ребята, информацию космонавты передают через звуковые радиоволны, я сейчас вот что слышу. Но мне, кажется, что я что-то не так поняла. Исправьте ошибки.

  • Небе появилась на первая звезда.
  • Луна спутник это Земли.
  • Есть космосе необитаемые в планеты.
  • Космонавт открытый в вышел космос.
  • Астроном звездами за наблюдает.

8. Подбор однородных прилагательных

- Какими должны быть космонавты, подберите слова - признаки? Космонавт какой? (Космонавты должны быть смелыми, отважными, храбрыми)

А чтобы быть такими, космонавты много тренируются. Давайте и мы потренируемся

9. Физкультминутка

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься:  (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками) 

Приседать и вновь вставать  (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе)

10. «Что из чего сделано?» 

А сейчас мы с вами оказались в жилом отсеке, здесь космонавты обедают и отдыхают. Я так проголодалась! А вы? Давайте посмотрим, что же у нас сегодня на обед и почему все продукты питания в тюбиках? (В космосе невесомость – вещи ничего не весят) Посмотрите, что я захватила с собой – на первое у нас суп с грибами (грибной), на второе каша из гречки (гречневая), на третье – чай с лимоном (лимонный), на десерт - варенье с малиной (малиновое)

11. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (слайды)

Воспитатель: Ребята, космонавты в свободно время очень любят играть в игру и  называть слова наоборот и предлагают вам с ними поиграть. Посмотрите на экран и составьте предложения:

1.Планет мало, а звезд много

2. Ракета высокая, а летающая тарелка низкая

3.Планета большая, а звезда маленькая

4.Ракета летит быстро, а луноход едет медленно

5.Спутник летит вверх, а комета летит вниз

6.Скафандр тяжелый, а шлем легкий

11. Игра «Сравни». Образование сравнительной степени прилагательных (слайды)

 Воспитатель: Посмотрите на картинки, сравните 2 изображенных предмета и составьте предложения:

1.Что  медленнее? (показ картинок: самолёт,  ракета) Ответ: Самолёт медленнее ракеты.

2.Что больше? (показ картинок Солнце, Земля) Ответ:  Солнце больше  Земли.

3.Что мощнее? (показ картинок телескопа и микроскопа?) Ответ: Телескоп мощнее микроскопа.

12. «Где спрятались инопланетяне?» Формирование умения детей строить предложения с предлогами (из-под, из-за, между). Активизировать словарь. Воспитывать устойчивость внимания.

Ребята, скажите, как называются жители другой планеты? Давайте рассмотрим картинку-панно и расскажем, где спрятались инопланетяне? Можно предложить образец высказывания. (инопланетянин выглядывает из-за спутника. Необходимо найти всех героев. Материал: карта солнечной системы, с изображением планет, спутников, комет, метеоритов, маленькие инопланетяне.

III. Заключительная часть. Итог занятия.

Воспитатель: Понравился вам полет в космос? Но нам пора возвращаться

- Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"

НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"

Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....