Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой».

3. Графический материал по лексической теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой».

4. Домашнее задание по лексической теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Зимующие птицы. Дикие животные зимой»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой».

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы. Дикие животные зимой».
  • уточнить и расширить представления о зимней жизни птиц и диких животных.
  • закреплять умение образовывать составные прилагательные;
  • развивать умение согласовывать существительные с числительными;
  • закреплять употребление предлогов: в, на, за, из, под.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

Ребята, давайте отгадаем загадки и узнаем, про что мы с вами сегодня будем говорить.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ... (Сорока)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

Никого не боится

Разбойница птица.

На ветке сидит,

«Кар-кар» кричит. (Ворона)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)

Мы будем говорить про зимующих птиц и жизнь диких животных в лесу зимой.

Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Ребята, каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, воробей, синица, дятел, сова, снегирь, голубь). Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Сделать кормушку, положить туда семечки, сало для синичек, овёс, белый хлеб, кусочки сухофруктов, вареные яйца). А как проводят зиму животные в лесу? (Заяц и белка меняют цвет шерсти. Заяц становится белым, а белка – серой. Белка питается запасами, которые делала осенью, а заяц – корой деревьев. Лиса распушает свой богатый мех, чтобы сохранять тепло, и охотится на зайцев и мышей, ныряя глубоко в снег. Волк тоже охотится на мелких животных. Ежи, барсуки, хомяки и медведи ложатся в спячку. Лоси и олени находят под снегом траву и грызут веточки деревьев).

II. Основная часть. Массаж биологически активных точек

Скачет шустрый воробей (постучать пальцами по лбу)

Все быстрей, быстрей, быстрей! (постучать пальцами по щекам)

Крошки хлеба поклевал, (пощипать щеки)

Над землею полетал, (погладить пальцами щеки по кругу)

На березе посидел. (пожать уши)

Кыш. Куда-то улетел! (похлопать по щекам)

2. Артикуляционная гимнастика

Знаешь ты, где ёж зимует?

В норке. Норку замурует,

Вход заткнёт в неё землёй,

Дремлет много он зимой.

«Окошко»

Шишки белочка грызет,

Семена из них берет,

Отдохнуть идет в дупло,

Там уютно и тепло.  

«Заборчик-трубочка»

Утки нынче разленились.
Не хотят на юг лететь.
В нашем городе прижились,
Будут холода терпеть.

Плоским клювом хлеб едят,

Распушившись, утки спят.

«Блинчик»

Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.

«Маляр»

У воробышка весь дом

Называется гнездом.

Только птичка-невеличка

Уместиться может в нем!

«Чашечка»

Заяц серый полинял.

Заяц шубу поменял, 

На снегу теперь на белом

Скачет заяц белый-белый.

«Качели»

Волк в лесу голодный рыщет,

Он себе добычу ищет.

Лоси, зайцы – не зевайте,

Поскорее убегайте!

«Часики»

Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит: тук-тук.

«Дятел»

Хомячок-толстячок,
За щекою сундучок!
Там орешки и зерно,
Будет на зиму оно!

«Хомяк»

3. Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку. (Встали, наклоны влево-вправо)

Нашла большое зернышко (Наклоны вниз)

И полетела в гнездышко. («Летим»)

4. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Снегири», показ схемы.

Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.

Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

Снегири – птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево.

Весной снегири уже будут далеко на севере – на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий свист: «Зю... зю... зю... – мы прибыли!»

Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.

Почему снегири так называются?

Почему снегири прилетают к нам зимой?

Как выглядят снегири?

Они живут стайками или по одному?

Куда весной полетят снегири?

Когда снегири к нам вернутся?

