Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ухарских Ольга Михайловна

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx118.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №389 г. Челябинска»

Конспект

образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических категорий языка

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

Тема: «Транспорт»

Проводит: учитель-логопед первой квалификационной категории

Ухарских Ольга Михайловна

2019г.

Задачи:

1.Образовательные:

— расширять представления детей о разных видах транспорта.

2. Речевые:

— обогащать речь детей существительными «сложными словами» , состоящими из двух корней (ледокол, пароход);

— упражнять в согласовании слов в предложении (сущ+прил., сущ.+ числит., сущ +глагол, сущ+глагол+предлог+сущ.)

— закреплять умение образовывать приставочные глаголы.

— закрепить умение образования различных форм существительных (уменьшительно-ласкательная  форма).

3. Развивающие:

— развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

— продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

— воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Песочница, схемы «сложных слов», кубики (составление предложения), карта песочной страны, карточки с изображением транспорта.

Ход занятия:

1 Орг.момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? А как вы думаете, на чём можно доехать до другого города? (Я поеду на машине. Касаемся друг друга ладонями).

2 «Найди, что спрятано в песочнице»

Логопед: Ребята, мы сегодня поиграем с нашей волшебной песочницей. А волшебная, она потому, что готовит для нас множество сюрпризов. Хотите узнать, какой сюрприз нас ждёт?

Подходите к песочнице, вставайте рядом со мной. Мы будем искать секреты, зарытые в песке. Можем поехать на машине, поплыть на корабле, полететь на самолёте. Будем двигать машину и считать клетки.

Машина едет по дороге, начинаем с левого нижнего угла 1 клетка вверх, 2 клетки влево и т.д.(поиск схем)

http://skrinshoter.ru/i/190219/uLJ32Ykv.png

http://skrinshoter.ru/i/190219/yu1TksFl.png

Мы нашли с вами картинки загадки. Кто уже догадался, какие слова здесь зашифрованы? Отгадать загадки нам помогут картинки на доске (изображение транспорта)

Логопед: Здесь зашифрованы «сложные слова», состоящие из двух маленьких слов

Дети: самолёт, ледокол …

Логопед: О чём мы будем сегодня разговаривать? – О транспорте.

3 «Составь предложение» (кубики)

Логопед: Ребята, а можете мне рассказать о транспорте? В этом нам помогут кубики.

  • Как движется транспорт?  Что может ехать? Плыть? Лететь?(карточка)

Машина едет. Самолёт летит.

  • Мы  оказались на улице города (картинка). Бросаем два кубика (цвет +транспорт) и говорим, какой транспорт увидели.

Красная машина едет, синий паровоз едет…

  • Транспорта в городе очень много , попробуем его посчитать. Бросаем три кубика (цифра+цвет+транспорт). Говорим получившееся предложение

Две синие машины едут, пять зелёных грузовиков едут….

  • Машины что-то везут. Бросаем один кубик (сущ. и сущ.)

Машина везёт грушу и яблоко.

  • Кто едет в транспорте? Бросаем 1 кубик (люди) + добавляем модель предлога

Мама едет в машине.

Папа летит в самолёте.

4 Игра «Так бывает или нет».  Помогите разобраться, так бывает или нет!

Логопед: Бросаем два кубика сущ + глагол +сущ. Мама едет на самолёте. Так бывает? А как бывает? Мама не едет на самолёте, а летит.

5 «Путешествие по песочной стране»

Логопед: Давайте подойдём к песочнице. Опустите руки в песок. Какой он?

Сухой

Лёгкий

Тёплый

Сыпучий

Светлый

Ребята, у нас есть карта для путешествия по песочной стране. Сначала нам нужно построить дорогу для машины. Отправляемся в путь и говорим, что делает машина.

(река, мост, горы, дерево)

Из гаража выехали,

По дороге поехала.

Мы к реке подъехали,

Через мост переехали,

На гору въехали,

С горы съехали,

Дерево объехали

И в гараж приехали.

6 Словесная игра: «Назови ласково».

Мы попали в страну великанов и гномов, назовите на чём ездят великаны и гномы.

Машина- для великана нужна машинища, а для гномика - машинка

грузовик — грузовичок,грузовичище

самолет — самолетик, самолётище

вертолет — вертолетик, вертолётище

ракета — ракетка, ракетища

велосипед — велосипедик, велосипедище.

корабль — кораблик, кораблище.

7 Игра «Чего нет?»  (употребление сущ в Р.П.)

Логопед: Наступает вечер. Куда уезжает транспорт вечером? Транспорт уезжает в гараж.

8 Итог занятия

Ребята, давайте подойдём к самолёту(мягкий самолёт). Куда бы вам хотелось полететь?

Ответы детей.

Отправляемся в полёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».

Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Деревья»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙСтаршая группа компенсирующей направленности для детей с ТНРТема: «Деревья»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Методическая разработка ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (4-5лет) на тему: "Путешествие в снежное Королевство

Дети отправляются в Царство Снежной Королевы выполнять ее задания, чтобы растопить ледяное сердце и снять ее волшебство. Если ребята выполнят все задания, то сердце оттает и на смену  зиме прид...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...