Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Болдырева Ирина Павловна

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: «Новый год»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_novyy_god.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Государственное образовательное учреждение

                         начальная школа – детский сад № 687

              «Центр реабилитации ребёнка»

Конспект подгруппового логопедического занятия по            коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

                                                                              Подготовила:

учитель – логопед Болдырева И.П.

                     

Санкт-Петербург

2011г.

Лексическая тема: «Новый год».

Задачи:

- Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Новый год».

- Совершенствовать грамматический строй речи:

* развивать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;

*упражнять детей в словообразовании имён существительных и имён прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

* упражнять детей в согласовании  числительных с именами существительными;

* закреплять умение образовывать однокоренные слова;

* закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

- Закреплять умение отвечать на вопросы простым распространённым предложением.

-  Учить  отвечать сложноподчинённым предложением.

- Развивать речевое дыхание.

- Развивать  наглядно-образное мышление.

- Развивать зрительное восприятие и внимание.

- Развивать общую и мелкую моторику.

-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Словарь:

*существительные: Дед Мороз, Снегурочка, руководитель, хоровод, костюмы, принцесса, звездочёт, мушкетёр, Микки Маус, Пьеро,  ёлка, ёлочка, ель, ельник, шар, шарик, сосулька, сосулечка, звезда, звёздочка, фонарь, фонарик, флажок, флажочек, снежинка, снежиночка, конфета, конфетка, рыба, рыбка, бант, бантик, снеговик, снеговичок, снежок, бусы, конфетти, мишура, маска, свеча, подарок, праздник, карнавал, корона, зеркальце, расчёска, заколки, книжка, шоколадка, гном, тигр, лисёнок, слонёнок.  

*прилагательные: новый, новогодний, радостные, весёлые, карнавальные, красивые, зелёная, колючая, нарядная, пушистая, высокая, мигающая, музыкальный, синий, синенький, зелёная, зелёненькая, розовый, розовенький, голубая, голубенькая, желтый, жёлтенький, белая, беленькая, вкусная, вкусненькая, полосатая, полосателькая, красный, красненький, большой, маленький, мягкий, твёрдый, овальная, круглый, шершавая, гладкая, еловые, ёлочные, стеклянный, золотистый, ватный, пластмассовая, бумажная, ледяная.

*глаголы: пахнет, водят, танцуют, поют, играют, вешать, наряжать, появилась, дарить, пойдёт.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мандарины, еловые ветки, картина «Дед Мороз зажёг огни на высокой ёлке…», картинки с изображением ёлочных игрушек, карточки с цифрами и предметами (ёлками, снежинками, шарами), чудесный мешочек, мяч, кукла-снежинка,  сундки, елка большая, ёлочка маленькая.

Раздаточный материал: ёлочные игрушки, мягкие игрушки.

Предварительная работа: беседа о новогоднем празднике, загадывание загадок по теме «Новый год», разучивание стихов.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

У логопеда на столе лежат еловые ветки, и стоит тарелка с мандаринами.

Логопед. Говорят, что запах ёлки и мандаринов – это запах Нового года. Давайте понюхаем мандарин вот так.

Логопед берёт тарелку, подносит её к лицу, делает глубокий вдох носом, не поднимая плечи, а на выдохе произносит фразу: «Ах, как вкусно пахнет».

Тарелка передаётся по кругу, упражнение по очереди делают все дети.

  1. Рассматривание картины «Дед Мороз зажёг огни на высокой ёлке…» и беседа по ней.
  1. Игра «Украсим ёлки»

Логопед. А теперь я предлагаю вам украсить большую ёлку и маленькую ёлочку. Я начну украшать ёлочки, а вы продолжите. Я повешу на большую ёлку красный бант, а на маленькую ёлочку красненький бантик.

Дети по очереди украшают ёлки.

Я повешу на большую ёлку синий шар, а на маленькую ёлочку синенький шарик.

Я повешу на большую ёлку полосатую рыбу, а на маленькую ёлочку полосатенькую рыбку. И так далее.

  1. Игра «Чего не стало, а что появилось?»

