Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений с детьми старшего дошкольного возраста по теме: « Друзья Маши – дикие животные».
план-конспект занятия

Волкова Ирина Николаевна

Цель: Активизировать словарный запас по теме, совершенствуя лексико-грамматическую структуру языка посредством осуществления коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с речевыми  нарушениями с диагнозом  ОНР ( 3-4 уровень)

Задачи: Коррекционно-образовательные:

- активизировать и расширять словарь по теме;      

- упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных .     

-  упражнять в употреблении грамматической формы предложного падежа с предлогом .

- развивать связную речь.                                                                                            

Коррекционно-развивающие:  

- развивать фонематический слух; 

 - развивать произвольное  внимание,

- развивать логическое мышление, способность сопоставлять и сравнивать предметы и звуки;

- развивать мелкую моторику рук, учить заштриховывать силуэты диких животных.                                

  - развивать координацию движений,  умение передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений

Коррекционно-воспитательные:

-  воспитывать  доброжелательные взаимоотношения при работе в подгруппе; 

  - воспитывать умение оценивать работу своих друзей.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайдовая презентация ,

плоскостные изображения диких животных, ватман с изображением жилищ диких животных, карандаши на каждого ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_1.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений с детьми  старшего дошкольного возраста по теме: « Друзья Маши – дикие животные».

Цель: Активизировать словарный запас по теме, совершенствуя лексико-грамматическую структуру языка посредством осуществления коррекционной работы по устранению речевых нарушений  у детей с речевыми  нарушениями с диагнозом  ОНР ( 3-4 уровень)

Задачи: Коррекционно-образовательные:

- активизировать и расширять словарь по теме;                                                                                      - упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных .                                                                                                                                                -  упражнять в употреблении грамматической формы предложного падежа с предлогом .

- развивать связную речь.                                                                                            

Коррекционно-развивающие:  

- развивать фонематический слух;                                                                                                                                        - развивать произвольное  внимание,

- развивать логическое мышление, способность сопоставлять и сравнивать предметы и звуки;

- развивать мелкую моторику рук, учить заштриховывать силуэты диких животных.                                

  - развивать координацию движений,  умение передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений

Коррекционно-воспитательные:

-  воспитывать  доброжелательные взаимоотношения при работе в подгруппе;  

  - воспитывать умение оценивать работу своих друзей.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайдовая презентация ,

плоскостные изображения диких животных, ватман с изображением жилищ диких животных, карандаши на каждого ребенка.

                                            Ход занятия.

Организационный момент: Ребята подойдите, пожалуйста, ко мне. Мы сейчас с вами встанем в круг и произнесем слова:

Собрались мы с вами в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И немного улыбнемся.      

(играет музыка , на экране появляется отрывок из мультфильма «Маша и медведь».)

Л: Ребята вам знаком этот мультфильм? Как он называется?

Д: Этот мультфильм называется «Маша и медведь».

Л: Скажите мне, пожалуйста, где жил медведь?

Д: Медведь жил в лесу, в домике.

Л: Поэтому мы с вами отправляемся в лес, в гости к Маше и медведю.

Глазки все мы закрываем,

В лес сейчас же попадаем.

Л: Ой, ребята, посмотрите, а нам прислали письмо. Давайте откроем его и прочитаем:

«Здравствуйте дорогие ребята! У меня есть воспитанница, а зовут ее Маша. Она очень добрая, дружит с дикими животными в лесу. Но к сожалению очень мало знает про них. Помогите ей пожалуйста познакомиться поближе с дикими животными. Расскажите Маше все, что вы знаете о животных, которые живут в лесу.»

Л: Ребята, но прежде чем рассказать Маше о животных, нужно узнать с какими животными дружит Маша. Я загадываю загадку, а вы если ее отгадываете, это животное появится на экране (слайды с дикими животными).

И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит шишки, где поспели,

Где грибная целина. (Белка)

Лежала между ёлками

 Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

 Потом вдруг убежала. (Ёжик)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

 От врагов спасают ноги,

А от голода — кора. (Заяц)

За деревьями, кустами,

 Промелькнуло быстро пламя.

 Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Серыйстрашный и зубастый 

Произвел переполох.

 Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех. (Волк)

Животное травоядное

Огромное и опрятное!

                                         Если хищник где –

Ищет спасенья в воде. (Лось)

Л: Молодцы ребята загадки мы с вами отгадали и узнали, с какими животными дружит Маша, а вот что-то самих животных я не вижу, их нужно найти. Посмотрите что это?

Д: Это картина, на которой изображены жилища животных, а животных здесь нет.

Л: На лесной поляне стоит высокий дуб, а за ним спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно и расскажите, каких животных вы видите?

Д: перечисляют.

Л: А теперь я предлагаю составить предложение со словом «значит». Например, я вижу медвежью голову, значит, за деревом прячется медведь. Медведь живет в берлоге. (ставлю картинку с медведем в берлогу) А Паша выполнит это задание с другой картинкой.

