Конспект занятия по развитию связной речи по лексической теме: "Зима" с обучающимися старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие по заучиванию стихотворения "Снежок" З. Александровой с помощью мнемотаблицы направлено на развитие связной речи, обобщение знаний по лексической теме "Зима".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 364.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
с обучающимисястаршей группы компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
по развитию связной речи (по лексической теме «Зима»): заучивание стихотворения «Снежок» с помощью мнемотаблицы.
Составила: Прохорова Н. П., учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 26» г. Сатка
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обогащать, активизировать и актуализировать словарный запас детей в рамках лексической темы «Зима».
Обучать навыкам заучивания стихотворного текста с помощью мнемотаблицы.
Коррекционно-развивающие: - развивать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений.
Формировать умение образовывать однокоренные слова;
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные операции.
Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать у детей навыки совместной деятельности, умение прислушиваться к речи педагога и сверстников.
Оборудование
Демонстрационное оборудование: слайдовая презетация, мультимедиапроектор, экран, ноутбук, снежинка из бумаги, мяч, картинки для составления мнемотаблицы.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала по количеству детей, салфетки, влажные салфетки, антисептик для обработки рук, шарики Су-джок по количеству детей, пальчиковые «сапожки» или крышки от пакетиков с детским питанием по количеству детей, декоративные снежинки для украшения окон.
Словарная работа.
Порхает, кружится, зяблик – снегирь – сравнить птиц, чем похожи и чем отличаются. Изрезан – ИГРА-ХОДИЛКА (поднос со снегом), мел, скрипуч, сух, белые мухи.
ИГРА-ХОДИЛКА: детям предлагается «походить» с помощью пластмассовых пальчиковых «сапожек» по подносу со снегом, послушать, как скрипит под сапожками снег (пальчиковые сапожки можно заменить пробками от пакетиков детского питания), потрогать снег и сказать, какой он.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Звучит музыка. Дети входят в зал, свободно становятся в помещении.
Педагог: - Дети, приветствую вас в красивом зале. Отгадайте загадку:
Белых хлопьев белый пух
С неба валит валом.
Укрывает белый свет
Белым одеялом.
- Что это?
Слайд № 3
- Как вы догадались, что в загадке говорится о снеге?
- С чем сравнивают снег? Почему?
Слайд № 4
- Чем снег похож на пух? На хлопья? На одеяло?
Слайд № 5 - 13
2. Подбор прилагательных (обогащение словаря).
- Какие красивые снежинки! Но у них не хватает лучей. Чтобы лучи появились, нужно сказать о том, КАКОЙ снег? ПЕДАГОГ ПЕРЕДАЁТ РЕБЁНКУ СНЕЖИНКУ. ОТВЕТИВ, РЕБЁНОК ПЕРЕДАЁТ СНЕЖИНКУ СОСЕДУ, И Т. Д. (пушистый, белый, холодный, липкий, лёгкий, красивый, хрустящий, мокрый, …) не менее 8-ми слов!
3. Образование однокоренных слов.
- У слова «снег» есть слова-родственники. Можно собрать семейку. Попробуем? ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЯ!
Слайд № 14 (после того, как дети назвали слово, показывать картинку по щелчку мышки)
- Когда падает снег, как это явление называется? (снегопад)
- Одна из снегопада? (снежинка)
- Комок из снега? (снежок)
- Фигура, которую лепят из трёх снежных комков? (снеговик)
- Птица, которая прилетает, когда выпадает снег? (снегирь)
- Сказочная девочка из снега, внучка деда Мороза? (Снегурочка)
- спортивный снаряд, чтобы кататься по снегу? (снегокат)
- Транспорт для передвижения по снегу? (снегоход)
- Цветок, первым появляется весной, из-под снега? (подснежник).
-Какая картинка лишняя и почему? (лишний ПОДСНЕЖНИК, потому что он появляется весной, а всё остальное для зимы). Да, снег – это о зиме.
4. Самомассаж лица.
Слайд № 15
- Зимой часто идёт снег – лёгкими движениями подушечек пальцев постукивать по щекам, затем по лбу, по подбородку, по шее.
- Всё засыпало снегом, нужно подмести дорожки – разглаживающими движениями пальцев сначала гладить щеки по направлению от уголков губ – к глазам – к ушам несколько раз, затем от середины лба к вискам, от середины подбородка к ушам, от кости нижней челюсти к основанию шеи.
- Под снегом осталась трава и семена. Прилетели птицы и начали клевать зёрна – легкие пощипывающие движения большими и указательными пальцами в той же последовательности.
- Снова пошёл сильный снег – повторить…
- Взяли лопаты и прихлопываем снег – похлопывать подушечками пальцев по щекам, лбу, подбородку, шее.
5. Артикуляционная гимнастика
Слайд № 16
- Возьмите зеркало, сядьте удобно.
- Ловим снежинки на язык (Блинчик) под счёт до 5-ти.
- А теперь снежинка упала над верхней губой, слизываем (Вкусное варенье).
- Сгребаем снег в кучу во дворе (Гуси плавают)
- И строим высокую снежную горку (Горка).
- Покатились с горки вниз (звук –С-).
6. Массаж ладоней с мячиками Су-джок.
Слайд № 17 ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ
- Возьмите шарики, будем лепить снежки:
1, 2, 3, 4,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
И совсем-совсем не сладкий!
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним
И сломаем!
7. Подбор слов-антонимов.
Слайд № 18
- А у меня тоже есть мяч. И поиграем в игру «Наоборот» (педагог бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок подбирает слово – антоним и бросает мяч обратно)
Мокрый -
Липкий –
Лёд –
Грязный –
Тяжёлый –
Тёплый –
8. Рисование двумя руками.
- Встаньте друг за другом, в одну линию. Я предлагаю нарисовать зимнюю картину, но не красками на бумаге, а руками на спине своего соседа. (первый ребёнок «рисует» на спине педагога, а на спине последнего в строю ребёнка рисует кто-либо из присутствующих). Начинаем рисовать одновременно двумя руками.
Слайды 19 – 23
- Снегопад,
- Сугробы,
- Ёлка на поляне.
9. Физминутка.
Выполнять имитационные движения под музыку.
10. Заучивание стихотворения. ДЕТИ садятся на ковёр.
- Художники рисуют картины красками. А поэты – стихами. Закройте глаза и представьте картину, о которой я вам расскажу.
ПЕДАГОГ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ.
- Какие приметы зимы вы запомнили?
(дети называют, педагог выставляет на наборном полотне картинки и повторяет стихотворные строчки).
Словарная работа: объяснение слов, игра-ходилка со снегом.
В результате должна получиться мнемотаблица.
11. Совместное проговаривание стихотворения с детьми вполголоса. Затем дети проговаривают по цепочке по четверостишию.
12. Итог
- Такое замечательное зимнее настроение у нас! Зима приготовила вам сюрприз! Это снежинки. Выберите ту, которая вам понравилась, и украсьте группу или возьмите домой. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Соста...

Итоговое занятие по экологическому воспитанию и формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Прогулка по весеннему лесу.
Занятие может быть полезно воспитателям ДОУ общеразвивающих детских садов, а так же воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

Конспект занятия по дифференциации звуков /П - Т/ «Корзинка с мячиками» в старшей группе компенсирующей направленности для детей
Коррекционно - образовательные задачи: Закрепить артикуляционные уклады звуков П, Т. Учить дифференцировать звуки П — Т. Учить правильно употреблять в слогах, словах и предложен...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с элементом драматизации с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.
Данный вид занятия способствует творческому развитию дошкольников....

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «В поисках клада»
Формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление, развивать доброту и взаимопомощь....