5. Игра «Скажи одним словом»

Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

Если у рыси острые уши, то она какая? (остроухая)

Если у воробья короткий хвост, то он какой? (короткохвостый)

Если у белки острые зубы, то она какая? (острозубая)

Если у синицы звонкий голос, то она какая? (звонкоголосая)

Если у дятла красная голова, то он какой? (красноголовый)

Если у зайца длинные уши, то он какой? (длинноухий)

Если у совы большие глаза, то она какая? (большеглазая)

Если у лисы длинный хвост, то она какая? (длиннохвостая)

Если у снегиря красная грудка, то он какой? (красногрудый)

Если у медведя широкая морда, то он какой? (широкомордый)

Если у вороны черные крылья, то она какая? (чернокрылая)

Если у хомяка толстые щеки, то он какой? (толстощекий)

Если у дятла длинный клюв, то он какой? (длинноклювый)

6. Пальчиковая гимнастика

В лесу дремучем растут ёлки (Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка)

И бродят злые-злые волки. (Показать «клацающую пасть»)

Бывает зайка пробежит, (Показать ушки зайки)

И ветка елки задрожит. (Потрясти руками)

Бывает мишка косолапый (Пальцы рук полусогнуты – «лапы»)

Заденет елку своей лапой. (Растопырить пальцы, показать «злые лапы»)

А старый еж, колючий бок, (Скрестить все пальцы)

Спит, свернувшийся в клубок. (Пальцы рук сложены в «клубок»)

7. Игра «Посчитай»

Один снегирь, два снегиря, пять снегирей.

Один барсук, два барсука, пять барсуков.

Одна ворона, две вороны, пять ворон.

Одна белка, две белки, пять белок.

Одна сорока, две сороки, пять сорок.

Одна лисица, две лисицы, пять лисиц.

Одна синица, две синицы, пять синиц.

Один волк, два волка, пять волков.

Один дятел, два дятла, пять дятлов.

Один ёж, два ежа, пять ежей.

Одна сова, две совы, пять сов.                

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких мы вспомнили зимующих птиц? Как мы можем помочь птицам перезимовать? Как зимуют дикие животные? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 199-222
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 57-66



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Зимующие птицы. Дикие животные зимой»

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах и зимней жизни диких животных, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить пересказу по схеме.
  • Учить определять птиц по их описанию.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

I. Вводная часть. Организационный момент.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!»

Ребята, давайте вспомним, каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Ребята, каких вы знаете зимующих птиц? (Сорока, ворона, воробей, синица, дятел, сова, снегирь, голубь). Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Сделать кормушку, положить туда семечки, сало для синичек, овёс, белый хлеб, кусочки сухофруктов, вареные яйца).

Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.

В дупле белочка сидит

И на снег кругом глядит,

Заготовленные впрок

Шишки спрятала в мешок.

Вспомните, как проводят зиму животные в лесу? (Заяц становится белым, а белка – серой. Белка питается запасами, а заяц – корой деревьев. Лиса охотится на зайцев и мышей, ныряя глубоко в снег. Волк тоже охотится на мелких животных. Ежи, барсуки, хомяки и медведи ложатся в спячку. Лоси и олени находят под снегом траву и грызут веточки деревьев).

II. Основная часть.

1. Массаж биологически активных точек

Скачет шустрый воробей (постучать пальцами по лбу)

Все быстрей, быстрей, быстрей! (постучать пальцами по щекам)

Крошки хлеба поклевал, (пощипать щеки)

Над землею полетал, (погладить пальцами щеки по кругу)

На березе посидел. (пожать уши)

Кыш. Куда-то улетел! (похлопать по щекам)

2. Артикуляционная гимнастика

Знаешь ты, где ёж зимует?

В норке. Норку замурует,

Вход заткнёт в неё землёй,

Дремлет много он зимой.

«Окошко»

Шишки белочка грызет,

Семена из них берет,

Отдохнуть идет в дупло,

Там уютно и тепло.  

«Заборчик-трубочка»

Утки нынче разленились.
Не хотят на юг лететь.
В нашем городе прижились,
Будут холода терпеть.

Плоским клювом хлеб едят,

Распушившись, утки спят.

«Блинчик»

Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.

«Маляр»

У воробышка весь дом

Называется гнездом.

