Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бочарова Виолетта Викторовна

Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.odt23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 город Ставрополь.

Конспект

образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой»

(подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

                                                          Подготовила: учитель-логопед группы №8

                                                                                      Бочарова Виолетта Викторовна

г. Ставрополь, 2024г.

Тема: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой.»

Цель: расширение и активизация словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствование связной речи.

     Коррекционно - обучающие:

-Образование притяжательных прилагательных.

-формирование употребления в речи простых и сложных предлогов.

-Уточнение и расширение словаря по теме (названия зверей и птиц, их характерные внешние признакои, места обитания, питание)

Коррекционно - развивающие задачи:

1.  - Развитие произносительной стороны речи.

     - Формирование фразовой речи.

     - Обучение согласованию существительных в творительном падеже.

     -Упражнение в использовании притяжательных прилагательных

    - Развитие мышления  при работе с перфокартами;

2.Совершенствовать умение самостоятельно, логически последовательно и грамматически правильно составлять рассказы о диких животных с помощью техники «Сторителлинг».

3.  - Развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание.

     - Развивать общую и мелкую моторику( координвция речи с движнием)

     - Повышать активность детей, прививать интерес к непосредственной    образовательной деятельности.

Коррекционно - воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к животным.

2. Зкреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях.

3. Воспитывать желание защищать и оберегать природу родного края.

Методы и приемы:  словесно-наглядный, метод игрового моделирования.

Оборудование: ТСО (ноутбук, интерактивный стол и доска), индивидуальные перфокарты «Кто чем питается?», маркеры; кубики историй «Сторителлинг», мешочек с подарками от зверей, дорожки следов диких животных; специально подготовленная обстановка (зимний лес, картины по теме, «снежок» - мяч).

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность, интерес к различным видам детской деятельности; пытается рассуждать; строит грамматически правильные фразы; умеет работать в коллективе; проявляет умение поддерживать беседу; владеет диалогической речью; бережно относится к природе; знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе; эмоционально реагирует на художественное произведение, музыку.

Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картинок с изображением диких животных,  и их детенышейчтение художественных произведений: Г. Снегирева «Медвежонок», Н. Сладкова «Лиса и еж»«Лиса и заяц», Е. Чарушина «Волчишко»«Маша и медведь»«Медведица и медвежата», В. Бианки «Купание медвежат», А. К Толстого «Лиса Патрикеевна».

Игры – драматизации с участием детей : «Рукавичка»«Заюшкина избушка»«Маша медведь»«Находчивый заяц».

Дидактические игры«Когда это бывает?»«У кого кто?»«Кто, где живет?»«Кто, чем питается?»«Чей хвост?»«Отгадай, кто это?».

Содержание основной образовательной деятельности.

(Звучит спокойная музыка.)

-Ребята, каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Улыбнитесь друг другу. Я вижу, что у вас всех хорошее настроение. Вы готовы внимательно слушать.

-Отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом.

Все покрыла серебром. (Зимние месяцы. Зима.)

-Назовите зимние месяцы.

Совсем недавно мы говорили о зиме, зимующих птицах; узнали, как звери готовились к зиме

- а хотели бы вы больше узнать о жизни диких животных зимой?

-Да!

- тогда я приглашаю вас на прогулку в волшебный сказочный лес. Предлагаю вам закрыть и глаза и послушать (включаю презентацию «Зимний лес»).

- Что вы слышите? (ответы детей).

- Откройте глаза

(Звучит спокойная мелодия, читаю стихотворение Ф.Тютчева)

- Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев).

-в какой лес мы попали?

Игра «Снежок»( на подбор качественных прилагательных)

(Снежный, заколдованный, красивый, зимний, таинственный, суровый, морозный, холодный, сказочный, сверкающий, чудный, неподвижный, спящий, тихий, сонный т. д.)

 А хотите погулять по нашму зимнему лесу., но сначала давайте вспомним правила поведения в природе. А расскажет нам об этом...(имя ребенка).

Читает ребенок.

Если в лес пришел гулять.

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя сорить, шуметь,

Нельзя даже громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

А какие еще правила поведения в лесу вы знаете? (ответы детей)

*Подходим к картине с зимующими птицами, рассматриваем.

- А как мы можем помочьзимующим птицам?(Мы повесили кормушки в детском саду и дома, подкармливаем птиц.)

Игра на интерактивном столе «4-й лишний».

*- Земля укрылась белым одеялом, трудно животным в холодном лесу.

- Дети, посмотрите! На снегу дорожки необычные. (Это следы)

- А чьи это следы? А как вы догадались?

-  Лось. Лось пробирается сквозь заснеженную чащу в поисках корма. Раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветви с кустов и деревьев.