Логопед. Посмотрите внимательно на картинки (размещённые на магнитной доске).

Запомните их. Закройте глаза. Откройте глаза. Скажите, чего не стало, а что появилось?

Ответы детей. Не стало шара, а появилась сосулька.

Не стало мишуры, а появилось конфетти.

Не стало сосульки, а появилась маска. И так далее.

  1. Пальчиковая гимнастика «На ёлке»

Мы на ёлке веселились,                Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились,

После добрый Дед Мороз            «Шагают» по столу средним и указате

Нам подарочки принёс.                  ными пальцами обеих рук.

Дал большущие пакеты,                «Рисуют» руками большой круг.

А в них вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,         Загибают пальчики на руках, начиная  с

Орешки рядом с ними,                  больших.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.                                                                

  1. Упражнение «Назови сколько?»

Логопед показывает детям карточки. Дети называют, сколько предметов изображено на карточках: одна ёлка, две ёлки, три ёлки, четыре ёлки, пять ёлок.

Аналогично называют  шары и снежинки.

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Ребёнок опускает руку в мешочек и рассказывает, какая игрушка наощупь. Остальные дети отгадывают, что это за игрушка. Игра продолжается пока все дети не расскажут про какую-либо игрушку, которая спрятана в мешочке.

  1. Игры с мячом

         «Слова одной семейки», «Какой, какая?»

 Логопед приглашает детей пройти и встать в круг и поиграть с мячом

в игру «Слова одной семейки». Сегодня мы говорим о ёлке. Давайте вспомним слова из одной семейки с этим словом.

Логопед бросает мяч и задаёт вопрос, ребёнок отвечает и бросает мяч логопеду.

Логопед. Как назовёте маленькую ёлку?

1-й ребёнок. Ёлочка.

Логопед. Как называется лес, в котором растут одни ёлки?

2-й ребёнок. Ельник.

Логопед. Какие шишки у елки?

3-й ребёнок. Еловые.

Логопед. Какими игрушками мы украсили елку?

4-й ребёнок. Ёлочными.

Логопед. Как назовём очень большую ёлку?

5-й ребёнок. Ель.

Логопед. А теперь я буду вас спрашивать какие игрушки?

Шар из стекла. Он какой? (Стеклянный)

Сосулька изо льда. Она какая? (Ледяная).

Снежинка из бумаги. Она какая? (Бумажная). И так далее.

9.   Физкультминутка «Снежинки»

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришла кукла-снежинка, а зовут её Снежанна.  Давайте и мы превратимся с вами в снежинки.

10.  Игра «Подарим подарки кукле Снежанне»

Логопед. Всем на Новый год дарят подарки. Давайте подарим кукле Снежанне подарки. Подарок нужно подарить так: назвать что даришь, и для чего ей нужен этот подарок. Например: «Я подарю Снежанне книжку, чтобы она её читала».

Ответы детей. Я подарю Снежанне корону, чтобы она пошла в ней на праздник.

Я подарю кукле шоколадку, чтобы она пила с ней чай.

И так далее.

11. Игра «Игрушки идут на карнавал»

Логопед. Совсем скоро наступит Новый год. Игрушки хотят пойти на весёлый праздник – карнавал. Помогите им. Скажите, кто с кем пойдёт на карнавал. Поставьте игрушки около ёлки.

Ответы детей. Кукла пойдёт на карнавал с гномом. Слон пойдёт на карнавал с мишкой. Лев пойдёт на праздник с пандой.

И так далее.

12. Итог занятия.

Логопед. О каком празднике мы говорили сегодня на занятии?

В какие игры вам понравилось играть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:  Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С",  развивать связную речь....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Звук Л в словах, предложениях, чистоговорках. «Животные»Цель: Автоматизировать звук Л в словах, предложениях, чистоговорках, развивать связную речь....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми старшей группы с ОНР III уровня

Лексическая тема: «Зимушка, зима» Цель: закрепить полученные знания детей о зиме, о диких животных. Задачи:Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, о ее признаках; о диких...