Конспект занятия по развитию связной речи по лексической теме: "Зима" с обучающимися старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Прохорова Наталья Павловна

Занятие по заучиванию стихотворения "Снежок" З. Александровой с помощью мнемотаблицы направлено на развитие связной речи, обобщение знаний по лексической теме "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pravilnyy_snezhok.docx364.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

с обучающимисястаршей группы компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

по развитию связной речи (по лексической теме «Зима»): заучивание стихотворения «Снежок» с помощью  мнемотаблицы.

Составила: Прохорова Н. П., учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 26» г. Сатка

Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогащать, активизировать и актуализировать словарный запас детей в рамках лексической темы «Зима».

Обучать навыкам заучивания стихотворного текста с помощью мнемотаблицы.

Коррекционно-развивающие: - развивать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений.

Формировать умение  образовывать однокоренные слова;

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные операции.

Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать  у детей навыки совместной деятельности, умение  прислушиваться к речи педагога и сверстников.

Оборудование

Демонстрационное оборудование: слайдовая презетация, мультимедиапроектор, экран, ноутбук, снежинка из бумаги, мяч, картинки для составления мнемотаблицы.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала по количеству детей, салфетки, влажные салфетки, антисептик для обработки рук, шарики Су-джок по количеству детей, пальчиковые «сапожки» или крышки от пакетиков с детским питанием по количеству детей, декоративные снежинки для украшения окон.

 Словарная работа.

Порхает, кружится, зяблик – снегирь – сравнить птиц, чем похожи и чем отличаются. Изрезан – ИГРА-ХОДИЛКА (поднос со снегом), мел, скрипуч, сух, белые мухи.

ИГРА-ХОДИЛКА: детям предлагается «походить» с помощью пластмассовых пальчиковых «сапожек» по подносу со снегом, послушать, как скрипит под сапожками снег (пальчиковые сапожки можно заменить пробками от пакетиков детского питания), потрогать снег и сказать, какой он.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Звучит музыка. Дети входят в зал, свободно становятся в помещении.

Педагог: - Дети, приветствую вас в красивом зале. Отгадайте загадку:

Белых хлопьев белый пух

С неба валит валом.

Укрывает белый свет

Белым одеялом.

- Что это?

Слайд № 3

- Как вы догадались, что в загадке говорится о снеге?

- С чем сравнивают снег? Почему?

Слайд № 4

- Чем снег похож на пух? На хлопья? На одеяло?

Слайд № 5 - 13

2. Подбор прилагательных (обогащение словаря).

- Какие красивые снежинки! Но у них не хватает лучей. Чтобы лучи появились, нужно сказать о том, КАКОЙ снег? ПЕДАГОГ ПЕРЕДАЁТ РЕБЁНКУ СНЕЖИНКУ. ОТВЕТИВ, РЕБЁНОК ПЕРЕДАЁТ СНЕЖИНКУ СОСЕДУ, И Т. Д.  (пушистый, белый, холодный, липкий, лёгкий, красивый, хрустящий, мокрый, …) не менее 8-ми слов!

3. Образование однокоренных слов.

- У слова «снег» есть слова-родственники. Можно собрать семейку. Попробуем? ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЯ!

Слайд № 14 (после того, как дети назвали слово, показывать картинку по щелчку мышки)

 - Когда падает снег, как это явление называется? (снегопад)

- Одна из снегопада? (снежинка)

- Комок из снега? (снежок)

- Фигура, которую лепят из трёх снежных комков? (снеговик)

- Птица, которая прилетает, когда выпадает снег? (снегирь)

- Сказочная девочка из снега, внучка деда Мороза? (Снегурочка)

- спортивный снаряд, чтобы кататься по снегу? (снегокат)

- Транспорт для передвижения по снегу? (снегоход)

- Цветок, первым появляется весной, из-под снега? (подснежник).

