Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.

Задачи:

1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже.

2. Расширять, активизировать словарь по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogrebnova_e.v._konspekt_zanyatiya.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Тема: Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта».

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.

Задачи:

1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже.

2. Расширять, активизировать словарь по теме.

Оборудование: Макет поезда (картинка), предметные картинки по теме.

План занятия.

I.Организационный момент.

Перед детьми выставлен поезд (макет или рисунок)

Логопед: Вот стоят выгоны в ряд

                 И все хором говорят:

                 -Едем, едем в детский сад,

                 Везём посылки для ребят.

Как называются вагоны, в которых перевозят почтовые посылки? (Почтовые.)

А как называется поезд с почтовыми вагонами? (Почтовый.)

II. Основная часть. 

Логопед: Сегодня мы узнаем историю почтовых вагончиков. А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ о том, как появилась почта.

      1. Вводная беседа.

Почта

Почта занимается пересылкой почтовых отправлений – писем, газет, журналов, денежных переводов, бандеролей, посылок. Вся пересылка осуществляется при помощи транспортных средств.

Необходимость разговаривать друг с другом появилась у людей в глубокой древности. Но как поговоришь, если нужный тебе человек находится очень далеко? После того как люди научились читать и писать, эта проблема исчезла. Появилась почтовая связь. Сначала почту перевозили на лошадях, затем стали перевозить по железной дороге. В XX столетии увеличилось количество почты, которую перевозят самолётом. В годы войны большую роль играла полевая почта.

В наше время, когда компьютеры прочно вошли в жизнь, письма и послания можно пересылать с помощью электронной почты.

2. Развитие лексико-грамматических категорий:

Логопед: А вот история одного вагончика

Я вагончик ярко-алый,

Аккуратный и нестарый.

Вот почтовое письмо.

Ване я везу его.

А как ещё можно доставить письма?

- Игра «Отправляем письмо»

Пополнение словаря по теме «Почта».

Чтобы отправить письмо по железной дороге, нужен (что?) … (Почтовый вагон.)

Чтобы отправить письмо авиапочтой, нужен (что?) … (Самолёт.)

Чтобы отправить письмо голубиной почтой, нужен (что?) … (Голубь.)

Чтобы отправить письмо электронной почтой, нужен (что?) … (Компьютер.)

Чтобы доставить письмо на север, нужны (что?) … (Собачья упряжка, вертолёт.)

Логопед: Ребята, мы говорим с вами о почтовых вагонах. А что ещё может быть почтовым?

       - Игра «Подбери предмет».

Подбор существительных, согласующихся с прилагательными в роде, числе.

Почтовый (кто? Что?) – голубь, ящик, вагон.

Почтовая (что?) – открытка, посылка, марка, сумка.

Почтовое (что?) – письмо.

Физкультминутка.

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Поднимаются на носочки и тянутся за руками вверх.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

«Открывают»

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

Приседают – встают с вытянутыми вперед руками.

Логопед: Послушайте история голубого вагончика.

Я вагончик голубой,

Не угнаться вам за мной.

Бандеролей везу воз!

Заказал их Дед Мороз.

Ребята, мы с вами сейчас расскажем, что можно сделать с бандеролями, письмами и посылками.

       - Игра «Что делает, что делают?»

Образование глаголов в форме множественного числа.

Ваня письмо отправляет, а дети письма (что делают?) … (Отправляют.)

Почтальон телеграммы разносит, а почтальоны письма (Что делают?) … (Разносят.)

Мама марку на конверт наклеивает, а мамы марки на конверт (что делают?) … (Наклеивают).

Дедушка бандероль получает, а дедушки бандероли ( что делают?) … (Получают).

Почтальон свежую газету и журнал приносит, а почтальоны свежие газеты и журналы (что делают?) … (Приносят.)

Маша поздравительную открытку рисует, а дети поздравительные открытки (что делают?) … (Рисуют.)

Логопед: А вот история последнего почтового вагончика.

Часто езжу я по свету,

Письма развожу, газеты.

Двери смело открывайте,

И предметы посчитайте!

            - Игра «Один, три, пять»

Согласование прилагательных с существительными в числе.

Одно интересное письмо, три интересных письма, пять интересных писем.

Один почтовый ящик, три …, пять …

Один свежий журнал, три …, пять …

Одна поздравительная открытка, три …, пять…

Одна редкая марка, три…, пять ...

III. Заключительная часть.

Логопед: Чьи истории мы сегодня слушали на занятии? Что может быть почтовым?

Что нужно не забывать делать в праздники, дни рождения и когда наши родные и друзья находятся далеко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»

-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы -лексическая тема: "Зимующие птицы"-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музы...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме  “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе. Тема «Человек. Наше тело»

Цели: Знакомство детей с частями тела человека.Закрепление словаря по данной теме.Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа.Формирование навыка ориентировки в собственно...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Человек. Наше тело»

Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч....