Конспект занятия по развитию связной речи "Составление рассказа по плоскостным изображениям" (средняя группа).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Ермохина Людмила Георгиевна

У детей в возрасте 4-5 лет намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Однако нужно помнить, что в психическом развитии переходным моментом является середина года. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Предлагаю конспект занятия по обучению монологической речи в средней группе с использованием плоскостных изображений (лиса, заяц, елочка)  с элементами творческих рассказов. Дети должны по набору изображений придумать историю что произошло, чем закончилось.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  проведения занятия по развитию связной речи в средней группе детского сада .

Разработано  Ермохиной Людмилой Георгиевной  - воспитателем МБДОУ – д/с №25 «Огонек» г. Клинцы Брянской области.

Тема: Составление сюжетного рассказа по плоскостным изображениям (лиса, заяц, елка).

Цель: учить составлять сюжетный рассказ с элементами творчества, исходя из предложенного набора плоскостных изображений.  Активизировать в речи детей слова, обозначающие качества и действия предметов. Развивать артикуляционный аппарат детей, закрепить правильное произношение звука «з» в чистоговорках, регулировать силу голоса и темп речи. Воспитывать у детей внимание, умение отвечать по вызову воспитателя.

    Материал: фланелеграф;  плоскостные изображения лисы, зайца, елочки;  игрушка – марионетка заяц.  

    Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

          Это что за зверь лесной

          Встал, как столбик под сосной?

          И стоит среди травы

          Уши выше головы? (заяц)

  • Почему вы думаете, что это заяц? ( заяц живет в лесу, у него длинные уши).

Выставляю плоскостное изображение зайца  на фланелеграф.

  • Кто это?
  • Какой зайчик? (зайчик маленький, серенький, пушистый, мягкий, быстрый, добрый, хороший).
  • Расскажите, что есть у зайчика? (у зайчика глаза – бусинки маленькие, черные, блестящие; нос – пуговка маленький, черный, блестящий; уши длинные – предлинные, длиннющие; когда он слушает, уши стоят на голове, когда прыгает или спит прижаты к спине; )

По мере необходимости задаю наводящие вопросы или спрашиваю, обращаясь к зайчику:

  • А зачем, заинька, тебе такие длинные уши? (зайчику нужны длинные уши для того, чтобы шевелить ушами, слушать, не крадется ли лиса).
  • Ребята, а зайчик быстро бегает? А почему? ( у зайчика длинные лапы, он убежит от лисы).
  • А кого зайчик в лесу боится? (зайчик боится лису, волка, охотника).
  • Значит зайчик…….(трусишка).

Убираю зайчика предлагаю отгадать другую загадку:

             Хитрая плутовка, рыжая головка

             Хвост пушистый – краса, а зовут ее…..(лиса).

  • О ком загадка? (выставляю лису).
  • Какая лиса? (лиса рыжая,  пушистая, мягкая,  быстрая, с длинным хвостом, хитрая, плутовка, вороватая).
  • Расскажите, что есть у лисы? ( у лисы глазки бусинки черные маленькие, носик пуговка маленький черный, ушки тоже маленькие, а мордочка длинная, чтобы следы нюхать, зубки острые, а улыбка хитрая – прехитрая, хитрющая).

Убираю лису выставляю елочку.

  • Что это? Значит здесь…….(лес).
  • Какая елочка? (елочка зеленая, пушистая, колючая).
  • Хотите, я расскажу вам историю, которая произошла в лесу с лисой и зайчиком? Слушайте.

Рассказываю, выставляя изображения по ходу рассказывания.

Выскочила на лесную полянку лиса (ставлю лису), хитрая, рыжая, в пушистой шубе, с хитрой улыбкой глазки – бусинки прищурила, смотрит вокруг, черный носик – пуговку из стороны в сторону поворачивает, нюхает. Ах, чьи это следы? Да это же зайка проскакал! Опустила лиса к земле длинную мордочку, пошла по следу.  Видит елочка стоит (выставляю елочку) зеленая, пушистая, колючая. Заглянула лиса за елочку, а там зайчик стоит, в серой шубке, маленький, пушистый, уши длинные вверх поднял, прислушивается, черные газа – бусинки в даль смотрят, задумался, ничего не видит. А лиса из за елки выскочила, зубами щелк: «Сейчас поймаю». Обернулся зайчик: «Ой! Лиса Близко!» Вдохнул поглубже и пустился наутек. Только лиса его и видела!

Предлагаю детям рассказать о встрече зайчика с лисой. Вызываю 1 ребенка. Даю ему в руки все изображения. После рассказа ребенка вызываю 2 детей дополнить, что забыл рассказать.

  • О чем забыла рассказать Маша? Кто хочет ей помочь?

Физкультминутка.

  • Представьте, что вы зайчики и вышли на полянку погулять (дети прыгают, поджав лапки).
  • А теперь вы лисички, хитрые, быстрые, тоже вышли на лесную полянку (имитируют движения).

Вызываю еще 2 детей, каждый берет кого хочет и по очереди рассказывают историю. Оцениваю рассказ.

2 часть.

Приход зайчика – марионетки.

- Я зайчик, меня называют трусишкой. Когда я чего – то боюсь,  то у меня хвостик из стороны в сторону качается, вот так ! ( Качает хвостиком).

  • Покажите язычком, как качается мой хвостик ( открыв рот проводят языком от угла рта до угла, не касаясь губ медленно, затем быстро, опять медленно).
  • А вы знаете, что я больше всего люблю кушать? Морковку! Я когда ее грызу, всегда облизываюсь от удовольствия, вот так! (сначала верхнюю губу, затем нижнюю).
  • А когда я сыт, то говорю веселые стихи, вот такие:
  • За – за – за – серый зайка – егоза,
  • Зу – зу – зу – в дом запасы привезу,
  • Зы – зы – зы – не боюсь лесной грозы.

Дети повторяют четко произнося звук «з» хором, затем индивидуально.

Зайчик хвалит детей и уходит в лес.

Ребята, так чем мы сегодня занимались? (рассказывали истории про зайчика и лису).Все молодцы!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе....

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"

Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме  дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ХЛЕБ»

Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа М. Пришвина «Дятел».

Закрепить представления детей о зимующих птицах. продолжать учить коллективному составлению плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание. Обогащать лексику детей причастиями. Закрепля...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»

Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.» для детей подготовительной к школе группы, в соответствии с ФГТ (программой «От рождения до школы») по кор...

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...