Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени» в старшей группе

    Куликова Людмила Николаевна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад № 91»

     

     

     

     

     

     

     

     

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени»

    в старшей группе

     

     

     

     

     

                                               Подготовила:

                                                                     воспитатель МБДОУ № 91

    Куликова Людмила Николаевна

     

     

     

    г.Нижнекамск, 2014 г.

     Тема: «Составление рассказа об осени»

    Возраст детей: дети 5-года жизни (старшая группа)       

    Образовательная область: «Коммуникация».

    Интеграция: «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество»,   “Здоровье”.

    Программное содержание:

    1.Учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ.

    2.Закреплять умение составлять развернутые предложения

    3. Упражнять в составлении загадок с опорой на мнемотаблицы

    4.Развивать активный словарный запас

    Методы и приемы: игровой; словесный –образец педагога-рассказ, объяснение, загадки, вопросы; наглядный метод – рассматривание схемы на тему «Осень; практический – упражнение, дидактическая игра «Узнай по описанию».

    Оборудование: интерактивная доска.

    Демонстрационный материал: 6 карточек схема на тему «Осень», картинка «Торопыжки», письмо «Торопыжки», схемы для отгадывания загадок.

    Раздаточный материал:  схемы для отгадывания загадок.

    Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

    Предварительная работа:
    1.Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т.А.Ткаченко.

    2.Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы.

    3.Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.

    4.Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду»

     

    Структура:

    1.Мотивация деятельности детей.

    2.Рассматривание карточек на тему “Осень”, составление предложений по ним, а из них короткий рассказ.

    3. Отгадывание загадок о овощах и фруктах

    4. Сюрпризный момент

    Посадка детей, размещение: дети сидят на стульчиках  перед экраном.

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад № 91»

    F:\ЛОГОТИП 91\ЛОГОТИП ДС 91.png

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени»

    в старшей группе

                                               Подготовила:

                                                                     воспитатель МБДОУ № 91

    Куликова Людмила Николаевна

    г.Нижнекамск, 2014 г.

     Тема: «Составление рассказа об осени»

    Возраст детей: дети 5-года жизни (старшая группа)        

    Образовательная область: «Коммуникация».

    Интеграция: «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество»,   “Здоровье”.

    Программное содержание:

    1.Учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ.

    2.Закреплять умение составлять развернутые предложения

    3. Упражнять в составлении загадок с опорой на мнемотаблицы

    4.Развивать активный словарный запас

    Методы и приемы: игровой; словесный –образец педагога-рассказ, объяснение, загадки, вопросы; наглядный метод – рассматривание схемы на тему «Осень; практический – упражнение, дидактическая игра «Узнай по описанию».

    Оборудование: интерактивная доска.

    Демонстрационный материал: 6 карточек схема на тему «Осень», картинка «Торопыжки», письмо «Торопыжки», схемы для отгадывания загадок.

    Раздаточный материал:  схемы для отгадывания загадок.

    Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

    Предварительная работа:
    1.Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т.А.Ткаченко.

    2.Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы.

    3.Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.

    4.Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду»

    Структура:

    1.Мотивация деятельности детей.

    2.Рассматривание карточек на тему “Осень”, составление предложений по ним, а из них короткий рассказ.

    3. Отгадывание загадок о овощах и фруктах

    4. Сюрпризный момент

    Посадка детей, размещение: дети сидят на стульчиках  перед экраном.

     

    Ход занятия

    -Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от веселого человечка «Торопыжки» (картинка Торопыжки на доске). Давайте прочитаем его:

    «Уважаемые ребята! Осень -  прекрасное время года. И мне очень хочется, чтобы вы сочинили про осень рассказ. А в помощь вам – карточки-схемы.

    С нетерпением буду ждать вашего ответа».

    Воспитатель: Интересно, какие карточки нам прислал Торопыжка?

    (воспитатель достает первую карточку с изображением солнца).

    Воспитатель:

    первая карточка – Что на ней изображено? (Солнце). Кто попробует придумать предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).

     Воспитатель: (Солнце светит ярко, но слабо согревает землю).

     вторая карточка – Что на ней изображено? (туча и дождь). А что вы расскажете об осеннем небе?(ответы детей)

    Воспитатель: (небо низкое, хмурое, пасмурное,чаще идут дожди).

    третья карточка-Что на ней изображено? (листья).Что происходит осенью с деревьями? (ответы детей)

    Воспитатель: ( листья на деревьях желтеют краснеютнадевают свой яркий наряд).
    четвертая карточка –ежик. Кто придумает предложение какие изменения происходят в жизни зверей (ответы детей)

    Воспитатель:(осенью дикие звери готовятся к зиме: запасают на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать)
    пятая карточка – Что на ней изображено? (птицы). Какие  изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об 
    этом(ответы детей)

    Воспитатель: (птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны).
    шестаякарточка – Чем занимаются люди осенью? (ответы детей)

    Воспитатель: (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).

    Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени.Посмотрите ребята, у нас получилась целая схема:

                                           

    А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком.

    Воспитатель: Ребята  у каждого рассказа есть название, начало и конец рассказа.Послушайте мой рассказ, рассказ называется:

    «Богатая осень».

    Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо пасмурное, хмурое. Часто идет холодный дождик.  С деревьев опадает листва,  меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый. .Жизнь животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами, орехами, шишками.  Птицы собираются и улетают в теплые края.  Люди в садах в огородах собирают урожай и готовятся к зиме.

    (Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени по представлению, опираясь на схему).

    Рассказы получились очень интересными, спасибо.

    -Ребята, пока Ирина и Дима составляли рассказ, я их рассказы записывала. Рассказы Димы и Ирины отправим нашему веселому человечку «Торопыжке»

     (воспитатель записывает при детях рассказы вкладывает  в конверт и отправляет письмо «Торопыжке на улицу «Лесная»).

    Физминутка:

    «Фрукты»

    Будем мы варить компот (маршировать на месте)

    Фруктов нужно много. Вот (показать руками - "много")

    Будем яблоки крошить,

    Грушу будем мы рубить,

    Отожмем лимонный сок,

    Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

    Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

    Угостим честной народ (хлопать в ладоши)

    Молодцы ребята.   Ребята осень богата урожаем. Поиграем в игру

     «Узнай по описанию».

    (на столе стоит поднос, в нем лежит целое яблоко, схема к нему). Ребенок загадывает загадку:                                                                          

    1.Зоя подойди к столу и загадай загадку:

    (Это фрукт.Оно красного цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, можно кушать в сыром виде, сварить компот-яблоко)

    Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).

    (на столе стоит поднос, в нем лежит целое картофель, схема к нему). Ребенок загадывает загадку:                                                                                                                                                      

    2.Лиза подойди к столу загадай загадку:

    (Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, можно посолить,  , растет в земле, используется в вареном,печеном, жареном, сыром виде-картофель)

    Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).

    Анализ занятия.

    -Ребята, кто прислал нам сегодня письмо на занятие? (Торопыжка)

    -Какое полезное дело мы сделали для него (составилирассказ про осень).

    -Ребята вы сказали, что осень богата урожаем, вот она вас угощает своим богатством.

    (дети Зоя и Лиза раздают разрезанное яблоко и картофель детям).

    На этом наше занятие закончилось.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

    Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

    Занятие по развитию связной речи Составление рассказа по картине «Зима» в подготовительной группе.

    Занятие помогло решить задачи, связанные с овладением словарного запаса, правильным грамматическим оформлением связного высказывания, формированием умений строить разные типы высказываний, соблюдая ра...

    Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).

    У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это ...

    Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа об одежде"

    Занятие в старшей логопедической группе на тему "Составление описательного рассказа о платье"...

    конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа с использованием картинно-графического плана

    занятие для подготовительной группы коррекционной направленности 5 вида...

    Конспект занятия по развитию связной речи "Составление и пересказ рассказа "Зима" по картинно-графическому плану"

    В конспекте занятия представлены материалы по обобщению и систематизации знаний дошкольников о зиме, ее признаках. В ходе занятия дети составляют рассказ о зиме с опорой на картинно-графические схемы ...