Д: Я вижу беличий хвост, значит, за дубом прячется белка. Белка живет в дупле.

Я вижу волчьи лапы, значит, за дубом прячется волк. Волк живет в логове.

Я вижу лисий хвост, значит, за деревом прячется лиса. Лиса живет в норе.

Я вижу заячьи уши, значит, за деревом прячется заяц. Заяц живет под кустом.

Я вижу лосиные рога, значит, за дубом прячется лось. Лось живет в лесу.

Л: Теперь ребята мы нашли всех животных и рассказали Маше, где они живут.

А сейчас мы с вами немного отдохнем. В медведя превратится тот, кто стоит между Викой и Леной. (Одеваю маску). В белку превратится тот, кто стоит справа от Глеба. В лисицу превратится тот, кто стоит между Олей и Богданом и т.д.

Физкультминутка

КАК-ТО РАЗ ЛЕСНОЙ ТРОПОЙ

ЗВЕРИ ШЛИ НА ВОДОПОЙ (ИДУТ ПО КРУГУ)

ЗА МАМОЙ ЛОСИХОЙ ТОПАЛ ЛОСЕНОК (ИДУТ ГРОМКО ТОПАЯ),

ЗА МАМОЙ ЛИСИЦЕЙ КРАЛСЯ ЛИСЕНОК (ИДУТ НА НОСОЧКАХ),

ЗА МАМОЙ МЕДВЕДИЦЕЙ  ШЕЛ МЕДВЕЖОНОК (ИДУТ ВПЕРЕВАЛОЧКУ).

ЗА МАМОЙ ЕЖИХОЙ КАТИЛСЯ ЕЖОНОК (ИДУТ В ПОЛУПРИСЯДЕ),

ЗА МАМОЙ БЕЛКОЙ СКАКАЛИ БЕЛЬЧАТА (ПРЫГАЮТ ПРЫЖКАМИ),

ЗА МАМОЙ ЗАЙЧИХОЙ КОСЫЕ ЗАЙЧАТА (ПРЫГАЮТ, СДЕЛАВ УШИ),

ВОЛЧИЦА ВЕЛА ЗА СОБОЮ ВОЛЧАТ (ИДУТ КРУПНЫМИ ШАГАМИ),

ВСЕ МАМЫ И ДЕТИ НАПИТЬСЯ ХОТЯТ (ИМИТИРУЮТ ЛАКАНИЕ ЗВЕРЕЙ).

Л: Садитесь ребята, мы немного отдохнули, а теперь продолжим Машу знакомить с дикими животными. Вы знаете, у нашей ученицы Маши в голове перепутались все животные. Мы с вами поможем упорядочить знания о каждом диком животном, посмотрим на экран, что это такое?

Д: Мнемотаблица.

Л: Мы в группе использовали такие схемы для описания различных предметов. Вам нужно выбрать любое животное, какое вам нравится, и составить описательный рассказ об этом животном.

Послушайте, пожалуйста, меня. Медведь – это дикое животное. Он очень большой и имеет коричневый окрас. У медведя есть туловище, голова, уши, маленький хвост, пасть и острые зубы. Тело покрыто густой длинной шерстью. Медведь умеет рычать. Он кушает все: ягоды, траву, рыбу, мясо. Медведь – сладкоежка: он забирает у пчел мед. Медведь – хищное животное. Живет он в лесу, далеко от людей. На зиму он делает себе берлогу и спит всю зиму. Для людей важен его мех. .

Дети составляют рассказы по мнемотаблице.

Л: Ребята, а теперь  мы с вами в подарок Маше заштрихуем силуэты этих животных , садитесь за стол, но прежде чем мы будем штриховать, нам нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Дикие животные водятся в лесу (последовательно соединять пальцы правой руки с большим пальцем).

Здесь увидеть можно волка и лису (последовательно соединить левой руки с большим пальцем)

Зайца и медведя, белку, кабана (последовательно соединить пальцы обеих рук).

Прячет всех надежно (сжимать и разжимать кулаки на обеих руках).

Лесная тишина (на уровне лица растопырить пальцы на обеих руках).

А теперь ребята приступили к штрихованию. Во время штрихования слежу за осанкой детей, как держат карандаш. Осуществляю индивидуальную помощь (дополнительный показ, совет). Когда остаётся несколько минут до конца занятия, предупреждаю детей:

-Ребята, заканчиваем свои работы.

Итог занятия: Ребята наше увлекательное путешествие в сказочный лес подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

Глазки все мы закрываем

В Детский садик попадаем.

Ребята вам понравилось путешествие? Скажите, пожалуйста, что из путешествия вам больше всего запомнилось?

Ребята, какие вы молодцы. Вы справились со всеми заданиями, а значит дали Маше новые знания про диких животных. Мы сейчас пойдем в группу, а там нас ждет сюрприз от Маши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».

Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, д...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешествие капельки!»

Вашему вниманию представлен конспект интегрированного логопедического занятия совместно с воспитателем, целью которого явялется систематизация знаний и представлений детей о круговороте воды в природе...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...