Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шуклина Ольга Александровна

Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.

Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Закрепить образование множественного числа существительных. Закрепить умение использовать в речи существительные в косвенных падежах.

Коррекционно - развивающие задачи: Развивать слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление, общую  моторику.

Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать интерес к природе родной страны.

Оборудование: проектор, экран, презентация «Занятие с использованием ИКТ», снежинки, предметные картинки, письмо от Незнайки, наборы цифр от 1 до 5 для каждого ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию лексико-грамматических категорий с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.

Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Закрепить образование множественного числа существительных. Закрепить умение использовать в речи существительные в косвенных падежах.

Коррекционно - развивающие задачи: Развивать слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление, общую  моторику.

Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать интерес к природе родной страны.

Оборудование: проектор, экран, презентация «Занятие с использованием ИКТ», снежинки, предметные картинки, письмо от Незнайки, наборы цифр от 1 до 5 для каждого ребенка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята, давайте начнем нашу встречу с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра. А теперь посмотрите на экран и скажите, кого вы узнали?

На экране появляются силуэты диких животных.

- Я узнал лису.

- Я узнала волка.

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?

- О животных.

- Как  называют животных, которые живут в лесу?

- Дикие животные.

- Почему этих животных называют дикими?

- Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилище и добывают пищу, боятся человека и могут напасть на него.

II. Основная часть.

1. Игра «Назови детеныша».

На экране Дед Мороз едет на тройке с подарками.

- Скоро Новый год и Дед Мороз торопится развести подарки всем малышам. Давайте вспомним названия детенышей животных и напомним Дедушке Морозу, кто его ждет в зимнем лесу. Я начну предложение, а вы его продолжите.

- Лиса живет с маленьким… (лисенком).

- Волчица живет с маленьким …

- Зайчиха живет с маленьким …

- Лосиха живет с маленьким …

- Белка живет с маленьким ...

2.Упражнение «Скажи во множественном числе».

На экране лес, занесенный снегом, несколько снежинок закрывают жилища животных.

- Дед Мороз не может подарить подарки детенышам животных, он не видит  вход в их жилище. Давайте найдем такую же снежинку на ниточке, как в верхнем левом углу экрана и выполним задание. Если мы справимся, снежинка растает и детеныш получит подарок.

Дети находят снежинку. Воспитатель читает задание.

- Я прочитаю предложение об одном животном, измените его так, чтобы в нем говорилось о нескольких животных.

В лесу живет заяц.  - В лесу живут зайцы.

В берлоге спит медведь. - …

На дереве сидит белка. - …

На охоту вышел волк. - …

По тропе идет лось. - …

Логопед оценивает ответы детей, снежинка исчезает и открывает дупло белки.

III. Физкультминутка.

- Бельчонок получил свой подарок. Найдите снежинку такую же, как в нижнем левом углу экрана. Я буду читать задания о животных, а вы выполняйте движения.

Медведь по лесу идет, ветки ломает, кусты гнет.

Дети идут вперевалочку.

Волк зимой холодной ходит злой, голодный.40tttin4lzk3ee197

Идут, высоко поднимая колени.

На лесной полянке скачут быстро зайки.

Прыгают.

Рога раскинув широко, лось ходит по лесу легко.

Спокойная ходьба.

Снежинка исчезает и открывает логово волка.

IV. Закрепление полученных знаний.

1. Игра «Один, два, три, четыре, пять — надо всех пересчитать».

- Волчонок получил подарок, но за снежинкой в верхнем правом углу кто-то ждет Деда Мороза. Поможем лесному детенышу?

Дети находят снежинку, к ней прикреплен конверт с заданием.

Логопед раздает детям по картинке с изображением дикого животного и наборы цифр от 1 до 5. Предлагает слева от картинки положить цифру 1 (2, 3, 4, 5) и назвать дикое животное с этим числом.

- У меня один заяц.

- У меня три лисы.

- У меня два волка.

- У меня четыре лося.

Снежинка исчезает, открывает ель, под которой укрывается семейство лосей.

2. Игра «Поправь Незнайку».

- Вот и лосенок получил подарок. В нижнем правом углу кто-то грустит. Помогите ему.

Дети находят парную снежинку на ниточке, с конвертом от Незнайки.

- Смотрите это письмо от нашего знакомого. Как его имя?

- Его зовут Незнайка?

- Почему он получил такое имя?

- Когда его о чем-то спрашивают, то он отвечает: «Не знаю».

- Незнайка рассматривал альбом с фотографиями диких животных и составил предложения о них. Вот послушайте и скажите, все ли он выполнил правильно?

- В лесу живет много медведи и волки.

- В лесу живет много медведей и волков.

- Пять волки собрались в стаю.

- Пять волков собрались в стаю.

- На поляне пасется стадо олень.

- На поляне пасется стадо оленей.

- Зимой в своих жилищах спят все медведь и все еж.

- Зимой в своих жилищах спят все медведи и все ежи.

Снежинка открывает вход в нору лисицы.

3. Упражнение «Назови ласково».

- Лисенок получил подарок. Найдите снежинку такую же, как в середине экрана. Чтобы малыш дождался свой подарок, мы должны названия диких животных проговорить в уменьшительно - ласкательной форме.

        Волк – волчок                Бобренок - бобреночек

Белка - …                        Рысенок - …

Заяц - …                        Медвежонок - …

Барсук - …                        Лосенок - …

Еж - …                        Мышонок -…

4. Упражнение «Подумай и скажи».

- Нам осталось выполнить последнее задание. Найдите снежинку, такую же, как на экране. В конверте лежат картинки животных. Придумайте предложения  про этих животных. Но помните называть животное надо в уменьшительно – ласкательной форме.

При затруднении логопед задает наводящий вопрос и просит ответить полным предложением.

- Лисичка бежит по снегу.

- Зайчик боится волка.

- Ежик зимой спит в норе.

- Белочка грызет орешки.

- Барсучок уснул до весны.

5. Упражнение «Жилище дикого зверя».

- Рысенок получил свой подарок. И все вышли  поблагодарить Деда Мороза.

На экране появляются детеныши животных.

- Напомните, как называется жилище у волчонка?

- Волчонок живет в логове.

- Где зимует бельчонок?

- Бельчонок зимует в дупле.

- Где ночуют лоси?

- Лоси ночуют в кустах под деревьями.

- Где прячется лисенок?

- Лисенок прячется в норе.

V. Итог занятия.

- Что новое и интересное вы узнали сегодня?

- Мы узнали, кому Дед Мороз в лесу подарил подарки.

- Дома расскажите родителям, как вы помогали Деду Морозу, какие задания выполняли.

На экране появляется Дед Мороз, который уезжает из леса.

- Вы сегодня помогли диким животным. Попрощаемся с Дедушкой Морозом и будем ждать встречи с ним у нас в детском саду.

На экране картинка медленно уменьшается и исчезает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НООД по теме: «Домашние животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данное занятие является обобщающим знания детей по теме "Домашние животные" и предполагает использование мультимедийного оборудования....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Деревья»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙСтаршая группа компенсирующей направленности для детей с ТНРТема: «Деревья»...

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....

Планирование по лексической теме "Дикие животные" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Планирование недельное включает коррекционную работу, планирование организованной образовательной деятельности и повседневной работы в старшей логопедической группе....