Главные вкладки

    Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Алексенко Наталья Владимировна

     

    Тема: «Дикие животные»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_dikie_zhivotnye.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию

    лексико-грамматических категорий у детей старшего

    дошкольного возраста  с ОНР

    с использованием здоровьесберегающих и игровых  технологий

    Тема: «Дикие животные»

    Коррекционно-образовательные цели: Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж, колючий,  мохнатый, рыжий, серый, коричневый…). Формирование обобщающего понятия –  дикие животные. Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные формы, употребление существительных в форме творительного падежа). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят. Совершенствование элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

    Коррекционно-развивающие цели: Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

    Коррекционно-воспитательные цели: Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

    Оборудование: Фигурки и картинки диких животных (заяц, волк, медведь, белка, лиса, ёж), картинки с изображением детенышей животных, мяч, «пальчиковые бассейны» (по кол-ву детей), картинки с изображением угощения для животных.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Психогимнастика. (Пластические этюды и  мимические упражнения)

    Изобразить голодного злого волка, проворную белочку,косолапого медведя, ежика, свернувшегося клубком.

    2. Упражнение «Найди и назови». (Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений. Уточнение словаря по теме «Дикие животные».)

    Логопед приглашает детей к столам и предлагает каждому достать из  «пальчикового бассейна» «спрятавшуюся» фигурку животного.

    Логопед. Сейчас каждый из вас по одному опустит  руки в  пальчиковый «бассейн» и найдет то, что я там спрятала. Никита, расскажи, что ты достал.

    Дети вынимают из «бассейнов» фигурки животных и рассказывают, что они достали.

    1-й ребенок. Я достал медведя.

    2-й ребенок. А у меня лиса.

    3-й ребенок. Я нашла ежика.

    4-й ребенок. А я – белку и т.д

    Логопед. Поставьте фигурки в себе на стол. Как можно назвать тех, кого вы нашли?

    Дети. Это дикие животные.

    Логопед. Где они живут?

    Дети. Они живут в лесу.

    Логопед. Верно. Они живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе еду, сами растят своих детёнышей. Детёныши  у них появляются весной. Осенью  дикие животные линяют, готовятся к зиме. Мех у них становится зимний, густой они словно надевают теплую шубу.  Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку он меняет ее летом.

    Дети. Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

    Логопед. Молодцы. Пройдите к  своим столам.

    3.  Игра «Сосчитай-ка». Совершенствование элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

    На столе разложены предметные картинки.

    Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сосчитайте детенышей на них. Скажите, сколько у вас детенышей?

    1-й ребенок. У меня пять лисят.

    Логопед. Можешь сесть, Ваня.

    2-й ребенок. У меня три зайчонка.

    Логопед. Хорошо, Саша, садись.

    3-й ребенок. У меня четыре медвежонка.

    Логопед. Замечательно, Настя и т.д.

    Логопед. Правильно.

    4. Отгадывание загадок о диких животных. (Развитие диалогической речи, мышления.)

    Логопед выставляет картинки с изображениями диких животных.

     на наборное полотно.

    Логопед. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки? Правда?

    Дети. Да

    Логопед. Сейчас я буду загадывать вам загадки о диких животных. А картинки помогут вам их отгадать. Слушайте первую загадку.

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Пышный хвост-краса.

    Кто это?

    Дети. Лиса.

    Логопед. Как вы догадались?

    Дети. Она рыжая, у нее пышный хвост.

    Логопед. Слушайте следующую загадку.

    В густом лесу под елкой,

    Осыпанный листвой,

    Лежит клубок с иголками,

    Колючий и живой.

    Дети. Это еж.

    Логопед. Почему вы так думаете?

    Дети. Он колючий, у него есть иголки. Логопед. И последняя загадка.

    Пышный хвост торчит с верхушки.

    Что за странная зверюшка?

    Щелкает орешки мелко.

    Ну конечно, это...

    Дети. ...Белка.

    Логопед. Почему вы так думаете?

    Дети. Она любит орешки, у нее пышный хвостик.

    Логопед. Молодцы! Отгадали все мои загадки. Похлопайте себе.

    5. Игра «Угости животных».  Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа)

    Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения диких животных, а на столе раскладывает плоскостные изображения «угощения» для них.

    Логопед. Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным, и начинать свои ответ словами «я угощу...»

    1-й ребенок. Я угощу медведя медом.