Только птичка-невеличка

Уместиться может в нем!

«Чашечка»

Заяц серый полинял.

Заяц шубу поменял, 

На снегу теперь на белом

Скачет заяц белый-белый.

«Качели»

Волк в лесу голодный рыщет,

Он себе добычу ищет.

Лоси, зайцы – не зевайте,

Поскорее убегайте!

«Часики»

Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит: тук-тук.

«Дятел»

Хомячок-толстячок,
За щекою сундучок!
Там орешки и зерно,
Будет на зиму оно!

«Хомяк»

3. Пальчиковая гимнастика

В лесу дремучем растут ёлки (Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка)

И бродят злые-злые волки. (Показать «клацающую пасть»)

Бывает зайка пробежит, (Показать ушки зайки)

И ветка елки задрожит. (Потрясти руками)

Бывает мишка косолапый (Пальцы рук полусогнуты – «лапы»)

Заденет елку своей лапой. (Растопырить пальцы, показать «злые лапы»)

А старый еж, колючий бок, (Скрестить все пальцы)

Спит, свернувшийся в клубок. (Пальцы рук сложены в «клубок»)

4. Пересказ рассказа Ю. Дмитриева «Снегири» по схеме

Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.

Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

Снегири – птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево.

Весной снегири уже будут далеко на севере – на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий свист: «Зю... зю... зю... – мы прибыли!»

Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.

5. Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку. (Встали, наклоны влево-вправо)

Нашла большое зернышко (Наклоны вниз)

И полетела в гнездышко. («Летим»)

6. Игра «Назови ласково»

Лиса – лисичка, волк – волчок, воробей – воробышек, хомяк – хомячок, белка – белочка, сова – совушка, барсук – барсучок, заяц – зайчик, синица – синичка, ёж – ёжик.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Какой рассказ мы с вами пересказали? Что вы узнали о снегирях? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 199-222
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 57-66


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ

1. Упражнение «Скажи одним словом».

Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

Если у снегиря красная грудка, то он какой? …

Если у воробья короткий хвост, то он какой? …

Если у белки острые зубы, то она какая? …

Если у синицы звонкий голос, то она какая? …

Если у дятла красная голова, то он какой? …

Если у зайца длинные уши, то он какой? …

Если у совы большие глаза, то она какая? …

Если у медведя широкая морда, то он какой? …

Если у вороны черные крылья, то она какая? …

Если у хомяка толстые щеки, то он какой? …

Если у дятла длинный клюв, то он какой? …

2. Посчитай: 1, 2, 5.

Один снегирь, два снегиря, пять снегирей.

1

2

5

Ворона

Сорока

Синица

Воробей

Голубь

Дятел

Сова

3. Игра «Скажи ласково».

Лиса – …, волк – …, воробей – …, хомяк – …, белка – …, сова – …, барсук – …, заяц – …, синица – …, ёж – …

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

Ведь ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

Домашнее задание

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ

1. Упражнение «Скажи одним словом».

Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

Если у снегиря красная грудка, то он какой? …

Если у воробья короткий хвост, то он какой? …

Если у белки острые зубы, то она какая? …

Если у синицы звонкий голос, то она какая? …

Если у дятла красная голова, то он какой? …

Если у зайца длинные уши, то он какой? …

Если у совы большие глаза, то она какая? …

Если у медведя широкая морда, то он какой? …

Если у вороны черные крылья, то она какая? …

Если у хомяка толстые щеки, то он какой? …

Если у дятла длинный клюв, то он какой? …

2. Посчитай: 1, 2, 5.

Один снегирь, два снегиря, пять снегирей.

1

2

5

Ворона

Сорока

Синица

Воробей

Голубь

Дятел

Сова

3. Игра «Скажи ласково».

Лиса – …, волк – …, воробей – …, хомяк – …, белка – …, сова – …, барсук – …, заяц – …, синица – …, ёж – …

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

Ведь ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы

Конспект логопедического занятия  по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...