-Какая картинка лишняя и почему? (лишний ПОДСНЕЖНИК, потому что он появляется весной, а всё остальное для зимы). Да, снег – это о зиме.

4. Самомассаж лица.

Слайд № 15

- Зимой часто идёт снег – лёгкими движениями подушечек пальцев постукивать по щекам, затем по лбу, по подбородку, по шее.

- Всё засыпало снегом, нужно подмести дорожки – разглаживающими движениями пальцев сначала гладить щеки по направлению от уголков губ – к глазам – к ушам несколько раз, затем от середины лба к вискам, от середины подбородка к ушам, от кости нижней челюсти к основанию шеи.

- Под снегом осталась трава и семена. Прилетели птицы и начали клевать зёрна – легкие пощипывающие движения большими и указательными пальцами в той же последовательности.

- Снова пошёл сильный снег – повторить…

- Взяли лопаты и прихлопываем снег – похлопывать подушечками пальцев по щекам, лбу, подбородку, шее.

5. Артикуляционная гимнастика

Слайд № 16

- Возьмите зеркало, сядьте удобно.

 - Ловим снежинки на язык (Блинчик) под счёт до 5-ти.

- А теперь снежинка упала над верхней губой, слизываем (Вкусное варенье).

 - Сгребаем снег в кучу во дворе (Гуси плавают)

- И строим высокую снежную горку (Горка).

 - Покатились с горки вниз (звук –С-).

6. Массаж ладоней с мячиками Су-джок.

Слайд № 17 ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ

- Возьмите шарики, будем лепить снежки:  

1, 2, 3, 4,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

И совсем-совсем не сладкий!

Раз – подбросим, два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем!

7. Подбор слов-антонимов.

Слайд № 18

 - А у меня тоже есть мяч. И поиграем в игру «Наоборот» (педагог бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок подбирает слово – антоним и бросает мяч обратно)

Мокрый -

Липкий –

Лёд –

Грязный –

Тяжёлый –

Тёплый –

8. Рисование двумя руками.

- Встаньте друг за другом, в одну линию. Я предлагаю нарисовать зимнюю картину, но не красками на бумаге, а руками на спине своего соседа. (первый ребёнок «рисует» на спине педагога, а на спине последнего в строю ребёнка рисует кто-либо из присутствующих). Начинаем рисовать одновременно двумя руками.

Слайды 19 – 23

 - Снегопад,

 - Сугробы,

 - Ёлка на поляне.

9. Физминутка.

Выполнять имитационные движения под музыку.

10. Заучивание стихотворения. ДЕТИ садятся на ковёр.

 - Художники рисуют картины красками. А поэты – стихами. Закройте глаза и представьте картину, о которой я вам расскажу.

ПЕДАГОГ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ.

 - Какие приметы зимы вы запомнили?

 (дети называют, педагог выставляет на наборном полотне картинки и повторяет стихотворные строчки).

Словарная работа: объяснение слов, игра-ходилка со снегом.

 В результате должна получиться мнемотаблица.

11. Совместное проговаривание стихотворения с детьми вполголоса. Затем дети проговаривают по цепочке по четверостишию.

12. Итог

 - Такое замечательное зимнее настроение у нас! Зима приготовила вам сюрприз! Это снежинки. Выберите ту, которая вам понравилась, и украсьте группу или возьмите домой. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...

Итоговое занятие по экологическому воспитанию и формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Прогулка по весеннему лесу.

Занятие может быть полезно воспитателям ДОУ общеразвивающих детских садов, а так же воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

Конспект занятия по дифференциации звуков /П - Т/ «Корзинка с мячиками» в старшей группе компенсирующей направленности для детей

Коррекционно - образовательные задачи: Закрепить артикуляционные уклады звуков П, Т. Учить дифференцировать звуки  П — Т. Учить правильно употреблять  в слогах, словах и предложе­н...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «В поисках клада»

Формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление, развивать доброту и взаимопомощь....