    2-й ребенок. Я угощу белку орешками.

    3-й ребенок. Я угощу медведя малиной.

    4-й ребенок. Я угощу белку грибами.

    Логопед. Молодцы! Животные вас благодарят.

    6. Игра «Кто лишний?» (Развитие зрительного внимания.)

    Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображениями животных.

    Логопед. Кого вы видите?

    Дети. Ежа, утку, курицу и гуся.

    Логопед. Кто из них лишний?

    Дети. Еж.

    Логопед. Почему вы так думаете?

    Дети. Это дикое животное.

    Логопед. А все остальные?

    Дети. Домашние птицы.

    Логопед меняет комплект картинок.

    Логопед. Кого вы видите?

    Дети. Это лисенок, медвежонок, волк и зайчонок.

    Логопед. Кто лишний?

    Дети. Волк.

    Логопед. Почему?

    Дети. Он не детеныш.

    Логопед. Правильно. Это взрослое животное.

    Дети. А остальные детеныши.

    Логопед. Верно! Это было очень трудное задание. Молодцы!

    7. Игра «У кого кто?» Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят).

    Логопед. Я называю дикое животное и качу одному из вас мячик. Тот, к кому прикатился мячик, называет его детенышей и катит мячик мне. (Подталкивает мячик первому ребенку.) Медведь.

    1-й ребенок. Медвежата.

    Логопед. Лиса.

    2-й ребенок. Лисята. Логопед. Волк.

    3-й ребенок. Волчата. Логопед. Еж.

    4-й ребенок. Ежата.

    Логопед. Отлично. Вы очень хорошо выполнили мое задание.

    8. Дыхательная гимнастика. Развитие речевого дыхания.

    Логопед предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.

    Упражнение проводится 2—3 раза.

    9. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.

    Логопед приглашает детей на коврик и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с ними.

    Сидит белка на  

    тележке,

    Продает она орешки.

    Хлопают в ладоши и ударяют      

    кулачок о кулачок попеременно.

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке

    толстопятому,

    Заиньке усатому.

    Загибают по одному пальчику,    

    начиная с большого, на обеих

    руках одновременно.

    10. Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики.

    Логопед. Сейчас мы с вами превратимся в белочек. Вы видели, как белочки цокают? Мы с вами пощелкаем языком, изменяя форму рта. Смотрите, как это делаю я.  

    Логопед показывает упражнение.

    «Белочка цокает». Щелчки языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменение звука.

    «Мишка слизывает мед». Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

     После каждого выполнения педагог предлагает детям отдохнуть, расслабиться и проглотить слюну.

    11. Игра «Узнай по описанию». Развитие речевого слуха, расширение пассивного словаря прилагательных.

    Логопед. Сейчас мы поиграем в новую игру. Я буду рассказывать вам о животном, какое оно, а вы будете отгадывать. Он колючий, маленький, серый. Кто это?

    Дети. Это еж.

    Логопед. Она рыжая, пушистая, хитрая. Кто это?

    Дети. Это лиса.

    Логопед. Он серый, длинноухий, быстроногий. Кто это?

    Дети. Это заяц.

    Логопед. Он коричневый, большой, неуклюжий, косолапый. Кто это?

    Дети. Это медведь.

    12. Беседа о диких животных. Рассматривание фигурок или картинок животных. Составление рассказа-описания по образцу и данному плану. Уточнение и расширение словаря по теме.

    Логопед расставляет на столе фигурки  (игрушки) диких животных.

    Логопед. Посмотрите на этих животных. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте рассказ о медведе.

    Это медведь. Он большой, бурый. У него сильные лапы.

    Попробуйте рассказать об остальных животных. Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. Я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажете.

    1-й ребенок. Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши.

    2-й ребенок. Это лиса. Она рыжая, красивая. У нее пушистый хвост.

    3-й ребенок. Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы.

    4-й ребенок. Это белка. Она маленькая, серая. У нее кисточки на ушках.

    5-й ребенок. Это ёжик. Он маленький, серый и колючий.
    Логопед. Отличные рассказы! Похлопайте себе.

    13. Итог занятия.

    Чем мы сегодня занимались?

    Что вам понравилось больше всего?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

    Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

    Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

    Конспект Фронтального занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме   " Детский сад. Профессии работников детского сада"  для детей 5- 6 лет....

    Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

    Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

    Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»

    Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»...

    Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

    Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....