Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Покорение космоса»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Рассказываем детям о космосе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pokorenie_kosmosa.docx366.21 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Эмблема детского сада.png

Конспект логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

у детей старшего дошкольного возраста

на тему:

«Покорение космоса»

2021г

Цель нод: закрепление и обобщение материала по теме «Космос».

Задачи нод: 

Коррекционно-образовательные: 

  • Расширить представление детей о космосе; активизировать словарь по данной теме;
  • развивать связную речь; https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0006/0011037d-3535635c/hello_html_620f297.jpg
  • развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать умения составлять простые предложения;
  • формировать грамматический строй речи;
  • развивать внимание память, мышление; 

Коррекционно-воспитательныевоспитывать культуру взаимоотношений.

Словарная работа: космос, космонавт, космическая станция, солнце, Земля, земляне, планета, Марс, Юпитер, Венера, Сатурн, Плутон, ракета, Луна, звезда, звездочёт, космодром, телескоп, невесомость, тюбик.

Оборудование: презентация по теме «Космос», шары воздушные, листы бумаги А4.

Предварительная работа:

- Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».

- Чтение стихотворения В. Степанова «Космонавт»

Ход НОД.

1.Организационный момент. 

Логопед: - Ребята, когда я шла из детского сада, я посмотрела на небо.

- Как вы думаете, что я увидела? (Ответы детей).

- Да, действительно, на небе можно увидеть луну, звезды.

- Как вы думаете, какими звезды бывают? (Ответы детей)

- Вы правы, ребята. Звезды бывают большие и маленькие. Яркие и тусклые.

- А вы любите смотреть на звезды?  Они такие загадочные. А все о звездах знает звездочет, без его помощи нам не обойтись. А вот и он к нам спешит. (звучит космическая музыка, кукла Звездочет со звездой).

Звездочёт: -

Я звезды знаю
Все наперечет,

Я самый лучший
В мире звездочет.

 Я слышал, что вы хотите знать о звездах. Звёзды – это огромные раскалённые шары, похожие на Солнце, они бывают разного цвета: среди них бывают звёзды-великаны, гиганты и звёзды-карлики. Ученые пытались сосчитать, сколько звёзд на небе. Эта была трудная работа, но на помощь пришёл телескоп (слайд Телескоп). Теперь можно сказать, что звёзд очень много и все они разные (слайд Звёзды). И цвет у них разныйЕсли звезда очень горячая, то она белого или голубого цвета. Если похолоднее, то жёлтого или оранжевого. Холодные звёзды – красного цвета.

-Ребята, давайте сделаем свои телескопы и посмотрим на звёздное небо. (Дети скручивают из листа А4 трубочку и смотрят в неё на звёздное небо, изображённое на экране).

Динамическая пауза. 

На Луне жил звездочет –

(«Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт:

(Показывать в небо рукой)

Меркурий – раз,

(Описать круг руками)

Венера-два-с,

(Хлопок)

Три-Земля, четыре – Марс,

(Присесть)

Пять-Юпитер, шесть-Сатурн,

(Наклон вправо-влево)

Семь-Уран, восемь-Нептун,

(Наклон вперед, прогнуться назад)

Девять – дальше всех-Плутон,

(Прыжок)

Кто не видит-выйди вон!

(Развести руки в стороны)

Логопед: Ребята, а не хотите ли вы отправиться в космическое путешествие? А чтобы отправиться в путешествие надо подготовить наши язычки, давайте выполним космическую артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.  

Иголочка

Лошадка.

Чашечка 

Вкусное варенье.  

- Как вы думаете на чем мы можем полететь в космос? (Ответы детей).

Ждут нас быстрые ракеты

 Для прогулок по планетам.

                                      На какую захотим,

                                      На такую полетим.

Всем экипажам занять места в ракете.

Дыхательное упражнение «Греем руки». В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю (Для этого детям предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего дыхания). Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
Задание «Собери рюкзак в космос». На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нам нужны во время космического полета. Попробуем собрать рюкзак для нашего путешествия. Каждый из вас по очереди подходит и выбирает предмет и объясняет, почему он может пригодиться в нашем путешествии.

Почему вся космическая еда находится в тюбиках?  Потому что в космосе невесомость, еда может вылиться из простой посуды и летать по кораблю в виде пузырьков.

Задание.  Игра «Старт ракеты» (Экспериментальная деятельность «В ракете»).

- Кто знает, как называется место, где происходит запуск ракет?

- Это место называется космодром (слайд Космодром).

- Хотите узнать, как ракета взлетает в космос?

Логопед: Смотрите, я надуваю воздушный шарик и зажимаю отверстие пальцами.  А потом разжимаю пальцы, и наш шарик резко вырвется вверх. Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей). Правильно, это происходит, потому что воздух выходит из шара. А что будет, когда воздух в шарике закончится? (ответы детей) Правильно, когда воздух закончится, тогда шарик упадет.

Логопед: Наш шар летел, как ракета, он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно так же и ракета летит в космос.

Задание. Игра «Составь предложение».

Логопед: Ребята, предлагаю вам послушать предложения, в которых слова поменялись местами.

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

Падает, с, комета, неба, хвостатая.

Логопед: Ну вот, пришла пора нам возвращаться домой! Но чтобы вернуться в наш детский сад, надо отгадать «Космические загадки».

Освещает ночью путь,

Звёздам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам… (Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, тёмный и необычный,

В нём живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

Логопед: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, и мы вернулись домой!

Итог. Рефлексия.

Логопед: О чём мы сегодня говорили? Куда мы совершили путешествие? На чём мы путешествовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста Тема: «День Победы».

Цель: развитие общих речевых навыков.Коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по теме «День Победы», «Война», «Военные профессии...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме Весна

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме "Весна" предложен к использованию как воспитателям, так и учителям-...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений с детьми старшего дошкольного возраста по теме: « Друзья Маши – дикие животные».

Цель: Активизировать словарный запас по теме, совершенствуя лексико-грамматическую структуру языка посредством осуществления коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с речевыми...