- Лиса. Шерсть у лисы к зиме становится густой, пушистой. На лапках тоже отрастает густая шерсть. Ходит по снегу лиса как в валенках. Днем бегает лиса по лесу в поисках пищи, а ночью спит в норе. Зимой лиса кормится в основном мышами. След лисы похож на след маленькой собачки.

- Ребята, на самом деле легко ли найти лисьи следы?

(Лисьи следы увидеть нелегко, потому что лиса следы заметает.)

- Заяц. Зимой заяц белый. От врагов зайца спасает белая шубка и быстрые лапы. Зимним днем заяц спит под кустиком. Или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывает кору деревьев, веточки кустарников. Это след зайца. Когда заяц прыгает, он задние лапы выбрасывает вперед, а передние – назад, как бы себя обгоняет.

- Волк. Волки живут стаями. Стая – это волчья семья. Голодно им бывает зимой. Волки - хищники. Они ловят зайцев, птиц. В сильную метель волки лежат в логове. След волка похож на след большой собаки. Волки ходят «след в след».

- Медведь. Ребята, посмотрите, какой большой сугроб под елкой, а следов не видно.(Это берлога.) Берлога чья? (Медвежья.)Медведь спит в берлоге. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

- Давайте мы с вами тихонько пойдем дальше и не будем тревожить лесного жителя, пусть спит в своей берлоге.

- Следы, каких животных мы еще не увидим в лесу зимой?

(Барсука и ежа)

- Почему?(Они тоже спят)

Белка. Зимой белочка меняет цвет шубки. Становится серой. Так ей легче прятаться от своих врагов – ястреба или куницы. Белка – запасливая хозяйка. К зиме подготовила припасы : орешки, желуди, грибы, шишки. Следы белки похожи на маленькие ладошки с острыми коготками. Они помогают ей быстро забираться на дерево.

-  Трудно диким животным и птицам зимой в лесу. Поэтому люди подкармливают голодных зверей и птиц. Лосям раскладывают сено и соль. Для зайцев они готовят кучи осиновых веток; птицам развешивают кормушки; белкам – желуди, орехи и шишки; диким кабанам – желуди. Так и доживут до весны братья наши меньшие.

Давайте и мы попробуем накормить диеих животных.

Игра «Накорми животных» (Перфокарты)

- Молодцы! Вы сделали доброе дело – покормили диких животных.

- Друзья, в зимнем лесу можно замерзнуть. Давайте мы погреемся.

   Физминутка «Звериная зарядка»«Звериная зарядка»

Раз – присядка, (приседают.)

Два – прыжок. (Подпрыгивают.)

Это заячья зарядка,

Начинай ее, дружок! (Показывают ушки на макушке.)

А лисята как проснутся, (потирают кулачками глаза)

Любят долго потянуться, (потягиваются)

Обязательно зевнуть, (поворачивают туловище)

Рыжим хвостиком вильнуть. (Двигают бедрами)

А бельчата спинку выгнуть (наклоняются вперед)

И легонечко подпрыгнуть. (Подпрыгивают)

Ну а Мишка косолапый, (сгибают руки в локтях)

Широко расставив лапы, (ставят ноги на ширине плеч)

То двумя, то всеми вместе (переступают с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (разводят руки в стороны)

Начинайте все сначала.

 Составление описательных рассказов с помощью «Кубиков историй»

- Ребята, сегодня мы встретили многих животных в лесу, давайте попробуем придумать о них рассказ, а помогут нам в этом наши кубики историй. (Дети делятся на 2 команды. Рассказы детей)

Рефлексия:

Наша прогулка по-зимнему, сказочному лесу подошла к концу.

-Где мы с вами побывали? (В зимнем, сказочном лесу.)

- О ком мы сегодня с вами говорили?

- Чьи следы мы видели в лесу?

- Что нового вы для себя узнали?

- Что было интересно?

- Обязательно расскажите дома о нашей прогулке по-зимнему, сказочному лесу.

Итог:

- Ребята, посмотрите что это? (нахожу волшебный мешочек, достаю на ощупь шишку)

- Да это же наши друзья -звери приготовили нам сюрприз. (дети по очереди угадывают что в мешке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дикие животные весной"

Целями данного конспекта является систематизация и обобщение знаний детей о диких животных и их детёнышах, а также развитие грамматической стороны речи, психических процессоов....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить испол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений с детьми старшего дошкольного возраста по теме: « Друзья Маши – дикие животные».

Цель: Активизировать словарный запас по теме, совершенствуя лексико-грамматическую структуру языка посредством осуществления коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с речевыми...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Планирование по лексической теме "Дикие животные" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Планирование недельное включает коррекционную работу, планирование организованной образовательной деятельности и повседневной работы в старшей логопедической группе....