Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Никифорова Лариса Валерьевна

-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы 

-лексическая тема: "Зимующие птицы"

-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музыки

-на занятии используются д/и "Один-все-много", "Чей голосок?", "Назови ласково", "Птичка-непоседа", "Скажи одним словом", пальчиковая игра "Дятел". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД логопедия лексико-грамматика19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы.

Тема: «Зимующие птицы»

Области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музыки.

Цель: Углублять и уточнять представления детей о зимующих птицах. 

Задачи:

  1. Упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  2. Закреплять умение образовывать единственное и множественное число существительных именительного и родительного падежей.
  3. Развивать умение образовывать сложные прилагательные.
  4. Продолжать учить образовывать приставочные глаголы.
  5. Активизировать словарь глаголов, обозначающих звукоподражания.
  6. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
  7. Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед предлагает детям внимательно послушать, найти лишнее слово и объяснить свой выбор. (д/и «четвертый-лишний»)

                           кошка-воробей-собака-коза

                           волк-медведь-снегирь-лиса

                           синица- муха-бабочка-комар

                           кукушка-голубь-ласточка-скворец

2)Сообщение темы занятия.    

Логопед: -Кто сможет повторить все лишние слова? (ответы детей)

(дети подходят к доске. На доску выставляются предметные картинки названных и др.  зимующих птиц.)

- Как назвать их всех вместе? Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах.  Чтобы увидеть много зимующих птиц, мы с вами «отправимся» в парк.

                                  1,2,3-повернись,

                                  В зимнем парке окажись!

(выставляются картинки зимнего парка)

3) Основная часть.

  -  образование существительных единственного и множественного числа именительного и родительного падежей.  (д/и «один-все-много»)

- Посмотрите на эти деревья – как много птичек сидит на ветках! Здесь не одна синица, а много….подскажите мне слово –много кого? – много синиц. Кого еще много на ветках?

не один воробей, а много…

не один снегирь, а много…

не один голубь, а много…

не один дятел, а много….

не одна ворона, а много…

не одна сорока, а много…

- Все птички в парке слетелись посмотреть на гостей – здесь есть…назовите-ка сами - кто здесь есть?(Логопед показывает картинки и помогает называть птиц). Здесь и синицы, и воробьи, и снегири, и голуби, а еще вороны и сороки! Вот как много птиц в парке!

-активизация глаголов, обозначающих звукоподражания

-  Знаете, ребята, птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос. Как подаёт голос воробей? (он чирикает) А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно, то они шипят.)

-Как свой голос подаёт ворона? (каркает, сорока - трещит, голуби воркуют, дятел стучит по стволу дерева) 

- Закройте глаза. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали.  (Включается аудиозапись птичьих голосов)

Дети: - Я слышала, как каркает ворона,

-А я слышала, как чирикает воробей.

-Я слышал, как свистят синицы и снегири.

-А я - как трещит сорока.

- образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

-двигательная разминка, пальчиковая игра

-Птицы рады встрече с нами. Посмотрите, какие они красивенькие, маленькие.  Давайте посадим птичек в нашу кормушку (картинка с кормушкой) и назовем каждую птичку ласково.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

На столе лежат картинки птиц, возьмите птицу, посадите её в кормушку и скажите, кто прилетел в кормушку. (В кормушку прилетел снегирёк. В кормушку прилетел воробушек.) Скажите, а дятел клюет зернышки в кормушке? А как же дятел питается? Давайте поиграем – одна ладонь у нас будет дерево, а пальчик другой руки – клюв дятла. Постучим клювиком по дереву, как дятел.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой!

- образование приставочных глаголов

(Дети переходят к другой картинке-отдельное изображение кормушки и птицы)

- Все птички большие непоседы, не сидят на одном месте, все время прыгают, перелетают с ветки на ветку, что-то клюют. Вот и у меня есть такая птичка.

 Подскажите мне, что сделала птичка? (логопед выполняет действия с картинками птички и кормушки)

Птичка летела-летела и в кормушку… прилетела

Зерен поклевала и из кормушки …       улетела

Вокруг кормушки …                               облетела

С одного дерева на другое                      перелетела

Любопытная птичка в дупло …             залетела

Потом из дупла …                                   вылетела

-Какие слова помогли нам рассказать про птичку?

-образование сложных прилагательных

-Птицы отличаются по своему внешнему виду. Вот у снегиря красная грудка – значит, он красногрудый. Послушайте, как я сказала: красная грудка – красногрудый. Я два слова соединила в одно. А у синички грудка желтая – как можно сказать про неё одним словом?

желтая грудка…

черные глаза…

длинный хвост…

острый клюв…

короткие лапки …

белый бок…

черные крылья….

сизые крылья….

-Молодцы! Какие красивые и сложные слова вы говорили.  Но нам пора возвращаться из парка в группу.

1,2,3 – повернись,

Снова в группе окажись!

4)  Итог занятия.

-Кто вспомнит, каких птиц мы видели в парке? Как мы назовём всех этих птиц вместе? (зимующие). Как вы думаете, могут люди помочь птицам перезимовать? Что для этого нужно сделать? .......

-Ой, а что это у нас в группе на столах лежит? Какие-то листы бумаги с точками…

Давайте соединим эти точки карандашом и увидим, что же у нас получится!

(дети соединяют точки и получают изображения птиц для раскрашивания, раскрашивают их).

КОНЕЦ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Представлен материал еженедельного планирования взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР 3 уровня речевого развития....

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».....

Конспект ООД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ффн и онр на тему "День защитника отечества"

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Задачи OОД: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь ...

Конспект НОД по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Мамин день 8-е Марта.»

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В конце конспекта содержатся фотографии, отражающие хо...